ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Немногие из современников догадываются, что лермонтовский Мцыри - один из самых ярких и любимых персонажей отечественной классики, по национальности — чеченец! Для Белинского он — «пленный мальчик черкес» (черкесами тогда часто называли всех горцев), у Шевырева — «чеченец, запертый в келью монаха», сам Лермонтов нигде в тексте поэмы об этом определенно не говорит, но по ряду деталей можно все-таки судить и о национальной принадлежности героя.
Вспомним сцену поединка с барсом и слова Мцыри: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков...» Все это замечательно перекликается со строками «Илли» — чеченской героической песни: «Мы родились той ночью, /Когда щенилась волчица, /А имя дали утром / Под барса рев заревой...
Прообраз героя поэмы Михаила Лермонтова "Мцыри" - чеченский мальчик, воспитанный в России и ставший в 19 веке первым и единственным профессиональным художником из чеченцев. Пётр Захаров родился в 1816 году в чеченском селении Дады юрт и во времена первой Кавказской войны был вывезен из сожженного ермоловскими войсками селения. Его аул в назидание всей остальной незамиренной Чечни в 1819 году был уничтожен царскими войсками. Упоминание об этой масштабной карательной операции имеется в записках Ермолова. «… Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать... Многие из женщин бросались на солдат.… Селение состояло из 200 домов 14 сентября разорено до основания...». Основные даты жизни и творчества П.З.Захарова
Облитого кровью трехлетнего ребенка, взятого из рук умирающей матери, солдаты доставили Ермолову, который захватил мальчика с собой в штаб-квартиру корпуса. Об этом потом в поэме «Мцыри» и упомянул Лермонтов: «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; / Ребенка пленного он вез / Тот занемог, не перенес / Трудов далекого пути; / Он был, казалось, лет шести...
Первоначально автор избрал эпиграфом к поэме французское изречение «Родина бывает только одна», но впоследствии заменил его строкой из Библии. Именно так - «Родина бывает только одна» и подписывал уже будучи известным художником и академиком Петр Захаров и подписывал свои художественные полотна.
А тогда в, в 1819-ом маленького пленника Ермолов крестил и передал под присмотр казаку станицы Бороздинской Захару Недоносову, находившемуся при хозяйстве командующего. Позже к казаку попадает и другой сирота – мальчик-лезгин. Имя казака и послужило основой для фамилии двух маленьких пленников, чеченец стал Петром Захаровым, лезгин – Павлом Захаровым.
До 1823 года Петр находился у Захара Недоносова, затем его отдали на воспитание двоюродному брату А. П. Ермолова – Петру Николаевичу Ермолову, который находился в Грузии и командовал 3-й бригадой 21-й пехотной дивизии. Известно, что в Москве в Фонде генерала А.П.Ермолова в Центральном Государственном архиве, в Деле № 182 находятся 17 писем, написанных Петром Захаровичем Захаровым. Там же находится и свидетельство за № 361000, выданное 25 августа 1823 года в городе Тифлисе командиром Кавказского корпуса генералом Ермоловым А.П., о передаче чеченского мальчика, взятого 3-х лет от роду в плен в ауле Дадан-юрт (вариация Дади-юрт) 17 сентября 1819 года, на воспитание генералу П. Н. Ермолову. Несмотря на то, что у Петра. Ермолова было семеро своих детей, он с большой любовью заботился о приемном сыне и сделал все, что мог, для хорошего воспитания и образования юного чеченца. Вскоре Петр Ермолов по состоянию здоровья уходит из армии и поселяется в Москве…
У Петра рано проявилось влечение к рисованию. Как отмечал приемный отец в письме к своей матери, мальчик «…кроме обучения грамоте… рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой». Более шести лет воспитанника П.Н. Ермолова обучал на дому портретист Л. А. Волков. В 1833 году мальчика зачисляют «посторонним» учеником Петербургской Академии художеств (согласно уставу Академии одаренные дети крепостных крестьян и представители национальных меньшинств зачислялись «посторонними» учениками). За значительные успехи в учебе уже на первом году обучения «чеченец» был принят на содержание Обществом поощрения художников. Его преподавателями были известные русские живописцы, в том числе и знаменитый Карл Брюллов. К этому времени относится и первый, юношеский автопортрет Захарова. Молодой художник активно участвует в выставках и получает денежные премии и серебряные медали. В 1835 году за работу «Старуха, гадающая на картах» он поощряется серебряной медалью, а на художественной выставке 1836 года получает высокую оценку критики. 10 августа 1836 года ему выдается аттестат об окончании Академии и право почетного потомственного гражданина.
С 20 лет Петр Захаров, уже признанный художник, много пишет, выполняя заказы и по собственному выбору, становится модным портретистом. Его кисти принадлежит знаменитый портрет Михаила Лермонтова (1836), с которым они приятельствовали. Известны его работы – портрет писателя и историка А.Н. Муравьева (1838), детей Петра. Ермолова (1839), Императора Павла 1 (1840), выполненный по просьбе П.Н. Ермолова и другие. В 1842 году он получает заказ от Академии художеств на портрет генерала А. П. Ермолова, за который в августе следующего года получает звание академика. В том же году он пишет свой знаменитый автопортрет в бурке с ружьем. Все свои картины Захаров подписывает «Чеченец из Дади-Юрта». Среди его работ также и “Портрет писателя Муравьева”, который хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а портреты поэта М.Ю. Лермонтова и генерала А.П. Ермолова входят в экспозицию Государственного Русского музея. Несколько полотен Захарова -Чеченца до недавнего времени были представлены и в Грозненском художественном музее. В их числе два его лучших полотна - ”Автопортрет” и “Портрет И.Ф. Ладыженского”. К сожалению, в декабре 1994 года музей в Грозном был разрушен. Как и другие экспонаты, полотна Захарова-Чеченца сильно пострадали. Однако их, в числе других картин, удалось эвакуировать в Москву. В реставрационном центре имени академика Грабаря в течение уже нескольких лет идет работа по восстановлению картин Грозненского музея, в том числе и работ Петра Захарова.
Тоска по далекой и почти забытой Родине сильно угнетала художника. С трех лет не слышавший родной речи выросший в русской семье и воспитанный в лоне русской культуры, он упорно выводил всякий раз на законченном полотне: «Чеченец. Родина бывает только одна». Одно из писем Петра Захарова, написанное 11 февраля 1842 года генералу Ермолову П.Н., даже в сокращенном варианте дает представление о его, судя по всему, одинокой, вне семьи жизни: «Ваше Превосходительство, Милостивейший Государь и добрейший мой благодетель, Петр Николаевич! Драгоценное для меня письмо Ваше я получил от 19 января. … За упрямство свое перед Вами я много наказан. Первое то, что много перенес болезней, потом прошедшее лето меня обокрали почти начисто, а именно шубу, платья, даже чужую мантилью бархатную, взятую для модели портрета, за который при окончании не смел, требовать ничего.как, добрейший мой благодетель, бессчастному везде бессчастно, что я решил попытать счастья в Москве...».
Императорская академия художеств в свое время направила Захарова и на учебу в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. Однако, эта поездка не состоялась: царь Николай 1 вычеркнул Захарова из списка. Между тем стажировка в Италии была бы полезна Захарову и для творческого роста и для поддержания здоровья: он с детства страдал чахоткой. На протяжении всей жизни Петра Захаровича преследовала болезнь легких, которая усугублялась нездоровым климатом Петербурга. Умер Петр Захаров очень рано, в 1846 году, в самом расцвете творческих сил и таланта. О его месте в русском обществе живописцев можно судить по высказыванию К.П. Брюллова, который считал его вторым после себя портретистом в России.
Сегодня мы очень мало знаем о знаменитом земляке. Однако, интерес к его личности и творчеству растет с каждым днем. Сейчас мы можем назвать около 100 подписных произведений Захарова, тогда как буквально лет двадцать назад, их. насчитывалось едва ли 30.
Наверное, не случайно и то, что буквально несколько лет назад Сергеем Тарасовым и Магомедом Вахаевым написана киноповесть «Захар из чеченцев» . Эта повесть – рассказ о дружбе замечательного русского художника чеченца Петра Захарова и великого русского поэта Михаила Лермонтова. В работе над киноповестью авторы использовали материалы произведений Льва.Толстого, Михаила .Лермонтова, .Мугуева и .Шабаньянца. Противоречия и сложная история республики, прослеженная авторами киноповести через странно переплетенные судьбы этих ярких представителей двух народов, дает возможность ответить на вопрос: «Что объединяло и объединяет две родины великого чеченца?» Известно, что в 2006 году Госкино Российской Федерации даже включило в свой творческий план создание художественного фильма по этой киноповести, но, кажется, дело на этом застопорилось и затерялось в чиновничьих кабинетах.
Тем не менее, радует, что мы в общих чертах все таки уже знаем о жизни и творчестве первого профессионального художника из чеченцев академике Захарове. Можно надеяться, что со временем его замечательные труды и его необыкновенная судьба получат достойное отражение в истории не только Чеченской Республики, но и отечественного искусства.
Л. Гудаев. (по материалам СМИ)
1816 год- Год рождения П.З.Захарова, аул Дады-Юрт (ныне ЧР).
1823 год, 25 августа, Тифлис. А.П.Ермолов передает П.З.Захарова на воспитание своему двоюродному брату - П.Н.Ермолову (свидетельство № 3610).
1823 год- Переезд П.З.Захарова в Москву.
1826 год- первая попытка определения 10-летнего Петруши в Петербургскую Академию художеств.
1830 год- Переезд в Петербург для подготовки и поступления в Академию.
1833 год- Посторонний ученик Петербургской Академии художеств (билет №158 от 11 апреля 1833 года). В конце того же 1833 года принят на содержание Общества поощрения художников. Получил право на писание перспективных видов комнат в нем же. В том же году написал портрет Н.А.Постниковой.
1833-1834 гг.- Написан «Юношеский автопортрет».
1834 год- За участие на выставке копий с картины известного фламандского художника-портретиста и исторического живописца Антониса Ван-Дейка «Молодой принц» получает от Общества поощрения художников 70 рублей.
1834-1836 гг.- Писание портрета М.Ю.Лермонтова.
1835 год, август - Получение серебряной медали «за экспрессию по живописи» в картине «Старуха, гадающая в карты».
1836 год- Одобрение Совета Академии за «Голову портрета» и получение второй серебряной медали.
1836 год, 19 апреля Постановление Совета об окончании П.З.Захаровым Академии художеств и получении звания свободного (неклассного) художника (Аттестат №46 им получен 4 февраля 1837 года). В том же 1836 году он пишет портрет рыбака и картину «Велисарий с мальчиком, просящим милостыню».
1837 год- Написан портрет генерал-майора свиты.
1838 год- Портрет И.П.Постниковой. Портрет духовного писателя А.Н.Муравьева.
1839 год- Портрет детей П.Н.Ермолова. Портрет А.П.Постниковой (будущей жены художника). Картина «Искушение спасителя дьяволом».
1840 год- П.З.Захаров проживает в Петербурге, на Васильевском острове, в начале года на 7 линии, на Большом проспекте в доме Герасимова в квартире Эйхорна, а в конце года-по Среднему проспекту, между кадетской линией и малой Невы, в доме купчихи Окуловой. В этом году им написаны портреты: неизвестного на фоне интерьера; Жадимеровского, неизвестного юноши, Е.В.Воейковой, Бороздиной, княгини М.П.Волконской, царя Николая I. Выполнен набросок женской фигуры, портрет молодого человека (неоконченный), мужской портрет, два варианта женского портрета.
1840-1842 гг.- 11 декабря 1840 года поступает рисовальщиком в Военное Министерство. В 1841 году П.З.Захаров, живя еще в Петербурге, на Васильевском острове, переезжает на 5-линию, что на углу Набережной, против Академии художеств в Доме моды, а в начале 1842 года-на 11-ю линию, что между Большим и Средним проспектом, в доме Траншеля. За это время им было выполнено более 60 рисунков обмундирования и вооружения российских войск, из коих найдено 37. За высокую технику и мастерство исполнения он дважды поощрялся денежным вознаграждением (5 апреля 1841 года-250 рублей и 10 января 1842 года-175 рублей). В этом же году он пишет портрет художника Н.Теребенева.
1842 год,6 февраля- Пишет прошение в Совет Академии художеств и получает программу на звание Академика.
1842 год,26 апреля- По состоянию здоровья оставляет работу в Военном Министерстве и переезжает в Москву, в дом своего воспитателя П.Н.Ермолова, близ Тверской (ул.Горького) на Чернышевский переулок № 236 (ныне ул.Станкевича, № 6).
1843 год,30 апреля- Получает звание Академика за портрет А.П.Ермолова. В том же году пишет автопортрет в бурке и портрет Н. А. Некрасова.
1844 год- Пишет портреты: А.В.Алябьевой (в замужестве Кирее-
ва), Неизвестного в черном сюртуке, И.П.Постникова (брата жены художника), доктора Ф.И.Иноземцева (в двух вариантах), групповой (семейный) портрет, композитора П.П.Булахова (предварительный рисунок к труп- повому портрету), И.П.Ладыженского.
1845 год- Пишет портреты: историка, профессора Т.Н.Грановского, НАПостниковой (матери жены художника), «Неизвестной на смертном одре», «Неизвестного», Г.Л.Волковой (первой невесты).
1846 год- Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского-президента Академии художеств. 29 сентября 1846 года на общем собрании Академии художеств конфе-ренц-секретарь В.И.Григорович сообщил о кончине Петра Захаровича Захарова... «Захаров, чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи...» Предполагается, что он похоронен в Москве, рядом со своей женой, на месте, где погребены Постниковы.
Имеется и ряд других им выполненных работ, не датированных, например, портреты: П.Н.Ермоловой, А.Г.Ермоловой, Григория Ермолова ребенком, историка М.О.Семенова, Карамаленкова, «Неизвестного», картина «Моление о чаше» (предсмертная) и ряд других, до сих пор не найденных.
![]() |
СЕВАСТОПОЛЬ. В севастопольских храмах прошли молебны о здравии пострадавших на пляже «Учкуевка»
СЕВАСТОПОЛЬ. На аппаратном совещании обсудили последствия ракетной атаки на Севастополь
Назначен новый глава Сергокалинского района вместо задержанного Омарова
СЕВАСТОПОЛЬ. Беннет: США должны дать ответ на атаку ВСУ пляжа в Севастополе
АБХАЗИЯ. Уголовное дело завели после перестрелки на границе Абхазии и РФ