Ведущий тенор Театра оперы и балета имени Абая Султан Байсултанов остается пока первым в истории оперным певцом чеченцем. И не просто певцом, а одним из ведущих в Казахской Республике. Султан награжден орденом «Курмэт» и заслуженно носит звание народного артиста Казахстана и Чечено-Ингушской Республики. Наша встреча с ним состоялась в театре. Поразили его энергия и интеллект. Собеседником он оказался приятным. И шутником тоже.
- Неужели Вы первый? - переспросил я.
Не думая, он ответил: «Это так! Был еще один бас - Маусар Минцаев. При встрече я ему говорил: «Я - первый, а ты последний. Не в смысле - ты плохой. А потому что больше оперных певцов нет» (заливается смехом).
- Вы гордитесь этим?
- Что я первый? Я вжился в эту роль. В Казахстане много оперных певцов, таких, как я. А вот на моей исторической родине обо мне знают очень мало.
- Но Вы народный артист Чечено-Ингушской Республики?
- Да. Иногда меня просят выступать за историческую родину. Так было, когда проходили Дни культуры Чечни в России. В 1990 году присвоили это звание.
- Вы мечтали об опере с детства?
- Я петь любил. Но оперу тогда не знал. Судьба сама распорядилась, чтобы я стал оперным певцом.
- Расскажите об этом.
- Вырос я в Кызылординской области. Оттуда призвался в армию. Но когда демобилизовался, приехал в Грозный. Туда же к этому времени перебрались и мои родители. Устроился на работу в кукольный театр — осветителем. За короткое время все роли выучил наизусть. И когда на работу не пришел один из артистов, меня попросили его заменить. И я взял в руки куклу...
- На каком языке Вы выступали?
- На чеченском.
- Вы закончили Ленинградскую консерваторию?
- Я прочитал в газете объявление, что в Грозном в скором времени откроется музыкальный театр. Министерство культуры Чечено-Ингушской Республики направляло желающих учиться в Москву, Саратов, Ленинград. И мне стало интересно. В список абитуриентов попал и я. Что интересно, многие, кто поехал со мной, вернулись в Грозный. А я поступил в консерваторию, минуя училище. Это был подарок судьбы.
- Чем же Вы взяли преподавателей?
- Желанием петь.
- И Вы вернулись после окончания в Грозный?
- Нет. Музыкальный театр так и не открылся. И я остался в Ленинграде.
- А как оказались снова в Казахстане?
- Как-то при встрече мой хороший знакомый (мы с ним учились в Ленинграде) Беимбет Кожибаев сказал: «В театр им. Абая нужен тенор. Я порекомендовал тебя...» И в Ленинград стали приходить телеграммы из Алма-Аты. Меня потянуло в Казахстан...
- Вы не ответили на один вопрос. Как же Вы стали оперным певцом?
- Эстраде учат мало где. А вот для оперы нужен голос. Видимо, он у меня был. И учителя попались хорошие. Теперь исполняю все: казахские, русские, французские, итальянские и даже чеченские роли.
- Знаем, у Вас есть свои поклонники. Когда выходите на сцену, не волнуетесь?
- Волнение бывает. Представляете, перед вами публика две-три тысячи человек. Это очень сложная специфика, и в этом я вас уверяю. Сейчас я преподаю в Алматинской консерватории. Знаю, из целого курса в оперу пойдет меньше половины. Большой голос надо иметь, и даже он не всегда годится для оперы. Но, несмотря на это, в Казахстане очень много будущих оперных певцов. Казахстан этим славится. Спросите, почему? Потому что голос казахов от природы. Ну, например, кюи исполняются, айтысы. Они затяжные. Есть такие, что около минуты держат один ритм. (И он импровизировал такое пение.) Природа пения национального - это очень помогает голоса приспособить к опере.
- Ваш самый памятный концерт?
- За свою карьеру артиста мне приходилось бывать во многих странах. Самый изысканный, юнко чувствующий зритель - это в России. Мы закрывали Год Казахстана в России концертом в Большом театре. Это незабываемо. Аккорд был успешный. Я пел Ленского в опере «Онегин». И такое не забывается.
- А самая интересная роль?
- Я спел несколько спектаклей: Германа «В Пиковой даме» Чайковского. Это очень интересная роль, несмотря на то, что очень сложный образ. В него не каждый сможет вжиться.
- Практически на сценах театров идут каждый год одни и те же спектакли. Как воспринимаете свои «старые» роли?
- Каждый раз воспринимаю по-разному. Надоедает, когда партнеры слабые, когда оркестр играет плохо, когда дирижер неважный, режиссер что-то понаставил, черт ногу сломит. Но когда с тобой работают профессионалы это в радость. У нас молодежь очень шикарная: Талгат Мусабаев, Андрей Трегубенко, Гульза Даулбаева, Дина Хамзина... Они талантливы. У них большое будущее. Я уже не говорю о Нуржамал Усенбаевой, Джамиле Баспаковой. Это большие мастера. Они не дадут скучать на сцене.
- Теперь ваше мнение о газете «Кавказ».
- Это надо было делать раньше. Почему-то наша диаспора меньше выделяется. А ведь есть интересные люди, обряды, традиции. Газета должна помочь, чтобы о чеченцах и ингушах узнали больше.
Я, считай, всю жизнь в Казахстане (жил в нашей республике только 12 лет). И спасибо всем за поддержку. Я равный среди равных. Многое дал отец, который прошел две войны — финскую и Великую Отечественную. День Победы считаю самым святым праздником. Не потому, что отец воевал. Все мы причастны к этой войне. Потому что знаю историю. Потому что рассказывал отец. Он кавалер нескольких орденов, был разведчиком. Но после ранения его комиссовали и отправили, несмотря ни на какие заслуги, в Казахстан. Обидно, конечно. Поэтому он не носил своих орденов.
- И последнее. Ваши пожелания?
- Всем мира и процветания. А газете больших тиражей.
...В наши дни Байсултанов работает директором академического оперного театра имени Абая.