Для Чеченской Республики характерны необычайные для других регионов Северного Кавказа процессы естественного и механического движения населения. Перепись проводилась в 1989 году, когда существовала еще Чечено-Ингушская Республика, и ее данные безнадежно устарели, так как на протяжении 90-х годов в Чеченской Республике происходили мощные миграционные процессы, кардинально изменившие демографическую картину. В результате ухудшения экономической ситуации и военных действий в республике возрос миграционный отток населения в другие регионы. Кроме того, военные конфликты образовали огромное количество вынужденных беженцев и переселенцев из республики, не говоря уже о числе погибших. Попытки же провести перепись населения в 1994 и 1997 годах завершились неудачей.
До последнего времени имелись существенные расхождения в данных о численности населения республики. Основное количество показателей по Чечне в федеральных ежегодниках стали приводить только после создания регионального уровня управления в 2003 году.
По данным Федеральной службы государственной статистики численность всего населения в 2006 году составляла 1 162,8 тыс. человек.
Демографическая ситуация в настоящее время в Чеченской Республике характеризуется устойчивой положительной тенденцией. За счет высокого уровня рождаемости и реэмиграции. Так, на протяжении 80-х годов средний коэффициент рождаемости на тысячу жителей чеченцев составлял 31,7 и был одним из самых высоких в Российской Федерации. Данных за 90-е годы нет, но по данным 2003, 2004, 2005 и 2006 годов рождаемость в Чеченской Республике по-прежнему далеко опережает смертность. Так, в 2003 году естественный прирост населения составил 20 580 человек. При этом в 2004 году рождаемость превысила смертность в 3,9 раза. Кроме того, в республику возвращаются беженцы и переселенцы, а также идет приток рабочей силы из других регионов России. В 2006 году естественный прирост населения составил 22 100 человек.
До сих пор традиционно высокой является в Чечне детская смертность, долгое время остававшаяся одной из самых высоких по России. Считается, что в 90-е годы при сохранении высокого уровня рождаемости этот показатель вырос еще больше. Как показывает официальная статистика, по крайней мере в 2002 и в 2003 годах детская смертность в Чеченской Республике имела тенденцию к снижению. (В 2002 году умерло 297 детей в возрасте до 1 года, то в 2003 году - уже 282). А уже в 2006 году этот показатель составил 470 человек.
В настоящее время основными причинами смертности среди населения Чеченской Республики являются болезни системы кровообращения - 34,6% всех зарегистрированных смертей; злокачественные новообразования - 10,0 %; болезни органов дыхания - 9,5 %.
Характерно, что на втором месте среди причин смертности взрослого населения еще недавно значились убийства и преднамеренные повреждения - 11,2 % (976 случаев в 2002 году против 808 - в 2003 году). Трудно сказать, учитывались ли здесь полностью все погибшие в ходе возникающих время от времени боестолкновений. Во всяком случае, реальная цифра смертей в Чеченской Республике была выше, поскольку ежегодно в результате похищений без вести пропадало несколько сот человек.
В республике высок уровень инфекционных заболеваний. На 1 января 2007 года среди зарегистрированных инфекционных заболеваний превалировали - острые респи- раторно-вирусные инфекции (ОРВИ) - 61 131 случаев, острые кишечные заболевания - 3 054, активные формы туберкулеза - 686, вирусный гепатит - 281, эпидемический паротит - 340.
Анализ структуры постоянно проживающего населения Чечни позволяет сделать следующие выводы:
1. Ситуация в размещении и развитии производительных сил с учетом того, что промышленность в республике в результате кризиса и военных действий только восстанавливается, отрицательно сказалась на показателях экономической активности населения.
За годы кризиса произошло сокращение занятости населения. Незанятое трудоспособное население в 2004 году составляло 440 358 человек (80,8 % от числа экономически активного населения). Это привело к значительному росту безработицы и снижению жизненного уровня населения. Численность зарегистрированных безработных на начало 2006 года составляла 322 681 человек.
Особенно остро стоит проблема безработицы среди молодежи, каждый третий на бирже труда - человек в возрасте до 29 лет. Актуальность решения данной проблемы объясняется особенностями данной возрастной группы, которая в большей степени, чем другие, склонна к девиантному поведению, в том числе совершению преступлений насильственно-корыстной направленности.
2. В республике идет снижение доли городского населения, или процесс рурализации. Неблагоприятные условия жизни из-за военных действий в городах вызвали значительное уменьшение городского населения, в результате оттока беженцев в села и в соседние регионы. Так, численность населения в Грозном снизилась на 44 % и составляла в 2002 году 223 тыс. человек. По статистическим данным в 2005 году городское население Чечни составляло 387,6 тыс. человек, а сельское - 753,7 тыс. человек. Согласно этим данным республика является одним из самых сельских регионов России.
3. Необычным для республики является и то, что доля женского населения в регионе превышает долю мужского населения всего на 7,2 %, тогда как общероссийский показатель доходит до 15 % и выше. К тому же демографическая ситуация на перспективу в целом оценивается позитивно, так как продолжается естественный прирост населения, который подкрепляется значительной долей женщин Чечни в фертильном возрасте (54,13 % от всего женского населения). К 2010 году прогнозируется рост численности населения республики, которая должна составить 1,266 млн человек.
4. Особенности возрастной структуры городов отражают общую демографическую ситуацию в республике. Основная часть населения находится в трудоспособном возрасте (более 54 %), другая ее значительная часть - дети до 16 лет (более 37 %). Это предъявляет особые требования к формированию мировоззрения социальной городской среды.
Очень важно наладить информационное и консультационное обеспечение населения по вопросам трудового законодательства, организовать социально-психологическую поддержку безработных, руководствоваться своеобразным "горским этикетом", который находит поддержку во всех слоях населения республики.
Информация о вакансиях и предложениях на рынке труда, получаемая государственными структурами занятости, должна концентрироваться в одном центре и быть общедоступной, при этом администрациям следует оказывать помощь в создании альтернативных некоммерческих организаций по содействию занятости.
Ситуацию можно исправить, если перейти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования, востребованности конкретных профессий, прежде всего на республиканском, а также на региональных и общероссийском рынках труда. При проведении ярмарок вакансий рабочих и учебных мест и информировании населения и работодателей о положении на рынке труда желательно учитывать специфику национальных традиций чеченского народа, когда превалирует справедливость и равенство, а самое главное - уважение к старшим.
Целесообразно развивать инфраструктуру общественных работ (в сфере мелиорации, расчистки завалов, благоустройства территорий и др.) - это, несомненно, будет давать непосредственные результаты не только трудового характера и занятости, а повысит морально нравственные качества молодежи. Ведь передавая из поколения в поколение традиционные нормы народного поведения, основы вайнахского этикета, всегда одной из основных форм общения молодежи являлся традиционный институт взаимопомощи ("белхи") - обычай, в центре которого находился совместный неоплачиваемый труд. Желательно государственным структурам повысить уровень финансирования общественных работ с точки зрения обеспечения питанием и инвентарем.
Чечня возвращается к мирной жизни. В связи с этим перед Министерством образования Чеченской Республики стоит задача профессиональной подготовки и переподготовки по востребованным в рыночных условиях специальностям, способствующим развитию предпринимательства (бухучет, маркетинг, менеджмент организаций и др.). В условиях предстоящего массового строительства жилых, социальных и иных объектов в республике необходимо организовать подготовку по специальностям строительной сферы. Учитывая неразвитость агропромышленного комплекса (обеспеченность республики собственными продуктами питания составляет не более 30 %), следует организовать подготовку специалистов для агропромышленного сектора, создать иные условия для его развития. Мотивация к труду в промышленности должна быть заложена в школьные программы, она должна находить отражение в местном телевидении, радиопередачах и т. п.
Пока не следует заблуждаться насчет качества рабочей силы в республике. Основной контингент трудоспособного населения не имеет рабочей квалификации или утерял ее за прошедшие годы. Республика за годы кризисной ситуации потеряла основную часть квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров. Эта часть населения уже трудоустроилась в пределах России и вряд ли будет готова вернуться назад.
Сейчас, не оставляя без внимания главную задачу - трудоустройство средних и старших возрастов из числа безработных в пределах республики, целесообразно особо ориентироваться на вновь входящее в трудоспособный возраст население, его надо готовить и ориентировать на производительный труд.
Без достаточной социальной и экономической мотивации молодежь будет игнорировать рабочие места в промышленности в силу ее относительно низкой конкурентоспособности по уровню оплаты труда по отношению к другим сферам приложения труда (например, торговля, строительство и т. п.).
В этике труда, где непосредственно соприкасаются этнические и социальные основы вайнахских норм поведения, старшему поколению, уважаемым авторитетам (старикам, в первую очередь) необходимо оказывать определенное влияние на те или иные нормы поведения в связи с социальными изменениями в обществе и экономике республики. Вновь создаваемые рабочие места должны быть ориентированы на определенные трудовые навыки населения, которое можно максимально рано привлекать к восстановлению предприятий и к освоению поступающего на них оборудования.
Видимо, придется смириться с потерей бывших кадров рабочих и техников, но это не является основанием для отказа от проведения на определенном этапе программы приглашения их обратно в республику.
Учитывая последствия военных действий в республике, надо создавать условия по социализации инвалидов, путем предоставления им дополнительных рабочих мест, открытия специальных предприятий, организации производства на дому и т. д. Эти мероприятия должны регулироваться и поощряться государственными и общественными органами.
Традиционно в чеченской семье кормильцем, добытчиком материальных средств являлся мужчина, но война перевернула привычные устои жизни, обрушила многие ценности, на которых держалась прочность семьи, её достаток. Трагические события, происходившие на территории республики, внесли кардинальные изменения в разделение обязанностей полов в сфере семейно-бытовых отношений. Теперь зачастую женщина становится кормилицей семейного очага. Это случается по многим причинам. Главные из них - это безработица, потеря кормильца или его инвалидность, многодетность. Ранее в Чечне, особенно в сельской местности, традиционно в многодетных семьях, администрация сельских советов привлекала женщин к выполнению определенных работ на дому (вайнахские национальные промыслы, производство швейных изделий для трикотажной фабрики, завода медицинских инструментов и т. д.). Сейчас эти производства на дому также можно практиковать, тем более привлекая к работам и людей с ограниченными возможностями с фиксацией трудовой деятельности, по желанию занятых, в трудовой книжке. Это позволит впоследствии при начислении пенсионного обеспечения учитывать соответствующий трудовой стаж. Также решатся вопросы воспитания детей в многодетных семьях, и, одновременно, будет пополняться семейный бюджет.
Таким образом, среди наиболее значимых факторов, определяющих сложившуюся ситуацию на республиканском рынке труда, можно отметить следующие:
- Высокие темпы роста численности трудоспособного населения, обеспечивающие стабильное увеличение числа выходящих на рынок труда при снижающейся занятости и сокращении количества вакансий и темпов прироста создаваемых рабочих мест.
- Возрастная структура трудоспособного населения. Её молодежный характер способствует росту рынка рабочей силы.
- Высокий уровень неудовлетворенности спроса на рабочие места. Низкое качество предлагаемых рабочих мест.
- Большое количество мелких сельских населенных пунктов с локальными замкнутыми рынками труда, которые слабо взаимодействуют в рамках единого регионального рынка труда.
- Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, низкая информированность жителей из-за отсутствия или труднодоступности услуг занятости делают поиск работы для значительной части незанятого населения практически невозможным.
- Деформация мотивации труда. Подавляющая часть населения медленно перестраивается на рыночные условия и наемный труд у частных предпринимателей.
Все эти факторы обостряют сложившуюся стабильную ситуацию в Чеченской Республике и требуют немедленного разрешения, которое вполне возможно при правильной политике Федерального центра и руководства республики. Реализация программных мероприятий социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 годы позволит снизить уровень зарегистрированной безработицы к 2010 году как минимум в 2 раза по сравнению с 2005 годом.
В тоже время необходимо признать, что кардинально решить проблему избыточных трудовых ресурсов за счет создания рабочих мест в Чеченской Республике невозможно.
Кроме того, недостаток легальных рабочих мест в республике обусловил расцвет неформальной занятости.
Чаще всего неформальной занятостью охвачена молодежь и лица среднего возраста, преимущественно мужчины. Отраслями, где больше всего распространена неформальная занятость, являются строительство, нефтедобыча, торговля, сфера услуг и сельское хозяйство. Оценка размеров неформальной занятости крайне затруднена в силу ее "подпольного" характера, а также вследствие того, что отсутствуют четкие критерии, позволяющие отнести к ней тот или иной вид трудовой деятельности, квалифицируемой как занятость населения. Антисоциальный вид неформальной занятости приводит к ухудшению криминальной обстановки, повышению социальной напряженности в обществе и маргинализации населения.
В этой связи необходимо разработать необходимую нормативную базу для урегулирования миграции (прежде всего вахтовым методом) избыточных трудовых ресурсов республики в регионы России с дефицитом трудовых ресурсов (главным образом, Север, Сибирь и Дальний Восток).
Такая миграция возможна на основе межрегиональных соглашений с администрациями заинтересованных субъектов Российской Федерации с осуществлением (при необходимости) мер экономического стимулирования предприятий и организаций, привлекающих рабочую силу из республики.
Светлана Липина
checheninfo.ru
Источник информации: VIPerson.ru