ЧЕЧНЯ. Эмильхан Чермоев (1899–1974) и Абубакар (Пика) Чермоев (1895–1939) — две ключевые фигуры в истории первой волны чеченской эмиграции, представители знаменитого рода Чермоевых, чьё имя стало синонимом силы, чести и предпринимательской хватки. Сын Муслима Чермоева и племянник Тапы Чермоева, Эмильхан с 1921 года проживал во Франции, где стал одной из опор чеченской диаспоры. Он занимал пост казначея Союза горцев Северного Кавказа — важной организации, объединявшей выходцев из Кавказа в Европе, и был владельцем доли в нефтяных месторождениях, что подчёркивало преемственность семейного бизнеса, начатого ещё его дедом, генерал-майором Арцу Чермоевым.
В 1933 году Эмильхан официально фигурировал как собственник нефтяных активов — свидетельство того, что чеченская элита не только сохранила, но и продолжала развивать своё экономическое влияние за пределами родины. Перед началом Второй мировой войны, чувствуя приближающуюся бурю, он переехал в США, поселившись в Нью-Йорке. Там он продолжил помогать соотечественникам — через толстовский фонд (связанный с последователями Льва Толстого и русской интеллигенции в эмиграции), организовывал помощь чеченцам, стремившимся переехать в Америку, спасая их от репрессий и войны.
Его кузен, Абубакар (Пика) Денил-Султанович Чермоев, был не менее значимой фигурой. Внук легендарного генерала Арцу Чермоева и тоже племянник Тапы Чермоева, он с 1921 года также жил в эмиграции во Франции. Абубакар был не просто наследником богатства — он стал видным политическим деятелем и промышленником. В 1939 году он вошёл в состав культурного клуба «Прометей» в Париже — организации, объединявшей национальных деятелей из народов, подавленных советской властью, с целью сохранения культурной идентичности и борьбы за независимость. Как администратор нефтяного общества «Нефтепромышленники Северного Кавказа», он продолжал дело семьи, сохраняя связь с экономикой родного края даже вдали от него. Его деятельность была направлена не только на бизнес, но и на укрепление позиций чеченской общины в Европе, поддержку культуры, образования и политического самосознания.
Оба Чермоева — Эмильхан и Абубакар — стали символами первой чеченской эмиграции: людей, вынужденных покинуть родину после революции и установления советской власти, но не отказавшихся от своей идентичности. Они сохранили связь с Кавказом через память, традиции и активную общественную позицию. Их судьбы — это не только история успеха в изгнании, но и напоминание о потерянных возможностях, о разрыве между народом и его элитой, о том, как война и идеология разрушают целые миры. Однако Чермоевы доказали, что даже в эмиграции можно оставаться чеченцем, бороться за правду и помогать своим.