ЧЕЧНЯ. Пароход «Чеченец»: символ эпохи нефтяного флота России. «Чеченец» (дореф. Чеченецъ) — крупный буксирный пароход нефтяного «Товарищества братьев Нобель», спущенный на воду в 1895 году. Пароход назван в честь чеченцев. Во время Сталинградской битвы участвовал в снабжении защитников города топливом.
История создания и технические характеристики. Пароход «Чеченец», названный в честь чеченского народа, был построен в 1895 году на Курбатовском заводе в Нижнем Новгороде для «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» (Бранобель). Это крупное судно стало частью флота, который обеспечивал транспортировку нефтепродуктов по Волге.
Технические параметры:- Класс: Речной буксир с металлическим корпусом.
- Длина: 62,48 м, ширина: 16,61 м.
- Мощность двигателя: 680 индикаторных лошадиных сил (и.л.с.)
- Грузоподъемность: Способен буксировать нефтеналивные баржи общим весом до 4800 тонн.
- Экипаж: 24 человека
Примечание: Интересно, что в некоторых источниках упоминается мощность 400 и.л.с., что, вероятно, связано с модификациями или различиями в классификации.
Роль в нефтяной логистике Нобелей. «Товарищество братьев Нобель» стало пионером в нефтяной промышленности России. К 1890-м годам их флот включал 24 парохода, из которых «Чеченец» выделялся как один из самых мощных. Компания внедрила инновации:
- Первые нефтеналивные танкеры (например, «Зороастр»).
- Сеть нефтепроводов и железнодорожных цистерн.
- Использование мазута в качестве топлива для паровых машин.
Если уж говорить о буксирном флоте дореволюционной России, то следует отметить один из крупнейших на Волге пароходств, имевших в своем составе преимущественно буксирный флот: «Товарищество братьев Нобель» с 1879 года занимавшееся перевозке нефтегрузов. Товарищество имело на Волге всего 2 буксирных парохода «Парс» и «Брама», а к середине 1880-х годов имело уже 8 буксирных пароходов и 60 барж, из них 2 наливные. К концу же 1890-х годов речной флот Товарищества вырос до 24 пароходов, из них 3 наливных, и более 70 барж, а к 1900 году включал в себя 29 пароходов, из которых 18 буксирных, 8 наливных и 3 служебных.
Некоторые крупные буксирные пароходы «Товарищества бр. Нобель»: БАШКИР (1882 г.) – 320 и.л.с.;
КИРГИЗ (1880) – 240 и.л.с.;
МОНГОЛ (1899) – 500 и.л.с.;
МОРДВИН (1886) – 400 и.л.с.;
ПАРС (1876, перестроен в 1900) – 500 и.л.с.;
САРТ (1889) – 400 и.л.с.;
ТУНГУЗ (1891) – 320 и.л.с.;
ТУРКМЕН (1886) – 400 и.л.с.;
ЧЕЧЕНЕЦ (1890) – 400 и.л.с.;
ЯКУТ (1894) – 400 и.л.с.
«Чеченец» работал на маршрутах между Баку, Царицыном и Нижним Новгородом, обеспечивая доставку керосина и нефти в промышленные центры.
Участие в войнахГражданская война (1918–1920):В 1918 году пароход был включен в состав Белой флотилии. Он участвовал в боях под Вольском, где столкнулся с кораблями Красной флотилии. В сражении 1918 года «Чеченец» входил в отряд судов, включавший «Софию», «Грозный» и «Вандал», которые пытались противостоять атаке красных. Так, сайт волгоградских ветеранов-речников упоминает параход чеченец в сводке за 1916 год.
Цитата: "8 февраля 1918 года": … На «челночной» работе были задействованы пароходы «Чеченец» и переданный «Волготанкеру» из Нижневолжского пароходства «8 февраля 1918 года». Рабочая «вертушка» из девяти пароходов барж из 21 единиц, а также нефтеперекачивающей станции №141 ежедневно поставляла в Гурьев порядка десяти тысяч тонн нефтепродуктов. Суда так заработались, что последним рейсом не могли зайти в устье реки, Урал замерз. Всем была дана команда срочно уйти на зимовку в порт Шевченко. Но и здесь было поздно.
Годы становления Совесткой власти. Упоминается этот параход и в период становления Советской власти, в которон сыграл свою значительную роль. К примеру, в статистическихданных по Сталинградской области за 1939—1943 гг.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ:
В конце 1942 г. и самом начале 1943 г. флот «Волготанкера» был сильно рассредоточен. <...> Так, в районе Гурьева и Гурьевского морского рейда находился 21 паротеплоход, 44 нефтеналивные баржи и 5 нефтемашинок. Весь караван «Волготанкера» распределился на участке от острова Пешной до аула № 16 на протяжении 85 километров. При этом пароходы «Ваня-коммунист», «Чеченец», «Буденный» и «8 февраля» зимовали в открытом море. В Гурьеве, кроме флота «Волготанкера», зимовала также часть флота НВРП и Волжской военной флотилии.
Великая Отечественная война (1941–1945): Во время Сталинградской битвы «Чеченец» выполнял «челночные рейсы», доставляя топливо защитникам города. Оказывая огневую поддержку частям, атаковавшим г. Вольск, корабли одновременно вели бой с судами противника, стремившимися помешать обстрелу города с реки. Против отряда из шести вооруженных пароходов и двух катеров-истребителей Вольской флотилии (на тот момент она состояла из судов «Андрей Ляхов», «Михаил Крутов», «Свобода», «Революция», «Москва», «Казанка» и двух катеров-истребителей, действовали шесть судов флотилии белых (она состояла из вооруженных пароходов «София», «Грозный», «Чеченец», «Горец», «Могучий» и «Вандал» [21]). Суда обеих сторон выстроились в боевую линию, временами давая задний ход, и около часа держались в зоне взаимного обстрела. Зимой 1942–1943 гг. судно оказалось в составе каравана, застрявшего в замерзшем Урале, и было вынуждено зимовать в порту Шевченко.
Послевоенная судьба и наследие. После списания пароход был переименован в «Е. Ярославский». Сегодня его история сохраняется в музеях: например, заводская доска с судна выставлена в Астраханском государственном музее-заповеднике.
Post scriptum. «Чеченец» стал символом технологического прогресса и военной истории России. Его служба отражает ключевые этапы развития речного флота: от нефтяного бума конца XIX века до героических усилий в годы войн. Сегодня память о нем напоминает о вкладе «Товарищества Нобель» в промышленную революцию и логистику страны.
Источники: При подготовке статьи использованы материалы из государственных архивов, музеев и исторических исследований.
Л. Гудаев
checheninfo.ru