ДАЙДЖЕСТ: |
Б. А. Калоев
Зарождение осетипо-вайнахских этнокультурных контактов следует относить, видимо, 1{ IV в. н. э.— эпохе появления па Кавказе алан и активному политическому и культурному влиянию их на местные народы. Эта важная историко-культурная проблема — длительное взаимодействие алан, иранцев по языку и культуре и коренных обитателей Северного Кавказа — в исторической литературе до сих пор остается малоизученной. Отдельные ее аспекты рассматривались лингвистами и археологами’. Предметом специальных исследований дореволюционных и советских авторов стали исторические и культурные связи осетин с пародами соседних районов Кавказа — балкарцами, карачаевцами, абхазами, грузинами — сванами и мегрелами 2.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть этнокультурные связи осетин с народами восточной части Северного Кавказа—вайпахами (чеченцами и ингушами), проявляющиеся в материальной и духовной культуре, обычаях, верованиях, в эпосе. Такая культурная общность — результат не только этнокультурных связей этносов. Во многом она объясняется сходством прнродно-географических условий, участием в этногенезе осетин и вайнахов общих этнических компонентов — древпекавказского и иранского. Но это особая тема исследования. Нас же интересуют общие черты в культуре осетин и вайнахов как результат их давних этнокультурных связей (хотя вполне четко определить именно этот культурный пласт не всегда удается).
В основе настоящей статьи — свидетельства нарративных источников преимущественно XVIII—XIX вв., а также полевые материалы, собиравшиеся автором на Северном Кавказе в течение многих лет (начиная с 1950-х годов) экспедиционной работы.
Сходство элементов материальной и духовной культуры вайнахов и осетин, их обрядности, верований давно отмечено многими бытописателями прошлого. Грузинский географ XVIII в. Вахуштп, хорошо знакомый с жизнью горцев Центрального Кавказа, писал, что ингуши и чеченцы «одинаковы с овсами (осетинами.— Б. К.) верованиями, нравами, поступками, обычаями» 3. На культурную общность осетин и вайнахов (главнымобразом ингушей) обратил внимание А. М. Шегрен. Не исключено, что отмеченная культурная общность осетин и ингушей была главной причиной создания в 1774 г. Духовной комиссии для восстановления христианства, действовавшей в среде именно этих двух народов».
В XIX в. П. И. Грабовский, хорошо знавший быт чеченцев и ингушей, в своей работе привел множество фактов осетиио-вайнахских параллелей в дохристианских верованиях (боя^ества, культы, празднества), обрядах и обычаях, фольклоре, в нартских сказаниях; он же обратил внимание на общие черты в погребальных и крепостных сооруя?ениях этих народов5. Такого я^е рода сведения приводят в своих работах В. Ф. Миллер в, Б. Дал-гат7, Г. Вертепов и другие, изучавшие быт и культуру осетин и вайнахских народов. Г. Вертепов, например, характеризуя этнокультурные контакты осетин и ингушей Джерахского ущелья, уходящие, по его словам, в глубь веков, отмечал, в частности, что у них «свадебные обычаи, обряды во время родов, при выборе имени для ребенка и т. п. … почти совершенно одинаковы». Он объяснял такую общность смешанными осетино-ингушскими браками, которые действительно были очень распространены меясду осетинами и ингугаами-дя?ераховцами. «Занести именно эту категорию обычаев и обрядов к ингушам,— пишет он,— могли только невесты и матери: если бы заимствование обычаев было результатом внешних сношений двух племен, то оно сказалось бы скорее в других сферах жизни» 8.
Из работ советских исследователей по этнографии вайнахов преяеде всего следует назвать работу Л. П. Семенова, в которой обстоятельно раскрыты многие элементы материальной и духовной культуры ингушей, путем сравнительного анализа выявлены общие черты с культурой осетин. По мнению автора, приведенный им обширный материал «ярко свидетельствует о давности и глубине культурного и экономического общения Ингушетии и Осетии» 9.
Осетины издавна называют ингушей двумя именами: мгехъ-хъкл и хъулгъа, чеченцев — цкцхйнаг. Более вероятно, что этноним махъхъял, которым осетины называют ингушей ущелья Армхи — по-осетински р. Махъхъхлдон, появился у них раньше этнонима хъулгъа (от самоназвания ингушей г1алг1ай). Этноним хъулгъа, возмояшо, возник в осетинском языке с переселением ингушей на равнину, но не получил широкого распространения. Чаще всего именем хъулгъа называли страну ингушей. «Он из хъулгъа» означало, что он из Ингушетии. В настоящее время название хъулгъа почти исчезло из осетинского языка и осетины называют ингушей этнонимом махъхъхл.
Этимология этого этнического названия интересно показана А. Н. Генко в его работе «Из культурного прошлого ингушей». «Эрзий (Арзии), т. е. с. Эрзи (в ущелье Армхи.— Б. Л*.),—пишет он,—значит по-ингушски «орел», а махъхъал, по объяснению некоторых ингушей,—название птицы вроде орла; в чеченском … (по Услару) — орел, махъхъал, коршун»10. Ограничиваясь этим указанием, можно полагать, что название махъхъал сначала было воспринято соседними осетинами-тагаурцами, а от них — жителями других районов Осетии. Чеченцы и ингуши называют всех осетин х1ири, т. е. именем этнической группы осе-тин-иропцеви, с которой вайнахи веками соседствовали и общались.
Отражение слолшых этногепетических процессов, происходивших в древности в пределах Центрального Кавказа, мы находим в исторических преданиях осетин и ингушей. «Как мы можем резонно полагать, первое проникновение иранской речи на Северный Кавказ,— пишет Е. И. Крупнов,— приходится на VII— VI вв. до п. э. …Этим было положено лишь начало языковой ирапизации некоторых групп местного кавказского населения»52. Этот процесс был длительным и сложным, что в какой-то мере подтверждается археологическими материалами13. Можно полагать, что отзвуки такого рода событий, в частности миграций алан на восток, отразились в осетинских преданиях. В одном из них повествуется о поселении в центре Куртатинского ущелья по р. Фиагдон братьев Курта и Тага — родоначальников Куртатинского и Тагаурского обществ Осетии, вышедших из соседнего Алагирского ущелья (крупный центр алан-осетин). В Ала-гирском ущелье в средние века жили древние осетинские роды, в их числе и знаменитая фамилия Царазоновых — потомки легендарного Ос-Багатора, от которого ведут свое происхоягдение многие фамилии Северной и Южной Осетии14.
На новом месте, гласит предание, Курта и Тага не поладили. Расставшись с братом, Тага занял новые земли, простиравшиеся на восток. В предании, записанном в 70-х годах XIX в., -умалчивается о прежних обитателях этих мест, об их судьбе. Мояшо предполагать, что в предании отразились факты миграций алан на восток. Аланские захоронения раннего средневековья, открытые в ряде горных и предгорных районов Чечено-Ингушетии, в том числе в Дл<;ерахском ущелье, также свидетельствуют в пользу такого мнения’5.
После монголо-татарского нашествия на Северный Кавказ существенно изменилась этническая карта этого региона. Л. П. Семенов, основываясь на сравнительном анализе памятников материальной культуры ингушей, считает, что именно в этот период последние мигрировали из густонаселенного ущелья р. Ассы на запад, где со временем возникла богатая башенная, скле-повая и храмовая культура (селения Лейлаг, Хани, Эрзи, Лежги др.).
«Основываясь на этих данных,— пишет Л. П. Семенов,— можно с уверенностью сказать, что древние обитатели Ассин-ской долины в поисках новых мест для поселения в большом количестве продвигались к западному району, представлявшему по сравнению с восточным благоприятные условия для хозяйственной и культурной жизни в связи с близостью к важному торговому пути, соединявшему Северный Кавказ с Закавказьем» ‘». Заселение ингушами указанных районов в послемонгольский период, их взаимоотношения с соседними осетинами нашли отражение и в некоторых героических сказаниях ингушей. Чах Ахриев впервые использовал собранные им народные ингушские предания в качестве источника по истории ингушских селений. «Когда жить стало тесно,—пишет он,— галгаевцы начали выселяться в долину (Джерахское ущелье.— /). К.)». По его словам, первым в этих местах поселился галгаевец Леван, основавший с. Джерах, в которое поселились две осетинские фамилии — Дуровы и Хаматкановы. Далее в предании говорится, что потомки Левана, чувствуя, что «стало тесно жить… расселились к западу и построили аулы Пятеш и Фартауг». Их примеру последовали и Дуровы, которые, уйдя на запад, основали там «Верхний и Нижний Озми» 17.
На миграцию ингушей из ущелья Ассы в соседние западные районы указывает и героическое сказание о Колой-Каите, считающемся родоначальником ингушской фамилии Калоевых.
Итак, с переселением ингушей в Дяшрахское ущелье и в долину Терека возник целый ряд смешанных осетино-ингушских сел, развивались родственные связи между осетинами и ингушами. Насколько сильна была дружба менаду этими народами повествует одно из ингушских преданий, приводимое Г. Вертепо-вым: «На земле джераховцев,— говорится в предании — яшла тогда значительная часть их западных соседей-осетин, с которыми они были в самых друя?ественных отношениях. Д;керахов-цы и осетины вместе собирали плату за проезд через Дарьяль-ское ущелье с проходивших караванов и мирно делили ее среди окрестного населения, на котором лен^ала обязанность следить за исправностью дороги». При этом автор добавляет: «Достойно замечания, что у осетин деньги получал только привилегированный класс — алдары (феодалы.— Б. К.), а у дя^ераховцев как правители, так и остальные классы получали поровну 18.
По данным других ингушских преданий, записанных в 1920-х годах Л. П. Семеновым, многие осетинские фамилии не только друяшли с ингушскими, но и находились в родственных отношениях. Так, осетины Гуриевы, жившие в с. Саниба, имели родственников-ингушей в с. Фуртоуг. Обе фамилии — осетинская и ингушская — обменивались взаимными визитами во время семейных торжеств (свадьба, похороны, рояедение первенца), подолгу гостили друг у друга. Осетии из фамилии Гуриевых, умерший в с. Фуртоуг, мог быть похоронен в этом яге селе, и наоборот. Интересно, что в с. Саниба некоторые подземные склепы называют ингушскими. Ингушские фамилии Хаматкано-вых и Дуровых родиной своих предков считают с. Тменикау Тагаурского общества ‘9.
Ваяшейпшм источником для определения территории расселения алан-осетин и предков современных вайнахов является доаланская топонимика. Отметим лишь, что из 8326 зафиксированных А. Д. Цагаевой топонимов на территории Северной Осетии названия, объясняемые из осетинского языка, составляют 7012. Часть названий (72) А. Д. Цагаева относит к древнекав-казскому пласту. Значительное число таких названий имеется и на территории Восточной Осетии — в Санибанском, Кобаиском, Даргавском и других ущельях вблизи Чечено-Ингушетии. Например, топонимы Анах, Асух, Абуантх, Гхмбыз, Пурт, Чиаш, Хиах, Ххбал и т. д., не объясняемые из осетинского языкаы. В этих же районах имеются топонимы явно вайнахского проис-хояедения. Таковы, например, названия с. Ламардои, первая часть которого означает в ингушском «горец», и горы Тбау — «притаиться» (Таба), находящихся в Даргавском ущелье21. Под именем Ламардон были известны два селения: Хусар (Южный) Ламардон и Цхгат (Северный) Ламардон, знаменитые своими башенными постройками. Гора Тбау имела своего покровителя — Уацилла (бога хлебных злаков), отчего она называлась Тбау-уациллайы хох (гора по имени Тбау-уацилла). На ней находилось святилище Уацилла, почитавшееся ягателями Дар-тавского ущелья. Здесь устраивались н?ертвоприношения и совместные пиршества в определенный день года.
Возможно, что в древнекавказском пласте топонимии Осетии имеется немало других ваинахских названий, ояшдающих своего объяснения. С другой стороны, весьма ваншым для данной темы является изучение алаио-осетинских топонимов на территории Чечено-Ингушетии. Однако вопрос этот остается до сих пор вне поля зрения исследователей.
Позднесредневековые осетино-вайнахские этнокультурные связи подтверя;даготся и мноя?еством одноименных фамилий у осетин и ингушей. Среди них широко известны: Дударовы, Плие-вы, Гайтовы, Таутиевы, Калоевы, Льяновы, Гардановы, Дуровы, Хаматкановы, Хутиевы и др. Не останавливаясь на ироисхон!-дении этих и других осетино-ингушских одинаковых фамилий, отметим лишь, что многие из представителей этих фамилий, помия имя своего родоначальника, выводят его либо из Осетии, либо из Чечено-Ингушетии. Так, ингушские фамилии Гайтовых, Таутиевых, Льяновых, Дуровых, Хаматкановых, отчасти и Дударовых ведут свое происхояодение из Осетии, поддерживая до наших дней родственные связи со своими осетинскими однофамильцами гг. Такие связи выражаются во взаимных визитах, особенно во время свадеб, похорон, рождения сыновей-первенцев и других семейных и общественных торяшствах, а также в оказании помощи друг другу во всех случаях жизни.
Появление родоначальников этих фамилий в Ингушетии было вызвано главным образом обычаем кровной мести, от которой виновная сторона спасалась обычно бегством в инонациональную среду. Однако такие многочисленные фамилии, как Плиевы, Калоевы, Багаевы, Хасиевы и др., составлявшие в Осетии и Чечено-Ингушетии целые поселения, видимо местного происхояще-ния. Меяоду такими одинаковыми фамилиями осетин и вайнахов отсутствуют какие-либо родственные связи, хотя они иногда считают себя формально родственниками.
Большой интерес издавна вызывает происхождение фамилии Дударовых, выводимой одними исследователями из Осетии, другими — из Чечено-Ингушетии. Вайнахские предания о происхождении рода Дударовых, как и ряда других, например Калоевых, дают возможность проследить процессы миграции ингушей из Ассинской котловины — центра формирования их культуры — в западные районы (в Лрмхи и Джерах). Так, по некоторым преданиям, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека и, войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки.
Территория расселения ингушского этноса в эпоху позднего средневековья прослеживается и на основе памятников материальной; культуры. Исследователи справедливо считают Лсснпскую котловину центром древней культуры ингушей: здесь сосредоточено множество их боевых башен, замковых построек, склепов, языческих святилищ, христианских храмов и т. д. Несколько меньше их в верховьях Армхи и Джераха, в долине Терека. Многие памятники материальной культуры осетин и ингушей имеют поразительное сходство (боевые и жильте башни, замки, склепы, памятные столбы и т. д.). Исключение составляют лишь знаменитые ингушские башни со ступенчатой пирамидальной кровлей, почти не встречавшиеся на территории Осетии. Строительством таких башен занимались иногда целые фамилии мастеров, сооружавших аналогичные укрепления и у соседних народов. Так, в Осетии известно несколько боевых башен, построенных ингушскими мастерами: башня Мамсуровых (с. Даргавс), Калоевых (с. Калотыкау в местечке Хилакъ), Дзугоевых (с. Донисхри т. д.23
Из распространенных крепостных построек известен был замок (галуаи — у осетин), строившийся «сильными» фамилиями и феодалами почти по одному образцу. У осетин он обычно состоял из жилой и боевой башен, некоторых жилых и хозяйственных построек, обнесенных каменной стеной с арочным входом. У вайпахов (ингушей) он ограничивался одними башнями (одной пли двумя жилыми, одной боевой) 2
Жилая башня (ганах — у осетин, гала — у ингушей) состояла обычно из трех этажей, из которых первый служил для помещения скота, второй — для жилья, третий — для оборопы 25. Позже у осетин, когда ганах перестал выполнять функцию обороны, третий этаж его, по словам информаторов, стал служить для приема гостей. Башня имела внутреннее межэтажное сообщение посредством лазов, вход на первом этаже оформлялся в виде арки. Во многих случаях башня служила жильем (особенпо у осетин) для больших патриархальных семей.
Многие боевые бапши вайнахов были аналогичны осетип-ским: это башня с плоской крышей из 4—5 этажей с арочным лазом на втором этаже. Все этажи ее, кроме нижнего, имели бойницы для круговой оборопы; в нижнем этаже содержали военнопленных или хранили зерно и домашнее имущество. Вайнах-ский вариант башни отличался от осетинской лишь выдолблен-ным на стене крестом, иногда она имела внутренний свод па втором или третьем этаже. В Осетии башня с таким крестом зафиксирована только в с. Галнат, а со сводом — в с. Даргавс (башня Мамсуровых).
Башни с пирамидальной крышей, распространенные в Ингушетии (очень редко в Чечне), отсутствуют в Осетии. В то же время наземные склепы здесь строили с пирамидальной крышей, их ареал охватывал всю Восточную Осетию; в Дигории склепы с такой крышей по отмечены26. Такие же склепы строились в Ингушетии, отчасти в Чечне. Можно предположить, что эта скле-повая архитектура создавалась общими творческими усилиями многих соседних народов, в том числе осетин и вайнахов. Во всяком случае их склепы (наэемпые, иолуподзомпые, подземные), составлявшие нередко целые «города мертвых» (в Осетии —. в селениях Даргавс, Джимара, Махческ, в Ингушетии — в селениях Фалхан, Салги) или располагавшиеся в большом количестве непосредственно за селом, отмечались весьма большим сходством.
Известный исследователь памятников материальной культуры вайнахов и осетин Л. П. Семенов, например, отмечал: «Сходство ингушских наземных склепов с осетинскими не только в основных архитектурных формах, но и в различных характерных деталях». К ним автор относил, в частности, желтую окраску склепов, одинаковое устройство лазов и их затворов, просверленные, небольшие плиты, вделанные в стену, отпечатки рук па степах, глубокие ниши в полуподземных склепах (в Ингушетии — в с. Салги, в Осетии — в с. Даргавс, Кобап) и т. д.
Почти пе отличался у этих народов и обряд погребения в наземных склепах (покойников клали на деревянные нары в определенном направлении по частям света), как и погребальный инвентарь: гробы, ладьеобразные колоды, люльки, оружие, украшения и т. д.27 Отметим, что ладьеобразная колода, много раз паходимая в склепах осетин и ингушей, относится к аланской эпохе 28, а рогообразпый женский головной убор «курхарс», встречавшийся только в ингушских женских погребенияхгэ, по-видимому, является наследием древних иранцев: он очень напоминает один из вариантов скифского головного убора 30., Сходные черты имеют у осетин и вайнахов памятные столбы, располагавшиеся обычно на проезжих дорогах, и языческие святилища, почитавшиеся в горах и после принятия мусульманства. Свидетельством давних этнокультурных контактов этих пародов могут служить и некоторые изображения всадников па ингушских склепах (селения Ляйлаг, Эгикал) и культовых памятниках (известный храм Тхаба-Ерда и святилище Галь-Ерда), в которых исследователи видят отражение обряда посвящения коня покойнику 3 широко бытовавшего не только у осетин, но и у ингушей до принятия ими ислама. Известно, что обряд этот восходит к скифской эпохе 32. Под влиянием мусульманства из быта вайнахов исчезло пиво, приготовлявшееся ими, подобно осетинам, в больших медных котлах, еще недавно находимых в ряде мест горной Ингушетии33. По определению В. И. Абаова, культура пива, занесенная из Северной Европы, была воспринята кавказскими аборигенами от древних иранцев 34.
Осетино-вайнахские связи прослеягаваются и во многих сельскохозяйственных орудиях, и в традиционных занятиях. Так, традиционное ингушское горное пахотное орудие волокуша и коса совершенно аналогичны осетинским35. Большое сходство имеют традиционные отрасли хозяйства, особенно домашние промыслы (обработка шерсти, дерева, металла и т. д.), а также пчеловодство и охота.
Можно заключить, что тоясдество многих черт культуры осетин и вайнахов объясняется, как указывалось, не только сходством их географического положения, близким соседством и общением, по и общими истоками — вкладом древнего населения региона в их культуру.
Немало примеров общности мы находим в духовной культуре этих народов, в их обычаях, нравах, обрядах, фольклоре, а также в дохристианских и домусульманских религиозных воззрениях. Ингуши в этой области стоят намного ближе к осетинам, чем к родственным им чеченцам. В этом можно убедиться, например, при рассмотрении самых различных вопросов, касающихся общественного и семейного бьтта вайнахов и осетин. Известно, что кровная месть у осетин и ингушей падала на широкий круг родственников — до третьей степени родства, продолжалась годами, нередко приводя к истреблению целых фамилий. Сходным было у них и примирение кровников, совершавшееся почетными стариками (медиаторами) по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» («платы примирения») и устройством ею так называемого «кровного стола» — угощения для большого числа людей.
В Чечне наоборот: в случае кровной мести старались погасить скорее огонь вражды и не допустить его распространения. При этом примирение сторон происходило путем простого рукопоя^атия и формулы: «Мы вас перед людьми прощаем», уплата я?е за кровь считалась большим позором: «Мы не торгуем кровью убитого»,—говорили чеченцы. Возмояшо, что в этом сказалась роль ислама, ведшего жестокую борьбу против обычая кровной мести.
Во многом аналогичны и другие обычноправовые нормы осетин и ингушей, например клятвенная формула, произносившаяся перед языческими святилищами, на кладбищах, перед склепами в случае убийства или кражи. Одной из таких самых суровых клятв считалось убийство собаки, которое совершалось на фамильном кладбище подозреваемого, в присутствии его родственников и односельчан. Этот обряд сопровождался следующей формулой: «Если ты, зная, кто совершил убийство (или воровство), скрываешь, то пусть эта собака будет в пищу твоим покойным» зв.
Весьма сходными чертами характеризовался весь общественный быт осетин и ингушей: система управления и судопроизводства, ряд обычаев, в том числе побратимства и посестримства. Молодые люди, решив стать побратимами, бросали серебряную монету в чашу с хмельным напитком (у ингушей нередко с молоком), пили его, принося клятву, что останутся братьями до конца своих дней. Монета отдавалась одному из них или постороннему лицу, затем они обменивались личными вещами (кинжалами, папахами, черкесками и т. д.). «Побратавшиеся,—писал Б. Далгат об ингушах,— считаются родными; делают они друг за друга различные дела; однако за смерть одного не мстит другой — это дело однофамильцев» «.
Исследователи не раз отмечали и тонедество многих черт семейной обрядности осетин и вайнахов, особенно ингушей, объясняя это лишь близким соседством горцев. Но дело не только в территориальном соседстве. Межнациональные браки, заключавшиеся между ингушами и осетинами, известны уже в позднем средневековье, причем ингуши чаще вступали в браки с осетинками, чем осетины женились на ингушках. Во всяком случае, ингушский свадебный цикл, по утверждению многих авторов и по нашим наблюдениям, почти аналогичен осетинскому38. При заключении брака у тех и у других требовалось согласие всех родных и родственников брачующихся. Особо учитывалось мнение дяди по матери. Сватами могли быть два—три авторитетных мужчины, большей частью из числа родственников. Сватовство тянулось иногда годами. Если родители невесты не были согласны на брак, то они отвечали, что у них нет девушки па выданье; если же они хотели породниться, то говорили, что должны посоветоваться с родственниками. Даже в этом случае сваты доляшы были совершить несколько визитов в дом невесты, чтобы получить ответ и дать залог, означавший, что брачный союз будет заключен. Срок от сговора до свадьбы зависел от уплаты калыма, который состоял из значительного количества мелкого и крупного рогатого скота или суммы денег, а ташке ряда ценных вещей, в том числе большого медного котла для пива. Поэтому менее состоятельного жениха невеста ясдала годами. Распространенным явлением было насильственное похищение девушек, что приводило к возникновению между двумя фамилиями обычая кровной мести.
Во многом едины были свадебные обряды. Ингуши, как и осетины, выполняли такие архаические обычаи, как трехкратное обведение невесты вокруг очага, преграяедепие дороги свадебному поезду, подношение невестой чаши меда будущей свекрови, торжественные проводы молодой к речке и т. д.39 Сходным был и порядок застолья: сидели по старшинству, перед старшим ставили голову, шею и правый бок жертвенного животного (эти части тугаи считались у осетин и ингушей самыми почетными).
Свадьба сопровождалась танцами, в которых была занята вся молодежь. Девушки приходили сюда только по приглашению в сопровождении родственников, зорко следивших за том, чтобы никто не обидел их. Всякие «вольности» (даже моргание или неосторожное прикосновение рукой во время танцев) в отношении девушки считались оскорблением и нередко вызывали кровную месть.
Большие различия наблюдались в музыкальной культуре осетин и вайнахов. Например, массовые танцы не были известны вайиахам. Среди ингушей была распространена лезгинка (ее исполняла пара — девушка и юноша), не известная осетинам. Среди вайнахов неизвестен древний музыкальный инструмент типа арфы, бытовавший у осетин, сванов, абхазов, адыгов. Многие черты музыкальной культуры вайнахов более близки к музыкальной культуре народов Дагестана, в частности аварцев и кумыков.
В специальной литературе не раз отмечалось единство похоронных и поминальных обрядов осетин и вайнахов, особенно горцев-ингушей до принятия мусульманства, т. е. до начала XIX в. Шегрен был первым, кто описал эти архаические обряды: одевание покойника во все новое, оплакивание, посвящение копя, ритуальные скачки и стрельба в цель и т. д. Похороны у осетин (участие в них сотен людей, устраивавшиеся в течение года поминки по умершему) требовали огромных расходов, нередко приводивших к разорению даже богатых семей. «От беспрестанных поминок,— пишет Шегрен,— в доме не остается пи одного быка, ни одного барана, все это уходит па угощение». По сообщению Шегрена, у горцев существовал и другой единый обычай: где бы горец ни умер, его непременно хоронили на родовом кладбище или в склепе; «умерших на чужой стороне, в плену или захваченные тела убитых,— пишет он,— стараются выкупить или выменивать на живых с тем, чтобы только похоронить па своих кладбищах» 40. Этому автору мы обязаны первым описанием и таких древних обрядов, уходящих в скифскую эпоху, как обрезание косы у вдовы и посвящение коня покойнику; по его словам, они одинаково бытовали у осетин и ингушей Джерахского, Галгаев-ского и Кистипского обществ; он приводит краткое изложение напутственной речи руководителя обряда посвящения коня, известной только осетинам и являвшейся также, по-видимому, наследием древних иранцев (позднее у коня обрезали только кончик уха).
К сожалению, нам не известно, насколько эти обряды осетин и вайнахов (ингушей) были одинаковы в деталях. Шегрену приходилось наблюдать такие обряды главным образом у осетин. Из его сообщения, например, мы узнаем, что у осетин и вайнахов покойнику посвящали его коня или коня его ближайшего родственника; животное подводили к могиле «в полном убранстве» и конец узды вкладывали в руку покойного. Посвятителем коня мог быть только старик, обладавший красноречием и знанием ритуальной напутственной речи. Шегрен утверждает, что он сам слышал эту речь на осетинских похоронах «от одного из лучших ораторов».
Весьма архаическими своеобразными чертами характеризовался у горцев и обряд оплакивания, который также наряду с общими чертами имел и немало различий. Отметим, что у осетин, близкие родственники выражали свою печаль самоистязанием и громкими воплями, а женщины совершали ирон фхндаг (букв, «осетинская дорога») — очень сложный ритуал оплакивания; войдя во двор покойного, они становились па колени в несколько рядов и ползли, ударяя себя в такт но щекам и коленям; впереди находилась искусная плакальщица, причитание которой вызывало слезы даже у самого черствого человека. Такие яге обычаи были приняты у вайнахов: близкие родственницы громко рыдали, царапали ногтями лицо, рвали волосы «. Характерно, что наблюдавшиеся Шегроном похоронные и поминальные обряды сохранились в пережиточной форме у горных вайнахов и тогда, когда ислам занял в этих районах прочные позиции. Е. М. Шиллинг, изучавший в 1920-х годах в горной Ингушетии домусульманские верования, со слов информаторов описал некоторые похоронные обряды, например скачки и стрельбу в цель, устраивавшиеся горцами-вайнахами еще в конце XIX в. (а осетинами — до недавнего времени на больших поминках).
Хотя такие обряды у осетин и вайнахов не были едиными, в них все-таки немало общего. Чтобы убедиться в этом, приведем описание поминальных скачек у вайнахов, сделанное Е. М. Шиллингом: «Родственники умершего выбирали у желающих участвовать в скачках четырех лучших копей. После этого всадники отправлялись в дальнее селение, имея в руках ветвистые палки, обвешанные яблоками и орехами. Приехав в селение, они одну палку дарили хозяину дома, где останавливались на ночлег, а остальные — почетным старикам. На следующее утро состязавшиеся должны были скакать к месту поминок. Призом «победителю» был комплект мужской одежды, сделанной за счет родственников умершего».
Как видим, порядок проведения скачек почти аналогичен осетинскому, если не считать некоторых моментов. Например, у осетин ветку украшали фруктами не на скачках, а при совершении обряда «лхм», который был неизвестен вайиахам.
По окончании скачек состязались в стрельбе, о порядке про-дения которой, к сожалению, очень мало сведений в описании Е. М. Шиллинга. Отмечается лишь, что на этих состязаниях в качестве приза давали козу; у осетин же было принято давать барана, корову или нетеля. После совершения этих обрядов начиналось поминальное пиршество. В день похорон совершали и обряд посвящения копя. Е. М. Шиллинг со слов информаторов описывает его у вайнахов так: «Старик, искусный в совершении этого обряда, брал в одну руку сосуд с пивом, а в другую — три лепешки и кусок баранины. К нему подводили лошадь, взявшую первый приз. Он поил ее пивом, вручал владельцу лошади лепешки и баранину и объявлял, что лошадь посвящается с согласия владельца покойнику, который может ездить на ней на том свете куда угодно. Остальные три лошади «посвящались» таким же образом предкам покойника по выбору его родственника» 4г. Судя по описанию, вайнахский обряд посвящения коня во многом отличался от осетинского, например в нем не было речи посвятителя.
КРАСНОДАР. На Кубани осудили шпиона за сбор информации об инфраструктуре Сочи
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ
КРАСНОДАР. В Сочи открыли после реконструкции многопрофильную площадку лицея №95
Девятый суд о беспорядках в аэропорту Махачкалы стартовал на Ставрополье
Верховный суд КБР исследовал три тома уголовного дела о геноциде в годы ВОВ
Оппозиция в Абхазии: кто такие, чего хотят и как относятся к России?
Искусственный интеллект посоветовал «бесполезному» человеку уйти из жизни
Предновогодний мастер-класс: кулинарные хитрости от Гаяне Бреиовой!