Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Из истории Горской Республики. (Текст Деклорации о независимости Союза Горцев)


Просмотров: 1 625Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Из истории Горской Республики. (Текст Деклорации о  независимости Союза Горцев)

Декларация об объявлении независимости Республики Союза Горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской Республики)

 

Нижеподписавшиеся полномочные делегаты Правительства Союза горцев Кавказа имеют честь довести до сведения всех правительств нижеследующее:

 

Народы Кавказа закономерно избрали национальное собрание, которое, собравшись в мае — сентябре 1917 года, заявило об образовании Союза Горцев Кавказа и вручило исполнительную власть настоящему правительству, в составе которого имеются и нижеподписавшиеся. В виду царящей в России и, пользуясь признанным самим Петроградским правительством правом за всеми народами бывшей империи царей свободно создавать свою политическую будущность, Правительство Союза Горцев решило принять следующую резолюцию:

 

1. Союз Горцев Кавказа решает отделиться от России и образовать независимое государство.

 

2. Территория нового государства будет иметь своими границами на севере те же самые географические границы, какие имели области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани и Черного моря в бывшей Русской Империи, с запада — Черное море, с востока — Каспийское море, на юге — границу, подробности которой будут определены по соглашению с Закавказским правительством.

 

3. Полномочным делегатам, подписавшимся здесь, поручено довести до сведения всех правительств это решение и прорекламировать этим заявлением образование независимого государства — Союза Горцев Кавказа, а посему нижеподписавшиеся заявляют, что от сегодняшнего дня независимое государство Кавказского Союза рассматривает себя закономерно установленным.

 

Подписи: Абдул Меджид Чермоев, Гайдар Бамматов.

 

г. Батуми, 11 мая 1918 г.

 

А.Тахо-Годи. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала 1927. С.61-62.

 

Договор об установлении дружественных отношений между Императорским Германским правительством и правительством Горской Республики

 

Императорское Германское правительство с одной стороны и правительство Республики горских народов Кавказа с другой, решив установить дружеские отношения между своими странами на почве юридической, экономической и политической, заключили между собой нижеследующий договор:

 

1. Устанавливается постоянный мир и нерушимая дружба между Императорским Германским правительством и правительством Республики горских народов Кавказа.

 

2. Императорское Германское Правительство обязуется придти на помощь правительству Республики горских народов Кавказа вооруженной силой, если последнее правительство этого попросит для обеспечения мира и спокойствия в своей стране.

 

Примечание: Представление указанной вооруженной силы количеством до двух батальонов, должно последовать, если того потребуют обстоятельства и до ратификации настоящего договора.

 

3. В виду заключения настоящего трактата, при отсутствии каких-либо договоров, условий, актов и др. правоотношений международного характера между Императорским Германским правительством и правительством Республики горских народов Кавказа, обе договаривающиеся стороны сговорились заключить консульскую конвенцию, торговый договор и др. акты, которые не найдут необходимыми для установления юридических и экономических сношений.

 

Консульская конвенция будет заключена через два года, считая со дня обмена ратификацией настоящего договора. В продолжении этого переходного периода генеральные консулы, консулы и вице-консулы названных государств будут пользоваться в отношении их преимуществ и обязанностей, положением благоприятствуемой нации на основе международного права.

 

4. Пока Республика горских народов Кавказа не войдет в международный почтово-телеграфные сношения между Германской Империей и Республикой горских народов Кавказа будут установлены тотчас же после обмена ратификациями настоящего договора, согласно условий, договоров, распоряжений и правил международного почтово-телеграфного союза.

 

5. Императорское Германское правительство само признает независимость Республики горских народов Кавказа и оказывает дипломатическое содействие к признанию этой независимости другими государствами.

 

6. Императорское Германское правительство равным образом обязуется оказать правительству горских народов Кавказа поддержку дипломатическим путем к установлению границ республики на основе национального принципа, и в частности к установлению на севере границы, проходящей через Геленджик-Кубанское ( в 20 верстах севернее Армавира), Ставрополь, Святой Крест (КарабалыкБуденновск) течение и устье реки Кумы, а на юге границы, проходящей по реке Ингур, по Главному хребту Кавказских гор ( по водоразделу) и со включением в него Закатальского округа и Дагестанской области.

 

7. Количество Германских войск в пределах Республики не может быть увеличено без согласия на то правительства этой республики.

 

8. Правительство Республики горских народов Кавказа обязуется принять действенные меры к удалению из пределов Республики миссий и агентов стран, воюющих с Центральными Державами.

 

9. Договораривающиеся стороны взаимно обязуются завязать экономические отношения и организовать обмен товарами на основании положений, которые будут установлены возможно в ближайшем времени дополнительными соглашениями.

 

10. Настоящий договор будет утвержден и обмен ратификациями будет произведен в Берлине в срок не позднее одного месяца, или, если возможно и раньше.

 

Не ранее 11 мая 1918 года

 

Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.2. Оп.1. Д. 60. Л. 113-114.Дагестанский краеведческий музей. Фонд истории гражданской войны. Оп. 4. Д.7. Л.95

 

Письмо члена Горского Правительства Темирханова Председателю Германской делегации на батумской конференции генералу Фон-Лоссову с просьбой признать независимость Горской Республики

 

Туземные народы Северного Кавказа и Дагестана, живущие между Черным и Каспийским морями, связанные единством расы, религии и обычаев и очень древней общей историей, впервые дни русской революции почувствовали необходимость образовать политический союз, чтобы добиться общими усилиями максимума политических и социальных прав.

 

В мае 1917 года во Владикавказе, на первом съезде горцев, в котором принимали участие народности Дагестана, Чечни, Ингушетии, черкесы, ногайцы, туркмены, кабардинцы, абхазцы и все остальные туземные народности и племена Северного Кавказа, Союз был обнародован. Был учрежден Центральный Исполнительный Комитет горцев Кавказа. В то время в программу Северо-Кавказского Союза входило преобразовать всю Россию в федеральное государство, одним из членов которого был бы Северо-Кавказский Союз. Положение того Комитета запрещало кавказцам Севера пойти дальше, так как в России существовали еще сильные централистические партии и армия, не потерявшая свою дисциплину. Отношения между соседями Союза и с русскими партиями диктовались этой программой.

 

После Октябрьской революции Центральный Комитет Союза, отказавшийся признать правительство большевиков, взял в свои руки верховную власть на своей территории до того времени, когда могло бы быть созвано Учредительное собрание. С тех пор Центральный Комитет Союза стал общим правительством Союза и управлял страной, не имея никаких сношений с русским правительством в Петербурге и Москве. Отказ признать большевистское правительство вовлек нас в войну с большевиками. Четыре месяца терские казаки, некогда поселенные царским правительством на земле, принадлежащей чеченцам и ингушам, ведут войну против этих двух народностей и пользуются военной и материальной поддержкой большевистского правительства.

 

С тех пор, как в последнее время русский фронт перенесен за пределы Северного Кавказа и опасность, грозившая с юга народам Северного Кавказа, была ликвидирована, горцы могли пойти непосредственно к своей желаемой и священной цели – образовать независимые государства с народами юга Кавказа, связанные с ними и общностью происхождения и религией, государство, которое должно было быть тесно связано экономическими и военными узами с Турцией и государствами Центральной Европы. Чтобы достигнуть своей цели, представители Северного Кавказа и Дагестана отправились в Тифлис, где они вели с правительством, с национальными организациями и с политическими партиями переговоры по вопросу объединения двух половин Кавказа. Представители Северного Кавказа, а именно: Зубаир Темирханов, Гайдар Бамматов, Топа Чермоев и Махмед-Кади Демиров напомнили, что по причинам военным, политическим и экономическим независимое существование Южного Кавказа невозможно без союза с Северным Кавказом и приняли меры для того, чтобы как можно скорее прекратить враждебные отношения между Тифлисом и Турцией. С этой целью Бамматов, Чермоев и Демиров отправились в Трапезунд, где они объявили свое вышеупомянутое мнение Оттоманской делегации и делегации Южного Кавказа.

 

После того, как Закавказская делегация была отозвана в Тифлис, делегация Северного Кавказа поехала в Константинополь, где имела переговоры с Оттоманским правительством. Последнее объявило, что оно в принципе согласно с независимостью Северного Кавказа и обещало предпринять шаги в этом же направлении перед своими союзниками и помочь Северному Кавказу, чтобы… последний вместе с Закавказьем мог осуществить свою независимость. Имея намерение принять участие в Батумских переговорах, представители горцев имеют честь просить Ваше превосходительство уведомить императорское германское правительство об их политических стремлениях и сообщить им, до какой степени они могут надеяться получить помощь от Германии, чтобы осуществить политический идеал туземных народов Северного Кавказа и Дагестана, идеал который заключается в образовании на Кавказе одного общего государства, конституция которого будет установлена затем двумя частями Кавказа.

 

Представители народов Северного Кавказа подчеркивают, что они хорошо отдают себе отчет в том, что как они объявили Вам устно, что благосклонность германская будет иметь большую важность для осуществления их стремлений, которому всегда будет угрожать наступление на юг их северных врагов.

 

Не ранее 9 мая 1918 года

 

Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Оп.1. 61. Л. 3-6. Заверенная копия.

 

Декларация о создании объединенного правительства юго-восточного союза казачьих войск, горцев кавказа и вольных народов степей

 

20-го октября 1917 года учрежден Юго-Восточный Союз Казачьих Войск, Горцев Кавказа и Вольных Народов Степей. В этот день в г. Владикавказе представителями названных войск и народов подписан союзный договор, в силу которого 16 ноября сего года в г. Екатеринодаре открыло свои действия Объединенное правительство Юго-Восточного Союза. В Союз вошли: Донское, Кубанское, Терское и Астраханское казачьи войска, горцы Северного Кавказа, Дагестана, Сухумского и Закатальского округов и вольные степные народы Астраханской и Ставропольской губерний, 31-го октября с.г. к Союзу присоединилось Уральское казачье войско.

 

Признавая Демократическую Федеративную Республику наилучшей формой государственного устройства России, Юго-Восточный Союз в своей практической деятельности будет держаться линии проведения, свойственной сторонникам федеративной формы правления. Гарантируя своим членам полную независимость их внутренней жизни, Союз обязуется содействовать им всеми союзными средствами в подготовке их внутреннего устройства, как самостоятельных штатов будущей Российской Демократической Федеративной Республики. Вместе с тем Юго-Восточный Союз имеет в виду оказание всемерной поддержки всем остальным народам и областям, стремящимся к устройству Российской Республики на федеративных началах. С этой целью Объединенное правительство Союза уже вошло в сношение с народами Закавказья, Украины, Бессарабии, Крыма и Сибири, приглашая их вступить в соглашение о наилучших путях осуществления общих задач при взаимной помощи и поддержке.

 

Находя необходимым сохранить федеративную Россию единой, неделимой и великою, Юго-Восточный Союз примет участие в общегосударственном строительстве наравне со всеми остальными народами России, не присваивая себе в этом отношении никаких преимущественных прав, вместе с тем Объединенное правительство Союза, стоя твердо и неукоснительно на принципе самоопределения, не допустит никакого вмешательства с чьей бы то ни было стороны в строительстве внутренней жизни Союза. Всякое посягательство на федеративные права Юго-Восточного Союза в целом и его отдельных членов встретит самое решительное противодействие. Развал Центральной государственной власти и быстро развивающаяся анархия привели к тому, что жизнь нашей великой страны, как единого целого остановилась. Предоставленные самим себе отдельные области и народы, перед лицом надвигающихся хозяйственно-экономических и политических потрясений, вынуждены были организовать свою собственную власть на началах самоуправления. Развивающаяся борьба политических партий угрожала гибелью тем самобытным особенностям вольных общин казачества, горцев и степных народов Юго-Востока России, на которых исторически строилась их духовная и хозяйственная жизнь. Поэтому казаки, горцы и степные народы Юго-Восточных областей взяли всю полноту власти в свои руки и передали ее своим правительствам, избранным всенародным голосованием, а для защиты общих интересов образовали Союз во главе с Объединенным правительством.

 

На территории Юго-Восточного Союза Объединенное правительство ставит своей первейшей задачей борьбу с анархией и насилиями, восстановление и сохранение завоеванных революцией свобод и укрепление нормальных условий общественно-политической жизни, обеспечивающих всем гражданам свободное и непринужденное изъявление своей воли, дабы явилась полная возможность создать, опирающуюся на все здоровые слои станичного, сельского и городского населения, краевую и союзную власть на началах национально-территориального представительства. Позаботившись первоначально организацией уже вступивших в Союз его членов, Объединенное правительство заранее благословляет тот светлый день, когда все, кто живет и трудится на территории Союза составляет единую дружную семью, работающую на общее благо. Стремясь к скорейшему осуществлению этой задачи, Объединенное правительство прежде всего приступило к восстановлению полного порядка в населенных местах и на железных дорогах, дабы обеспечить непрерывное снабжение многострадальной русской армии, населения Закавказья и Туркестана, и рабочих промышленных центров России продовольствием и фуражем, а свои станицы, селения и города предметами первой необходимости в хозяйственном и домашнем быту. Наряду с этим Объединенное правительство озабочено организацией местных финансов, расстройство которых поставило в тяжкое положение служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях и весь, вообще, трудящийся народ, интересы которого Объединенное правительство будет считать предметом своего особого внимания и забот.

 

Богатый хлебом, нефтью, углем, скотом, солью и всеми дарами природы, Юго-Восток имеет все данные для полного расцвета духовной и материальной культуры, но душивший весь русский народ самодержавный режим убивал ее в самом зародыше. Объединенное правительство примет все меры к тому, чтобы освобожденные народы Юго-Востока, избавленные от гибельных потрясений анархии, получили полную возможность к насаждению у себя просвещения, промышленности и торговли. Вместе с тем Объединенное правительство намечает пути к безболезненному разрешению аграрного вопроса в полном соответствии с местными самобытными особенностями и интересами трудового земледельческого населения.

 

Волею неумолимой судьбы Россия поставлена в безвыходное положение на фронте: с одной стороны она фактически не может продолжать тяжелую войну, с другой – она не может заключить сепаратного мира без согласия с союзниками. Объединенное правительство высоко ставит святость договоров, а потому слагает с Юго-Восточного Союза всякую ответственность за те последствия, которые повлечет за собой решение захватчиков Центральной государственной власти заключить сепаратный мир.

 

Признавая вообще, что решать судьбу всей страны принадлежит только власти, правильно выражающей подлинную волю всех членов великой семьи народов России, Объединенное правительство верит, что избранный казаками, горцами и степными народами путь строительства всей внутренней и общегосударственной жизни встретит полное сочувствие здоровых демократических масс, найдет с их стороны братскую поддержку и поможет взаимными усилиями создать единую, великую и сильную Российскую Демократическую Федеративную Республику.

 

Объединенное правительство Юго-Восточного Союза. 28 ноября 1917 года. г. Екатеринодар.

 

(А.Тахо-Годи. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927, с. 165 – 169)

 

ПРЕБЫВАНИЕ МУФТИЯ ГОЦИНСКОГО В ГУДЕРМЕСЕ

 

Начальник экспедиционного отряда полковник Мусалаев сообщил следующие подробности пребывания муфтия Гоцинского на станции Гудермес.

 

Муфтий Союза Объединенных Горцев Кавказа Нажмутдин Эфенди Гоцинский прибыл на станцию Гудермес в 12 часов дня. Встреченный духовенством и почетным караулом из особого отряда для борьбы с абречеством, почетными представителями чеченского населения, духовный глава горцев проследовал в дом одного из уважаемых местных хаджи.

 

Тем временем, оповещенные о прибытии муфтия, чеченцы селения Гудермес и окрестных селений округа стали стекаться к кургану. Собралось не менее 3 тысяч человек.В 2 часа дня муфтий, в сопровождении многочисленной группы всадников, прибыл к кургану и с особо устроенной трибуны обратился к присутствующим с пространной речью, обрисовав политическое положение, указав на необходимость стать на страже революции и благ свободы.

 

Муфтий в самых суровых выражениях заклеймил грабежи и насилия, принявшие за последнее время массовый характер.

 

«Те мусульмане, которые посягают на имущество ближнего, — сказал муфтий,- должны посчитаться вне религии, борьба с этими отщепенцами общества вменяется в священный долг каждому правоверному мусульманину. Шариат предписывает самые суровые меры борьбы с посягателями на чужую собственность; эти меры я буду проводить с суровой беспощадностью и неуклонностью. Пусть знают все, что каждый посягнувший на имущество русского или казака будет подвергнут смертной казни; каждому, кто произведет кражу у мусульманина будет отсечена рука; убитых или казненных грабителей и разбойников не будут хоронить согласно обрядов нашей религии, а будут зарывать, как нечистую падаль вне кладбища. С теми, кто чинит насилие над русскими и нашими друзьями казаками я, повторяю, буду особенно неумолим, так как в переживаемое тревожное время мы должны сохранять самые лучшие отношения с соседями, те, кто нарушает наше мирное сожительство с соседями и грозит ввергнуть наш край в анархию, являются врагами Ислама. Я поручил наиболее уважаемым шейхам и муллам из нашей среды устройство Шариатских судов. Для активной борьбы с абреками и для выполнения решений Шариатского суда, я поручил Авдархану Харсиеву в Назрановском округе и Али Митаеву в Веденском и Грозненском округах соорганизовать особые отряды милиции, по тысячу человек в каждом. Эти отряды, совместно с действующими в Чечне воинскими частями, в кратчайший срок должны восстановить прочный порядок. Все вы должны принять живейшее участие в этом деле и всеми доступными вам средствами содействовать очищению нашей территории от грабителей и разбойников».

 

Затем муфтий убедительно и горячо говорил о значении интеллигенции в рядах горских народов, о роли Центрального Комитета Союза Объединенных Горцев, который призван руководить политической жизнью горцев и должен быть единодушно поддерживаем всем населением Союза во всех его мероприятиях.Слушатели восторженно принимали все предложения муфтия и дали торжественное обещание беспрекословно повиноваться всем его указаниям. Собрание затянулось до 6 часов вечера и закончилось общей молитвой.

 

Сопровождаемый многочисленной толпой муфтий отбыл на вокзал для следования в город Темир-Хан-Шуру (Буйнакск — ред.) на открывающееся 6-го ноября заседание Объединенного Совета.

 

Газета «Горская жизнь»1917. 14 ноября

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ Р. КАПЛАНОВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА

 

Председатель предлагает заслушать доклад члена Президиума съезда Рашидхана Капланова об организации Союза Объединенных Горцев.

 

Капланов: «Горцы! С установлением нового строя стало ясно, что переживаемый момент должен будет определить судьбы народов России, быть может, на много веков. Этот момент диктует необходимость коренного переустройства всех политических и социальных норм. Наступило время переоценки всех ценностей. Ясно, что теперь все, кто имеет силы подняться в уровень государственного строительства, должны немедленно мобилизовать свои силы. Нужно помнить, что кто не станет активным, организованным в этот ответственный момент, тот будет только материалом для строительства. В связи с этим определяются и наши задачи. События застали нас врасплох: мы не были подготовлены, не были организованны. И вот это последнее обстоятельство не могло не внушать нам опасений.

 

Не исключалась возможность старых приемов в отношении к народностям, приемов натравливания одной национальности на другую. Само собою являлась мысль о необходимости объединения. Много трудностей возникло при этом: мы были лишены всех источников и возможностей культурного развития. Все эти особенности положения и трудности мы учли и не остановились и перед тем, что у нас есть моменты, затрудняющие общую работу, например, разность языка, ибо мы знали, что вместе со всем этим мы имеем могучие цементирующие нас факторы: религия, право, условия экономического быта. Мы не могли не учесть и того, что не так давно мы, горцы Кавказа, бок о бок отстаивая свою свободу, орошали своей кровью наши горы. А это иногда может спаивать племена больше, чем что-либо другое. И вот все это дало нам возможность поставить на реальную почву вопрос об объединении. При этом мы не ограничились одной Терской областью, мы стали искать союзников, и это легко было сделать. Наши соседи дагестанцы отделяются от нас только формальной границей, разделяющей одну область от другой. Ясно, что это деление чисто условное. Дальше. Мы отправились в Баку. Здесь не трудно было установить, что мусульмане Закавказья живут одними с нами идеалами. Так окончательно окрепла мысль о нашем Союзе. Каковы же основные цели нашего Союза. Прежде всего цель нашего Союза — чисто оборонительная. Мы говорим, кто задевает одного из нас, тот задевает всех нас, и в этом покушение на наши права, мы этого не допустим». (Громкие аплодисменты).

 

Эта часть речи Капланова была немедленно переведена на чеченский, кумыкский и кабардинский языки. «Но, — продолжает Капланов, сохранение существующего положения нас не удовлетворяет. Мы должны добиться удовлетворения наших требований в реальных формах. В этом смысле наш Союз наступательный. Это не значит, что мы кому-то угрожаем, отнюдь нет, мы хотим только добиваться осуществления наших общих требований. Далее, каждое племя сохраняет полную возможность внутреннего самоопределения. Союз в этом отношении не будет делать никаких покушений, он хочет только обеспечить каждому племени возможности достижения его жизненных задач. Кроме того, наш Союз явится членом общекавказского мусульманского Союза. При этом мы не должны были забывать ни одной нашей народности, расколовшейся в отношении религии (аплодисменты).

 

Мы не должны были выставлять положения, что только мусульмане могут быть членами нашего Союза. Как известно, часть осетин православные, часть — мусульмане, но они — горцы и их интересы — наши интересы (аплодисменты). Высшей инстанцией нашего Союза должны быть съезды, созываемые из расчета по одному делегату на каждые 15000 душ населения. Постоянным органом, проводящим в жизнь постановления съезда, программу его, должен быть исполнительный, Центральный Комитет Союза Объединенных Горцев. Вот в общих чертах тот проект Союза Объединенных Горцев, который выдвигает Временный Центральный Комитет» (аплодисменты).

 

2 мая 1917 года.

 

Во имя Аллаха Единого и Пророка Магомета.

 

Религиозная секция первого свободного Съезда Объединенных Горцев, заседавшая в городе Владикавказе 3-5 мая 1917 года пришла к следующим решениям:

 

1. Ввести во всех судах по всем делам мусульман правила Корана и Шариата.

 

2. В столице Российского государства должна быть учреждена должность Шейх Уль Ислама, избираемого мусульманами России на точном основании Шариата. Шейх Уль Ислам пользуется правами министра по мусульманским религиозным и политическим делам. При Шейх Уль Исламе должен быть совет из шести представителей, избранных по правилам Шариата: по два от Шафиитов, Ханифитов и Джафаритов.

 

3. Для мусульман Терской, Кубанской и Дагестанской областей, Черноморской губернии, ногайцев, караногайцев и туркменов Ставропольской губернии учреждается должность «Кавказского муфтия» с резиденцией в городе Владикавказе. При муфтие должен быть совет из четырех кадиев по два от Шафиитов и Ханифитов.

 

4. Для мусульман каждой области: Дагестанской, Кубанской и Терской, со включением в последнюю ногайцев, караногайцев и туркмен Ставропольской губернии, учреждается Областные Шариатские суды, состоящие из кадиев, по одному от мусульман каждого округа, избираемых правоспособными мусульманами на точном основании Шариата. Эти суды являются апелляционными в отношении решений Окружных Шариатских судов.

 

5. Для мусульман каждого округа учреждаются должности Окружного кадия и Шариатские Окружные суды, состоящие из кадиев, избранных на точном основании Шариата, по одному от каждого участка, суды эти являются первой инстанцией для всех дел, возникающих между мусульманами и апелляционной в отношении решений сельских кадиев. В округах, где существуют два горских Словесных суда, Шариатские суды учреждаются не менее двух.

 

6. Для каждого сельского общества учреждается должность сельского кадия, избираемого правоспособными мусульманами данного общества. Сельскому кадию подсудны только гражданские дела не свыше 300 рублей.

 

7. Сельские имамы избираются правоспособными по Шариату членами данного общества, а выборы кадиев всех судов производятся через уполномоченных от правоспособного населения соответствующего района, если затруднится собрание населения того района.

 

8. Сельские имамы и кадии экзаменуются Окружными кадиями, а сии последние и все члены Окружных и Областных Шариатских судов экзаменуются муфтиями. До осуществления муфтиата лица эти экзаменуются временным религиозным советом при Комитете Союза Объединенных Горцев (см. п. 15).

 

9. Определение количества уполномоченных для выбора сельских и окружных кадиев и членов Шариатских судов предоставляется усмотрению соответствующего собрания правоспособных избирателей.

 

10. Выборщиками муфтия и членов его совета являются по четыре уполномоченных от каждого участка знатоков Шариата.

 

11. Срок всех перечисленных выборных должностей кроме Шейх Уль Ислама исчисляется трехлетний. При вторичных выборах могут избираться и выбывающие.

 

12. Порядок выбора Шейх Уль Ислама и членов Совета, при нем должен быть установлен правомочным собранием всех мусульман России.

 

13. В каждом округе или племени должно быть открыто мусульманское учебное заведение, для подготовки мулл и кадиев с соответствующим курсом Шариата и необходимыми предметами светской науки.

 

14. В г. Владикавказе, резиденции муфтиата, должно быть открыто высшее мусульманское учебное заведение (Юридическая Академия Шариатских наук), с полным курсом Шариата и всеми нужными предметами светской науки.

 

15. Религиозная секция постановила просить Горский Съезд об организации при Комитете Союза Объединенных Горцев особого религиозного совета из 9 лиц: по три от Дагестанской и Терской областей, два от Кубанской области и один от ногайцев, караногайцев и туркмен Ставропольской губернии. Религиозный совет должен ведать религиозными делами мусульман Северного Кавказа до учреждения муфтиата.

 

Приложение: арабский текст.

 

За председателя религиозной секции, товарищ председателя, Магомед Абдулкадыров.

 

При выработке правил о выборах согласно п. 9 и вообще, при судоустройстве, необходимо иметь ввиду мнения наших юристов, заключения коих должны лишь не нарушать прямых предписаний Шариата.

 

Кроме того, срок, на который выбираются кадии (п.11), может быть и не трехлетний.

 

Духовная секция пришла к таким решениям:

 

1) Для мусульман Терской, Дагестанской, Кубанской и Сухумской областей, Ставропольской и Черноморской губерний и Закатальского округа учреждается «Кавказское Духовное Правление» с резиденцией в городе Владикавказе.

 

Кавказское Горское Духовное Правление состоит из 9 духовных лиц, один из них Председатель правления, он же муфтий, остальные члены правления кадии, состав их определяется так: по три лица от Дагестанской и Терской областей, двое от Кубанской и Сухумской областей и Ставропольской и Черноморской губернии и Закатальского округа.

 

CПИСОК ЧЛЕНОВ КАВКАЗСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ, ИЗБРАННЫХ НА СЪЕЗДЕ.

 

Единогласно избранных членов Кавказского Горского Духовного правления. Председатель правления — Гоцинский Нажмутдин. Члены правления по Терской области:

 

От ингушей: Абдул-Карах-Хаджи.

 

От чеченцев: Шугаип Эфенди.

 

От кабардинцев: Шогенов Алихан — прапорщик.

 

От тюркского народа: по Кубанской, Сухумской области и Ставропольской губерний: Алиев Умар Эфенди Мударрис — преподаватель Высших Восточных училищ.

 

От черкесского народа:

 

по Кубанской области и Черноморской губернии: Идрисов Сабит Молла.

 

От дагестанской области: — выборы отложены.

 

5 мая 1917 г.

 

ПРОТОКОЛ ОБЪЕДИНЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ СЪЕЗДА ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА СОВМЕСТНО С ВОЙСКОВЫМ КРУГОМ КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Президиумом первого съезда горцев было получено от Президиума 2-го Войскового Круга следующее предложение: «В Президиум первого свободного съезда горцев, во Владикавказе, апреле и мае месяцах 1917 года:

 

Президиум 2-го свободного Войскового Круга Терского казачьего Войска просит Президиум Съезда горцев не отказать уведомить Президиум Круга, не сочтет ли Президиум Съезда Горцев полезным пойти навстречу искреннему желанию Президиума Войскового Круга устроить соединенное заседание двух съездов казаков и горцев для упрочения на вечные времена добрососедских отношений, а затем для совместной, в комиссии, выработке мер по урегулированию общих сторон жизни казаков и горцев в новых условиях общерусской политической жизни».

 

Открытие объединенного заседания съезда.

 

В 4 часа дня в Кадетском Корпусе состоялось соединенное заседание обоих съездов. Председательствовал Б. А. Шаханов. За столом — полный состав Президиума горцев и казаков.

 

Собрание приветствуют Троцкий (Директор Корпуса):

 

«Впервые в стенах этого зала собираются горцы и казаки. Здесь всегда постоянно живут вместе дети и мусульман, и казаков и интересы их всегда одни и те же. Нет разобщенности. Думаю, что у казаков и горцев такая же дружная работа».

 

5 мая 1917 года.

 

РЕЧЬ ЧЛЕНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, КОМИССАРА ПО ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ВОЙСКОВОГО АТАМАНА М. А. КАРАУЛОВА.

 

Я с особенным удовольствием приветствую соединенное заседание горцев и казаков. Давно уже старое правительство наложило свою руку на казаков и на горцев. Караулов излагает историю политики русского правительства в отношении горцев и казаков. Но, говорит депутат, казаки все же жили в лучших условиях и объединялись они тоже в лучших условиях. Поэтому, вероятно, и казачий съезд собрался раньше горского. Помните, господа, что в единении сила (аплодисменты).

 

Это заседание должно быть залогом нашей совместной работы, я призываю вас к ней и думаю, что все вопросы будут решаться нами сообща для будущего благоденствия всего Северного Кавказа. Я уверен в этом, думаю, что так думаете и вы. Еще раз приветствую и кланяюсь (долгие аплодисменты).

 

5 мая 1917 года.

 

РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВРЕМЕННОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА Б. А. ШАХАНОВА.

 

Продолжу в исторической последовательности то, о чем говорил М. А. Караулов. Раздавив нашу свободу, царское правительство пошло дальше по пути разъединения казаков и горцев. Оно создало ненужное для казаков и оскорбительное для нас, горцев, управление Терской области, подобное же было и в Кубани. Население, составляющее четверть общего населения области, фактически всеми управляло. Я повторяю, что эта привилегия не была нужна и казакам. Но это было так и это сделало нас врагами. Революция все изменила. Она изменила старые способы управления и сделала так, что теперь не стало ни горцев, ни казаков (шумные аплодисменты). Не будет вражды, если у нас будут общие лозунги, а эти лозунги даны русским пролетариатом и теми передовыми слоями русского общества, которое теперь объединилось для создания правительства, в руках которого будет, надеюсь, не призрачная власть.

 

Я призываю к объединению и вот тогда, когда мы объединимся, не будет никаких разногласий. (Шумные аплодисменты. За наше объединение «Ура!», громкие аплодисменты, заглушаемые криками «ура»).

 

5 мая 1917 года.

 

РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ 2-го ВОЙСКОВОГО КРУГА,ПОМОЩНИКА АТАМАНА М. А. КАРАУЛОВА ЕСАУЛА МЕДЯНИКА.

 

Господа горцы! Приветствую Вас от имени Войскового Круга, который является выразителем чувств и взглядов всех казаков. Приветствую вас как братский народ, живущий с нами свыше ста лет. Мы, казаки, привыкли уважать в Вас благородство характера, мы уважали Вас и ваши чувства, когда бились с вами, как честные противники. Теперь же, когда судьба свела нас, мы приветствуем Вас, как наших сотрудников. То чувство, которое мы питали к Вам, когда были врагами, переносится теперь на иную почву сотрудничества, на почву всеми нами любимой свободы. То разъединение, которое было среди нас, и поддерживалось не нами и не вами, а тем самым старым правительством, которое выставило нас авангардом своего деспотизма. Но теперь мы — авангард свободы (шумные аплодисменты).

 

Уважаемый наш Председатель говорил, что областью управляли казаки. Нет, это ошибка, ибо управляли 10 генералов. Среди которых не было ни одного казака, разве только один генерал Н. Н. Баратов, у которого мать была туземка. Все эти чучела — Гаибовы, Колюбакины, Флейшеры, это были не казаки, а служители старой вл

 

асти, которые только назывались казаками и как таковые разоружили нас (аплодисменты). Теперь, когда настали новые дни, казаки первые сказали, что они раз и навсегда отказываются от управления областью. Мы не хотим этого, а хотим жить с вами дружно (шумные аплодисменты и крики «браво»). Итак, господа, все старые чучела сброшены, и сброшены с легкостью, а мы будем вместе жить и мирно трудиться (громкие аплодисменты).

 

5 мая 1917 года.

 

РЕЧЬ Т. ДУДАРОВА НА ПЕРВОМ СЪЕЗДЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА

 

Приветствую Вас, представителей свободных граждан России, горцев. Я буду говорить как горец. Во всем мире не было народа более угнетенного, чем наши горцы Кавказа, а в особенности магометане.

 

Мы были не только пролетариями труда, но мы были также пролетариями духовно и даже национально. Но что же случилось, что все несчастные пролетарии и чуть даже не парии собрались и так свободно обсуждаете свои нужды, горе и радость. А вот что! Великий могучий русский народ спал под гнетом своего царизма, который овладел им и правил так, как «Соловей Разбойник», сидя на семи дубах. Но проснулся славный богатырь Илья Муромец. Засвистела калена-стрела и свалился Соловей Разбойник с семи дубов и вздохнул свободно русский народ и вот когда славный, могучий русский народ почувствовал, как сладка эта свобода, то сказал: «Да будут свободны и все другие народы также угнетенные, как и мы» и возвратил Вам, славным горцам, борцам за свободу, эту славную, дорогую свободу. И вот теперь, братья горцы, мы, все тридцать миллионов пролетариев мусульман, поблагодарим этот славный, могучий и добрый русский народ. И я думаю, не только мы, тридцать миллионов, мусульманское население нашей Родины России, а и трехсотмиллионное магометанское население всего мира, которое и теперь еще угнетено и остается париями под властью других народов, отблагодарит этот славный русский могучий народ и добрый народ за то, что он возвратил свободу их братьям.

 

В ответ последовала грандиозная манифестация в честь русского народа, аплодисменты и громкое «ура» всего собрания.

 

Все разошлись с радостным чувством, унося в свои аулы наилучшие воспоминания о первом свободном съезде горцев.

 

5 мая 1917 года.

 

ДОКЛАД АГРАРНОЙ СЕКЦИИ НА ПЕРВОМ СЪЕЗДЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА.

 

Признавая в принципе, что земля должна принадлежать трудящемуся населению, съезд полагает окончательное разрешение аграрного вопроса предоставить учредительному собранию, в виду серьезности момента и сложности аграрного вопроса. Вместе с тем съезд выражает пожелание, чтобы в отношении горцев мусульман аграрный вопрос был разрешен согласно нормам Шариата, который защищает интересы трудящихся. Вместе с тем, принимая во внимание, что не в пример остальному населению России горские племена Кавказа не пользуются до сего времени правами собственности на землю, съезд находит необходимым:

 

1. Чтобы все земли и леса, занимаемые горским населением — ногайцами, караногайцами, и туркменами Терской, Кубанской и Дагестанской областей, Ставропольской и Черноморской губерний, теперь же, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, были признаны неотъемлемой собственностью перечисленных племен.

 

2. Чтобы земли, леса и воды, отнятые казной у горцев и пр. народностей, входящих в состав Союза Объединенных Горцев, были немедленно возвращены сим народам и, наконец,

 

Чтобы все свободные казенные земли Крестьянского Поземельного банка в пределах территории горского населения и смежных с нею поступили немедленно для обеспечения землей безземельных и малоземельных горцев и пр. народностей, вступивших в Союз Объединенных Горцев.

 

6 мая 1917 года.

 

(Рукописный фонд ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Проверенные копии. Газета «Время» 1917 год.)

 

ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. КАК ЭТО БЫЛО…

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОРЦЕВ КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА ПО ПОВОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОСОБОГО ЗАКАВКАЗСКОГО КОМИТЕТА О РАЗОРУЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАКАВКАЗЬЯ.

 

12 мая с. г. [1917г.] Особый Закавказский Комитет вынес постановление о разоружении населения Закавказья. Ясное предвидение тех роковых последствий, которыми грозит этот акт, внушенный темными силами с явно провокационной целью, побуждает Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана без всяких недомолвок высказать свое к нему отношение.

 

Горец и оружие составляет одно неразделимое целое. Безоружный горец чувствует себя униженным, умаленным в своем достоинстве.

 

Только в оружии привык он видеть защиту своей чести, жизни и достояния. Только в оружии он усматривает гарантию свободы, за которую он боролся 60 лет и которую, получив обратно недавно, твердо решился защищать до последней капли крови о бок с революционной русской демократией.

 

Право свободного ношения оружия для горца есть внешне обязательное проявление полученных им свобод.

 

Это своеобразная психология, являясь плодом долгого исторического процесса, не могла быть вытравлена всеми преследованиями царского правительства; бессильны изменить ее и разные постановления, вырабатываемые в тиши кабинетов.

 

Стремление к ношению оружия, прочно сидящее в горце находит, кроме того, полное оправдание в переживаемых Россией событиях.

 

Нельзя от граждан, неразрывно связавших свою судьбу с успехом русской революции, твердо решившихся защищать всеми силами долгожданную свободу, требовать чтобы они сложили оружие, когда еще опасность контрреволюции и анархии не устранена, когда каждый день чреват самыми роковыми неожиданностями и когда революционный порядок еще не вполне установился; только тогда государство может требовать от граждан разоружения, когда личная и имущественная безопасность является обеспеченной, чего мы не замечаем не только на Кавказе, но и даже в столицах.

 

Для всякого не предубежденного лица очевидно, что горские шашки и винтовки ни в коем случае, кроме врагов революции, не могут и не должны вызвать опасений, подозревать в каких-то антигосударственных целях людей, которые только выиграли с падением царского режима и уверены, что лучшую будущность им может обеспечить только упрочение завоеваний революции. Между тем темные силы, пользуясь незнакомством русского общества и солдатских масс с политической позицией, занятой горцами и их народной психологией, развивают усиленную агитацию и распространяют нелепые слухи о готовящемся мусульманском восстании, о реакционности и враждебности горцев к русским. Чрезвычайно искусно руководимая агитация, скрытой целью которой является желание вызвать кровавое столкновение между русской армией и мусульманским населением Кавказа, дала уже ядовитые плоды и создала соответствующее настроение, которое привело к созданию Особым Закавказским Комитетом постановления о разоружении, направленного фактически только против мусульман.

 

Сами авторы проекта прекрасно сознают, что постановление «то ничего положительного дать не может, что население, к каким бы мерам не прибегали, оружия не выдаст, как не выдавало его, несмотря на все репрессии и при старом режиме, что этот акт есть нечто иное, как попытка хоть чем-нибудь, реагировать на создавшееся настроение.

 

Не давая ничего положительного постановление о разоружении создает такую опасность, которую могут не замечать только политические слепцы.

 

Постановление признает факт вооружения населения в форме настолько неопределенной, что это может внушить мысль об его организованном характере, тогда как приобретают оружие на свой страх и риск отдельные лица, как это имело место всегда.

 

Особый Закавказский Комитет недостаточно авторитетен, чтобы гарантировать, что местные военные комитеты или даже просто неорганизованные солдатские массы не начнут самочинно, как это не раз уже имело место, приводить в исполнение постановление о разоружении, что вызовет острое озлобление против солдат, которых население не сможет не приравнивать к жандармам и полицейским старого строя.

 

Попытки обезоружения, обыски, при которых нельзя будет предотвратить актов насилия, настолько обострят отношения, что кровавое столкновение между горцами и солдатами вспыхнет стихийно, польются потоки крови свободолюбивых горцев и революционной армии, чего только и добиваются те элементы, которые так ловко сумели в некоторых местах настроить солдат массы против мусульман.

 

Центральный Комитет Союза Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана полагает излишним указывать, что у горцев нет чаяний вне русской революции и находит несовместимым с достоинством горцев необходимость постоянно оправдываться в тех гнусных обвинениях, которые предъявляются разными темными силами, предоставляя суду истории доказать насколько был прав Особый Закавказский Комитет, усвоив по отношению к мусульманскому населению политику недоверия царского режима.

 

Вместе с тем Центральный Комитет Союза объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана не считает себя вправе закрывать глаза на громадную опасность, создаваемую актом о разоружении, снимает с себя и возлагает на авторов последнего всю ответственность за последствия, которые может вызвать приведение в исполнение постановления и объявляет, что Горцы Северного Кавказа и Дагестана ни в коем случае не откажутся от своих прав и скорее отдадут свою душу, чем выдадут оружие. Исчерпав все средства для убеждения Особого Закавказского Комитета в пагубности предпринятого им шага и потеряв всякую надежду на то, что голос его будет услышан, Центральный Комитет Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана обращается к русской революционной демократии и Временному правительству с призывом обратить самое серьезное внимание на Особого Закавказского Комитета, угрожающего делу революции на Кавказе самыми гибельными осложнениями.

 

Центральный Комитет Союза объединенных

 

Горцев Северного Кавказа и Дагестана. 28 июня 1917 года

 

(Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. Проверенная копия)

 

Послание муфтия Нажмуддина Гоцинского к муллам и прихожанам Северо-Кавказского Муфтиата.

 

Я, избранный волею горских народов, повинуясь велению шариатского права, приказываю всем сельским муллам приступить немедленно к обучению прихожан обрядам ислама, как-то правильному совершению намаза, “поста”, отчислению пожертвований “закат” и совершению прочих личных религиозных обязанностей мусульманина.

 

Я напоминаю всем сельским муллам, что воля тех же в дни обновления нашей горской жизни создала Центральный комитет, цели которого не противоречат правилам шариата, он желает одного — поднять политический и культурный наших народов и отстоять их права в настоящее время, когда различные опасности угрожают даже самому существованию народов.

 

Величайшим злом, подрывающим покой и благосостояние наших народов и всех тех, которые живут среди нас, в настоящее время является преступность. Воры, разбойники, убийцы нарушают все веления шариата, но они же готовят часто смерть невиновным мужчинам, женщинам и детям.

 

Поэтому я, Ваш муфтий, приказываю вам предложить сельским обществам немедленно избрать из своей среды особых богобоязненных лиц, обязанных неумолимо проводить в жизнь правила шариата во всей строгости в борьбе с ворами, разбойниками и убийцами, а все представители светской власти — областные, окружные комиссары и сельские старшины обязаны оказывать названным лицам свое содействие, ибо в противном они будут устранены от своих должностей, как недостойные своего звания на основании постановлений Центрального Комитета. Я объявляю своему населению, что все правила шариата будут мною и всеми светскими властями применены во всей строгости без всякой жалости, включительно вплоть до отсечения рук ворам и смертной казни разбойникам и убийцам; для этого мною будут назначены особые лица, которые будут немедленно приводить в действие карательные постановления над ворами, грабителями и убийцами.

 

Чтобы облегчить борьбу с преступниками, предлагаю сельским муллам и избранным лицам немедленно приступить к организации добровольческой милиции, при этом в ряды бойцов с преступниками могут быть зачислены только лица благонадежные и мужественные, признающие для себя обязательными только правила шариата и благополучие своих народов; маловерам и слабакам нет места в рядах этой рати.

 

Списки добровольной милиции должны быть представлены через Дyxoвнoe Управление или мне, или председателю Центрального Комитета Топа Чермоеву. Все сельские обества обязаны завести у себя добровольческую милицию. Если после этого какое-либо сельское общество вопреки своему собственному постановлению либо моему посланию, желаниям Центрального Комитета нарушат эти правила, то оно будет исключено из членов Горского Союза, как порочный член, нарушивший мир и покой всего населения, и оно будет оставлено на усмотрение карательной экспедиции, и оно не найдет никакой поддержки у других народов и своего собственного народа.

 

Вновь напоминаю, что за преступление, совершенное мусульманами против мусульман, я, через моих уполномоченных на то лиц, буду отсекать руки, а за преступление, совершенное против имущества и личности христиан, те же лица будут исполнять смертную казнь над преступниками.

 

Я считаю необходимым столь строгие меры в особенности в настоящее время, так как мы все должны поддерживать добрососедские отношения между нашими народами и с русскими, дабы от преступников не пострадали невинные лица.

 

Я приказываю муллам после получения настоящего моего послания немедленно прекратить похороны преступников, убитых в перестрелках с милицией или на месте совершения преступления, и признанных виновными, для них устроить разбойничье кладбище, где их и хоронить, не совершая над ними похоронной молитвы, так как они своим преступлением нарушали правила шариата и этим самым исключили себя еще при своей земной жизни из списка правоверных.

 

Объявляю всем муллам, которые нарушат правила настоящего моего послания, что они будут мною лишены духовного звания. Аминь.

 

4 ноября 1917 года

 

(Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1.Д. 151. Л. 33 – 35. Проверенная копия)




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"