ЧЕЧНЯ. В чеченской культуре женщина - исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев «ненан мотт - материнский язык». Оно, по утверждению Яна Чеснова, охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.
У чеченцев есть сентенция: «Нет мужчины, который исправил бы женщину, но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных». Рассказывают, однажды у знаменитого чеченца спросили, какими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена, а потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан. Уважение с их стороны определило уважение всей страны. Это предание, по мнению этнографа Я. Чеснова, не просто морализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества - приоритет женского начала.
В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречается образ злой колдуньи или безобразной старухи, зато много места отдано женщине-матери и сестре. По мнению специалиста вайнахской этнографии Я. Чеснова, чеченское общество исторически всегда было поляризовано на мужскую и женскую части. Женский полюс означал природу, а мужской - культуру. Почему у чеченцев оппозиция природа-культура не только созерцаемое явление, а фактор социальности, причем выводимый скорее из полюса природы, чем культуры? Ответ может быть очень сложным и в то же время простым: этика жизни здесь является предпосылкой социальных норм, и эта этика жизни порождена женщиной».
Остановимся теперь на некоторых категориях чеченской культуры поведения. Если бы женщине вне дома понадобилась какая-либо услуга, мужчина ей будет рыцарски покровительствовать. Во время кровной вражды не принято лишать жизни женщин враждебной стороны. Если же кто-нибудь и сделает подобное преступление, то он этим навлекает на себя величайшее презрение своих и чужих людей. Самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении женщины с непокрытой головой, т. е. когда женщина снимала платок и бросала его между дерущимися. Более того, считается в безопасности тот, кого взяла под защиту женщина. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться рукой к подолу платья любой женщины, как оружие тотчас пряталось.
Считается отвратительным бить женщину. Оскорбить же женщину считается величайшим преступлением. Величайшим позором считалось непочитание родственников матери и жены. Трудовая жизнь женщины в семье, ее стесненное положение в обществе, слабая природа дают ей, по обычаю, особые права и преимущества, и личность ее неприкосновенна. Серьезный специалист вайнахской этнографии Я. Чеснов считал, что «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение.