ДАЙДЖЕСТ: |
В системе культуры общения у вайнахов центральное место принадлежит взаимоотношениям между родителями и детьми, кругом родственников и в обществе целом.
Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей складывались на протяжении веков. У чеченцев принято считать, что светлые чувства отношения к родителям и наоборот должны быть всегда с человеком. Духовное родство между родителями и детьми от первого крика новорожденного и до последнего посмертного вздоха не должны прерываться. Это родство должно тянуться из поколения к поколению, ибо через преемственность поколений сохраняется нить исторической памяти народа. И в этом залог сохранения всего национального: культуры, языка, обычаев, традиций.
В большинстве своем чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина.
У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя". Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай. У чеченцев говорят: «Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней». Ведь совсем не случайно, что именно в таком сочетании возникли и не нами первыми произносятся слова: «Родина-мать», Отчизна».
Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Дети есть дети: поругаются, поплачут и тут же помирятся. И нет никакой необходимости доводить подобного рода детские проблемы до взрослых. Таково общепринятое мнение. Если же такая ситуация возникает, то по правилам горского этикета мать (об отце и речи нет) должна брать под защиту не своих, а детей родственников и соседей.
Нередко бывает так, что дети со своими просьбами, проблемами обращаются не к отцу или к матери, а идут к одному из дядей. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. И редко бывает, чтобы их просьба была неудовлетворена. Он может отказать в чем-то своему ребенку, ущемить интересы своих детей, но нужны очень серьезные основания, чтобы он отказал в том же детям своих братьев и сестер.
Особое место в чеченской семье занимает ц1ийн да (глава семьи). Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности. В этом плане у чеченцев бытует поговорка:"Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула".
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Уважать, почитать, любить достойных родителей — непреложный долг детей. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.
Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит, продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Наконец, следует отметить, что существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних пред молодежью. При этом главная роль состоит в том, чтобы в семьях сыновей создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. И абсолютное большинство из них делают все, чтобы укреплялись семейные узы. Такой пример. Однажды невестка в чем-то, провинилась перед стариком, но он в присутствии и в назидание ей бранил не ее, а свою собственную дочь. Прежде всего, от стариков требуется, чтобы они были очень внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в вайнахской семье форму одежды в присутствии невестки, дочерей считается неприличным. Он всегда старается, быть очень тактичным, деликатным в своем отношении к женам сыновей.
У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать".
Немаловажное место в проблеме воспитания детей в чеченском обществе занимает понятие «Яхь» - кодекс чести .Многие героические сказания вайнахов - «илли», также как песни и притчи, заканчиваются традиционно: «пусть не рожает мать сына без «яхь». Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех". Так что же такое «яхь» («юьхь» – лик, лицо, приличие)? Это понятие включено в старинный моральный кодекс вайнахов «Яхьан косташ» – «Заветы приличия и достоинства вайнахов». Он, в частности, гласит: «…Познай самого себя и свою родословную, имей «яхь», будь достойным и приличным… Ты смертен, но физически смерти не бойся, бойся жизни без «яхь» и веры, жизни без приличия и достоинства. Кто теряет «яхь», веру и дух, тот теряет свободу…»
В целом, говоря о системе воспитания детей в чеченском обществе нужно отметить, что если понаблюдать в повседневной жизни за молодыми чеченцами и (разумеется, не за теми из них, кто, не приобщившись ни к новой, ни к старой культуре, порой своей развязностью и самонадеянными амбициями баловней из высокообеспеченных семей, производят тягостное удручающее впечатление, а теми, которые, оставаясь современными молодыми людьми, сохраняют в своем поведении все то лучшее, что имеется в культуре чеченцев и ингушей, в обычаях и традициях), то без труда можно заметить, что они очень приятны и создают в кругу своего общения хорошую нравственно-психологическую атмосферу.
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека