ДАЙДЖЕСТ: |
Сына, который не имеет достоинств отца, Называют "чужой", а не называют "сын". (Рашид-ад-Дин Хзмадани).
Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: "Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца". Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь существуют целые институты этих отношений. Но у вайнахов такой институт имеет свои особенности, подходы и оценки. Они хорошо известны читателям. Остановимся лишь на некоторых из них.
В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.
У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.
"... Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда - "воккьа дада" ("большой отец"), а бабушку чаще всего - "мама" ("нана"), то есть "мать". Сестер отца, матери называют "деца", старшего брата отца - "воккъа ваша" ("старший брат"), а младшего - "жима ваша" ("младший брат"). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.
Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей ...
Существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодыми. При этом главное состоит в том, чтобы в семьях сыновней создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. Прежде всего от старших требуется, чтобы он были внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Он всегда старается быть очень тактичным, деликатным в отношении к женам сыновей. Такой пример. Однажды невестка чем-то провинилась перед стариком, но он в ее присутствии, в назидание ей, бранил не ее, а свою собственную дочь. У вайнахов в таких случаях было принято говорит "Ала-йо1е, хаза - несе", ("Говори дочери, чтобы понял сноха").
Как следует из сказанного, старики в доме находятся на особом положении. "В этом доме всегда будет беркат (благополучие), - говорят вайнахи ..." (Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 72) .
В песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорка вайнахи восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, акцентировали внимание на их обязанностях друг перед другом. Так, пословицы гласят: "Отцовский долг сын платит" ("Ден декхар к1анта д1атокху"), "Если отец поест, сын не насытится" ("Дас йиъчча, кант ца вузу") "Когда отец умрет - цветок падает с сердца, когда мать - два" ("Да велча цхьа зезаг дужу даг т1ера, нана елча -шиъ дужу").
В своей книге "Чеченцы: обычаи, традиции, нравы» Ибрагим Алироев и Джамал Межидов, говоря об ответственности главы семьи, пишут: "Особенно корректно вел себя мужчина в доме. За трапезу садился один; с женой при людях вел себя сдержанно; не брал при посторонних ребенка на руки, даже в присутствии матери". Отдельные поступки, действия, наиболее полно отражающие требования народной этики, передавались из поколения в поколение, становились легендой.
Вот один из примеров. В период Кавказской войны был у Шамиля верный и опытный мюрид - наиб Талхик. После каждой битвы с царскими войсками обходил он все похороны сельчан, выражая соболезнования своим воинам - односельчанам, но у него самого, говорят, не было сына. И вот к сорока годам у него родился сын, который в пятнадцать лет стал участвовать в войне. В одной из стычек он был убит. На следующее утро Талхик объявляет похороны (тезет) и говорит, обращаясь к жене: "Жена, двадцать лет я ходил к своим односельчанам на похороны их детей, не имея от тебя ни одного бойца; сегодня я такой же горемыка, потерявший сына, как многие мои односельчане. И поэтому я горд сегодня, что смог за эти годы разделить с ними эту горькую участь. Крепись, жена, общее горе легче перенести, нежели личное". И стоял смелый наиб три дня, принимая соболезнования от односельчан по поводу гибели своего единственного сына..." ( Указ, работа, с. 57) .
Прекрасный знаток вайнахской этики, Алвади Шайхиев во многих своих произведениях сумел глубоко отразить заповедь родителей к детям, показывая уважительное их отношение к Отцу и матери. Одно из его стихотворений так называется - "Родители":
Очень долго детство длится!
Стать бы взрослым поскорей:Племя взрослых не боится
Ни отцов, ни матерей...Вырос. Вот уж долг отца
Выполняю. Делом занят.Сам себе — старшой, хозяин.
Но опять — не до конца.
Я толкую вот о чем:Совершить случится промах –
Что там суд друзей, знакомых!Не узнали б мать с отцом.
Другой поэт продолжает тему этики. Уверен, не потеряли своей актуальности слова Мумади Шамсаева, сказавшего:
Ты мать забыл -
Нет ничего печальней.Ты всех забыл ...
Ты для чего живешь?(М. Шамсаев. Благодарность. Грозный, 1977, с. 23).
Уважение к матери и отцу - это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: "Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу" ("Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят"). Отсюда родились и такие пословицы: "Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца", "Чем плохой сын - лучше хороший зять" и т.д.
В семьях вайнахов нормативная этика отношений к детям была определенной и строгой. В песне " Падение Дади-юрта" (Гудермесский район) мать одного из защитников аула, обращаясь к своему сыну, заклинает его самым святым заклинанием - "вскормившей белой грудью":
Черный день наступил, родной мой сын:
Тройным кольцом окружен этот Дади-юрт,Ты не разлеживайся, родной мой сын, -
Тяжко это утро для ревностных молодцов.Девять месяцев года в утробе носив,
В этот прекрасный мир я тебя родила.Как сытый сокол, от сна голову клоня,
За перекладину люльки локоть бросая,Я тебя кормила белой грудью сытой пищей,
Как свиная кровь, запретной долей пусть она будет для тебя,Если в этот день, когда село штурмуют,
Ты трусливым будешь!(Чеченский фольклор. Грозный, 1959, с.187).
Верность матери, умение выполнить ее обещание перед народом хорошо отражены и в песне "Князь
Мусост и Сурхо, сын Ади". Мать Сурхо во имя зашиты родного села и его жителей готова отдать единственного сына. Она верит своему сыну и отдает сельским старшинам Ади Сурхо в заложники:
- Да умру я за тебя, мой маленький Сурхо!
Ты не разлеживайся, маленький мой Сурхо, -Не такое утро для тебя настало, чтоб ты мог разлеживаться. -
Что случилось, что произошло, чтоб я не мог разлеживаться?Ты скажи мне, моя родная мать. -
Тебя просили у меня те сельские старшины.Я же отдала тебя тем сельским старшинам.
Если сладкую душу из груди они потребуют,Ты, вытащив, отдай им сладкую душу из тела.
(Там же, с. 187)У вайнахов сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говори берий да (отец детей).
Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические той в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, сама проходила мимо. Это - знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка - то даст деньги, если же мальчик, - то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.
И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: "Пусть будет день вам добрым!", "Чем могу быть вам полезным?" и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.
Разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети - в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те кто их игнорирует - теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, некоторые позволяют себе даже оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.
В недалеком прошлом любой старик или просто старший по возрасту мог сделать замечание молодым за не правильное поведение. В этих случаях обычно спрашивали: "Чей ты сын?", "Почему позоришь родителей?". И это имело положительное воздействие. Каждый должен заботиться о возрождении исконной вайнахской этики. Тогда успех будет обеспечен.
Вот пример из жизни. Автор этих строк вместе с уважаемым человеком уступили дорогу идущей автомашине повороте. Сидящие в ней молодые люди преградив Дорогу, остановились на перекрестке. Один из нас сделал этим парням замечание о нарушении ими правил дорожного движения. В ответ - бурная реакция: как вы поучаете?! Но когда мой спутник: "Что вы позорите своих уважаемых родителей? Ведь вы выходцы из прекрасного тайпа!", И сделал еще несколько замечаний в этом роде, ребята тут же извинились и отъехали.
Мы должны помнить, что взаимодействие поколений, при котором происходит обогащение молодых социальным опытом, имеет место везде, где есть их представители. Передача этого опыта осуществляется на производстве, во время учебы и особенно в семье.
К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.
Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым.
На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:
Душа может быть бездомной:
Ты память предков сохрани,Чтоб мост над пропастью бездонной
Уметь построить, как они,Чтоб так же выложить дорогу,
Чтоб в очаге огонь не гас,Чтоб успевал ты на подмогу
В беду попавшим всякий раз ...(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62) .
И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:
Поднимитесь, старцы,
На мгновеньеПозабыв обычай горский свой, -
Новое приходит поколение,Новой освещенное зарей,
Жизнь украсит добрыми делами,Ваши продолжая в ней дела.
Гордыми взрастили вы их сами,Крылья же им Родина дала.
Видите их гордое сознание Нужности своей в родных краях,Солнечное видите сияние В ясных и влюбленных в мир глазах?
Знайте, что трудностей немало Встретить на пути они должны,И на ваших ведь плечах лежала Честь, и слава, и судьба страны...
(Весенний зов, Москва, 1986, с.56)
Его же:
Есть четыре начальных слова, и каждый народ Их вручает юноше навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА-его продавать на базаре нельзя!
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет...Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас вправе требовать будет народ.(Там же, с. 42).
В поэме "В горах Чечни" (Грозный, 1977, с. 3) Арби Мамакаев тонко подметил:
Что знаем мы о старине,
О том, как жили наши деды?Какие мудрые заветы
Они оставили Чечне!Их научила мать-природа
Быть тверже неприступных гор.Всего милее им свобода.
Всего страшнее им позор ...И пусть каждая мать может сказать словами Магомета Сулаева:
Сыночек мой, гордилась я тобой,
Хоть малой искрой ты казался людям,А для меня ты был Казбек горой,
И солнышком моим, и светлым чудом ...ГРУЗИЯ. На границе Северной Осетии и Грузии построят склады для хранения товаров
КЧР. Рашид Темрезов: Юные жители Карачаево-Черкесии словом и делом поддерживают бойцов СВО
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ предотвратила теракт на Балаклавской ТЭС в Севастополе
Как лицам, получившим паспорт России за рубежом, не лишиться гражданства из-за присяги