Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Баудин Сулейманов. (Видео)


Просмотров: 7 854Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:


В жизни нередко случается так, что яркие и неординарные личности, известные в свое время всем и каждому, с течением времени стираются в народной памяти и становятся известными лишь узкому кругу специалистов или близких им людей.

 

Так случилось и с Бауди Сулеймановым, которого в свое время называли голосом чеченского народа. Он был не только страстным пропагандистом народной мудрости, который нашел главную цель и призвание своей жизни в создании и исполнении песен, он был любимцем народа.  


Баудин Сулейманов был человеком трагической и в то же время героической судьбы. Родился он в 1902 году в с. Давлетгирин-Эвла (ныне - Дойкур-Эвла).. Родители его - отец Сулима и мать Батти - были хотя и бедными, но уважаемыми и хлебосольными в селе людьми. Несмотря на это, судьба не жаловала мальчика, складывалась трагически: когда ему едва исполнилось семь лет, умерла мать. Вскоре, заболев оспой, он полностью ослеп. Но эти тяжелые и жестокие удары не сломили не по годам сильную волю Баудина. Помогало ему и то, что отец отдавал ему больше любви, проявлял больше заботы и внимания, чем братьям Юсупу, Дауду и сестре Таибат. Помогала и поддержка односельчан.

У отца Баудина было множество друзей и знакомых в разных селах Чечни, в которые Сулим часто выезжал в поисках заработка. Поэтому в их доме часто звучали голоса гостей, которые рассказывали детям завораживающие чеченские сказки, исполняли в сопровождении дечиг-пондара илли о народных героях, борцах за справедливость и счастье простых людей. И юный Баудин зачарованно слушал их, впитывая в себя и запоминая эти удивительные сказания. И пытался петь сам, что очень радовало отца,которого радовало, что любовь к пению отвлекает мальчика от грустных мыслей, что он старается найти свое место в жизни.

Первым его учителем игры на дечиг-пондаре был односельчанин Асхаб, а первым, кто учил его пению, - друг отца из с. Гални Така Дубаев. Он научил юного певца исполнять песни о народных героях: Бейбулате Таймиеве, Сурхо, сыне Ади, Ахмаде Автуринском, Казалгане из Мержоя и других. Лишив зрения, бог дал ему другой дар – необычайн острый музыкальный слух и талант исполнителя. Постепенно росло мастерство юного певца, расширялся круг песен и слушателей: отец начал брать его в поездки по селам в поисках хлеба насущного. В этих поездках Баудин знакомился с известными в те времена музыкантами, исполнителями. Так, ему покровительствовали и стали его наставниками-учителями чеченские народные илланчи-сказатели Эдди Уциев из Гехов, Ахмад Язиев из с. Гални, Зага из с. Беной-Юрт. С их слов он и запомнил и запел героические илли «Старого Дади», «Жаммирзы Мадиева», «Шихмирзы Зайтиева», «Сестры семи братьев» и другие.

Баудин Сулейманов. (Видео)


Но судьба продолжала испытывать волю и талант Баудина на прочность. Грянула Октябрьская революция 1917 года. Начались кровопролитные бои на фронтах гражданской войны. Разъяренные сопротивлением сельчан, белогвардейцы разрушили и сожгли крупнейшее в Чечне родное село Баудина Дойкур-Эвла. Защищая село, в боях погибли оба его брата - Юсуп и Дауд. Семья покинула пепелище родного очага и стала кочевать с места на место. Однако и эти испытания не сломили подростка: даже в этих страшных условиях он продолжал петь, даря людям надежду, укрепляя в них веру. в добро и справедливость

В 1922 году Баудин лишился и отца, но к этому времени он уже возмужал, закалился в испытаниях, нашел прочное место и дело всей своей жизни. В этот период он стал давать концерты в избах-читальнях, различных учебных заведениях, клубах, а с 1928 года он солист только что созданного чеченского областного радиокомитета, чуть позже и Чеченского ансамбля песни и танца. Отныне его голосом и песнями могли наслаждаться слушатели во всех уголках Чечни. Вскоре имя Баудина Сулейманова становится известным по всей Чечне и он по праву занимает достойное место среди певцов-импровизаторов».

В тридцатые годы XX века в группе артистов национального драматического театра и радиокомитета Баудин участвовал в проведении дней культуры чеченского народа в городах Пятигорск, Ростов-на-Дону, Москва, где его песни были записаны на Всесоюзном радио и прозвучали на весь Советский Союз. И всюду его песни и исполнительское мастерство получали высочайшую оценку, потому что в нем слышали голос самобытного края. Через него знакомились с мудростью трудолюбивого чеченского народа и его национальными героями. Истоком таланта Баудина и музыкального, и поэтического было устное народное творчество чеченцев, по мотивам которого он уже в тридцатые годы стал сам сочинять музыку и писать тексты для песен. В них оживали традиционные народные образы и известные герои. 

Рождению в нем поэта способствовало и знакомство в годы работы на радио и ансамбле песни и танца с известными тогда уже всей Чечне писателями: Саидом Бадуевым, Ахмадом Ножаевым, Шамсуддином Айсхановым, Арби Мамакаевым, Магометом Мамакаевым, с прославленным уже в те времена гармонистом-виртуозом Умаром Димаевым и другими.

Казалось бы, он с избытком пережил все удары судьбы и жизнь незрячего музыканта стала понемногу складфваться, однако, оказывается судьба приготовила ему еще немало испытаний. - Великая Отечественная война; гибель на фронте двух племянников - сыновей Таибат, Джабраила и Якуба; полуголодное существование и изгнание с родной земли со страшным клеймом «враг народа». Но и при этих трудностях Баудин не сломался, не поддался отчаянию, а упорно делал главное дело своей жизни: сочинял и пел песни

Он пел в Казахстане для шахтеров Караганды, хлопкоробов Чимкента, животноводов Джамбула, полеводов Акмолинска, земледельцев Фрунзенской и Джелал-Абадской областей Киргизии. В эти трудные годы и послал ему безжалостный рок очередную беду. Зимней ночью, возвращаясь домой пешком после концерта в колхозе (в Карагандинской области), Баудин в разыгравшейся в степи метели заблудился и без сил упал в снег. Утром бросившиеся на поиски односельчане нашли его едва подающим признаки жизни. Он выжил, но, отморозив, потерял все пальцы рук и ног. Однако и это не сломило исполнителя: он оказался сильней испытания - научился играть на кехат-пондаре и продолжал петь уже в его сопровождении.

Радостным, как и для всех чеченцев, для Сулейманова стал 1957 год - год возвращения на землю отцов. На родине он стал трудиться с удвоенной энергией, неутомимо и вдохновенно, словно обрел вторую молодость. И опять в Чечено-Ингушском радиокомитете и в Государственной филармонии. Опять пошли многочисленные выступления перед тружениками полей и ферм, рабочими и студентами. Его песни, записанные в тот период журналистами радио и сотрудниками Чечено-Ишушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, стали благодатным материалом для ученых при изучении устного творчества чеченцев.

«Мелодии и стихи Баудина Сулейманова вбирали в себя всю красоту и самобытность чеченской народной музыки и песен. Обаяние и привлекательность его песням придавали бережное сохранение чистоты звучания народных песен «илли», умение создать зримый и осязаемый образ героя, явления природы, человеческих чувств. Баудин был большим мастером одушевления образов, делая их понятными и близкими всем. 

 

Слушая его самобытный голос и песни, казалось, что над ним не властно время, но смерть, к сожалению, одинаково беспощадна ко всем - и к простолюдину, и к таланту. Его не стало в 1961 году. 

Только после его смерти - в 1962 году - был издан его первый и единственный сборник стихов и песен. К сожалению, они так и не были переведены на русский язык и поэтому Сулейманов , не смотря на то, что почти все другие сказители нашли в ней свое место, не представлен даже в фундаментальной «Антологии Чечено-Ингушской поэзии», изданной в Грозном в 1981 году. Не нашлось ему места и в сборнике «Поэзия Чечено-Ингушетии», хотя опять-таки для других, менее значимых сказителей оно нашлось. Да и сейчас его песни почти позабыты - не звучат они ни по радио, ни на аудиокассетах и дисках. Молодые люди, да и те, кто постарше, в грохоте барабанов модной и шумной современной музыки, вряд ли помнят его удивительные песни и знают что либо о Баудине Сулейманове. Вряд ли знают, что он был, что прожил трудную и трагическую жизнь, создал множество песенных шедевров, славящих республику, его мудрый и трудолюбивый народ. Создал шедевры, прославляющие его национальных героев. Все это осталось там … в незаслуженно забытом прошлом…. 

Говорят, что народ не забывает живших во имя него героев. О них он слагает свои песни и стихи, которые живут и будут жить всегда. В свое время эти песни создавал и исполнял Бауди Сулейманов. Не хочется верить, что это имя будет предано забвению и потому остается надеяться, что справедливость все таки восторжествует, и о Бадине Сулейманове рано или поздно вспомнят и он вернется к нам в стихах , в песнях и в добром слове о нем. Остается верить, что и им будет гордиться чеченский народ, которому в дар он оставил бессмертное наследство – свои стихи и песни, которые бесценным вкладом легли в копилку чеченской культуры.

Л. Гудаев (по материалам очерка Адиза Кусаева из книги «Чечня: годы и люди» 




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"