ДАЙДЖЕСТ: |
До недавнего времени считалось, что чеченцы и ингуши – это потомки алан (акад. Паллас); шумеров и аккадцев (Б.А. Алборов); сирийских халдеев и ираноязычных татов (Н. Пантюхов).
В последние два десятилетия в Чечне, как и на всем Кавказе, появились новые “концепции” по древней и средневековой истории Чечни. Впервые тревогу об этой “болезни” забил в 1988 г. известный кавказовед В.И.Морковин, а позже его поддержал И.Чеченов, Ю. Гаглойти, В.Каминский, Д.Василенко, А.Ждановский, Р.Магомедов, З.Доде, В.Шнирельман, О.Давудов, В.Кузнецов, автор этих строк и другие. Дело в том, что многие любители древней истории Чечни и Ингушетии (А.Измайлов, Р.Плиев, А.Долатов, М.Аушев и др.) мифологизируют древнюю историю чеченцев и ингушей, утверждая, что вайнахи – выходцы то из Египта, то из Этрурии, то из Урарту, то из Китая, то из Индии, то из Америки, а М. Аушев договорился даже до того, что предложил свою дешифровку языка, на котором общались между собой Адам и Ева. Оказывается, это был вайнахский (нахский) язык.
О подобной ситуации более точно отозвался известный ученый В.А. Шнирельман. Он говорит, что само по себе это явление далеко не уникально, что доказывают многочисленные примеры из истории самых разных народов Х1Х-ХХ вв. Этногенетический миф нужен людям в критические моменты их истории, когда этнической группе грозит утрата языка и культуры, когда этнические меньшинства борются против расовой (а в Чечне – национальной) дискриминации и ее последствий, когда народ ведет борьбу за политическую самостоятельность, когда на развалинах Империи в прошлом народ испытывал дискомфорт. В любом случае (продолжает В.А.Шнирельман) миф о прошлом призван воспитать в людях самоуважение, сплотить их и придать им творческую энергию с целью преодоления кризиса.
Эти слова, почти слово в слово сказаны о сегодняшней Чечне и чеченцах. Но тем не менее я думаю, что истинную историю не следует мифологизировать. Не следует искать истоки истории вайнахов на просторах от Китая до Америки и от Англии до Египта. Чеченцы и ингуши никогда не были ни египтянами, ни индейцами, ни этруссками, ни англичанами, ни китайцами и ни арийцами. Не было у них ни иероглифической, ни клинописной, ни алфавитной письменности. Вместе с тем чеченцы имели свою, неповторимую, материальную культуру, следы которой обнаружены благодаря исследованиям археологов, лингвистов, антропологов, этнографов (этнологов) и историков.
Значимость этой проблемы особенно остро проявляется при изучении народов Северного Кавказа, и в частности вайнахов. В орбиту научных интересов древних авторов, а потом и кавказоведов, вайнахи попали начиная с античности. Так, при тщательном анализе “Исто-рии” Геродота (V век до н.э.) становится очевидным, что среди горцев, участвовавших в скифских походах через Кавказ в Малую Азию были и нахские племенные отряды. Наиболее убедительные свидетельства о нахских племенах, живших на Северном Кавказе две тысячи лет назад мы читаем у Страбона (64г. до н.э.-21г. н.э.) в его “Географии”. Например, описывая географию и перечисляя племена Северного Кавказа, Страбон констатирует: “Спускаясь с предгорья, мы вступаем в области, лежащие севернее, но с более умеренным климатом, так как они соприкасаются уже с равнинами сираков. Есть тут некие троглодиты (пещерники), живущие вследствие холодов в пещерах; у них уже и хлеб родится в изобилии. За троглодитами следуют какие-то народы, называемые хамекитами многоедами, и селения исадиков, могущих заниматься земледелием, так как живут они не совсем еще на севере.
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции