С древнейших времен у чеченцев существует закон уважения к человеческой личности. В суровых, порой жестоких условиях горской жизни, борьбы за выживание нашими предками был разработан своеобразный кодекс чести, регулирующий до мельчайших подробностей как отношения внутри чеченского общества, так и с внешним миром, представителями соседних народов. Годами этот кодекс шлифовался и затем лег в основу наших адатов.
Чеченские адаты четко регулируют отношения между мужчиной и женщиной, взрослым и молодым, старцем и подростком, определяют степень ответственности того или другого в самых различных ситуациях и формы несения ответственности за те или иные проступки. Так вот среди самых жестоких наказаний, определенных адатами чеченского общества, сразу после закона мести и изгнания из тукхума или тайпа является лишение права голоса.
Представьте себе ситуацию, когда за какой-то значительный проступок совет тайпа или тукхума лишил соотечественника права голоса. То есть этот наказанный человек не может выражать свое мнение, спорить, доказывать свою правоту или выдвигать свою точку зрения по поводу различных событий, а уж тем более давать советы.
Для полноценного члена общества это очень чувствительный удар. Не каждый способен с честью выдержать такое строгое наказание. Но уже выдержавший его, не сломившись, не опустившись, удостаивается высших почестей и становится весьма уважаемым чеченцем.
Обо всем этом вспомнилось во время просмотра одного из многочисленных концертов артистов чеченской эстрады совсем недавнего прошлого. Все было ярко, красочно. Певцы выходили один за другим на сцену, пели, смеялись, радовались вместе со зрителями, пришедшими услышать любимые мелодии. После каждого выступления зал взрывался аплодисментами, огромные букеты цветов вручались любимым певцам и певицам. Все было как обычно.
Как обычно в последние годы. Дело в том, что все артисты, выступавшие на том концерте, пели не в живую. Это значит, что где-то за кулисами крутился диск с песней исполнителя, а он, на сцене, держа в руках микрофон, всячески старался сделать вид, что поет. Весь фокус так называемого выступления заключался в том, что песни не было, а была некая запись, позволяющая тиражировать так называемое творчество так называемого артиста.
Подобные «певцы» настолько поднаторели в последнее время в, скажем так, озвучивании своих записей, что даже совершенно забыли о необходимости подготовки к подобным мероприятиям, приносящим им приличный доход. В результате зрители становятся свидетелями того, что запись песни звучит сама по себе, а «певец» двигается на сцене тоже автономно, совершенно не удосуживаясь хотя бы задуматься, что нарушается звукоряд, а его самого зритель может уличить в шарлатанстве.
Такое хамское, беспардонное отношение к зрителю, пришедшему на концерт услышать любимого артиста, заплатив за это немалые деньги, просто шокирует. Причем подобное наплевательство на нас с вами не пущено на самотек. Тиражирование песен - это целый конвейер, индустрия, где интересы зрителя занимают самое последнее место. Зато на всю катушку раскручен механизм зарабатывания звонкой монеты. И эта индустрия деланья шальных денег, как монстр, зараза, затягивает в себя, засасывает все новые и новые «жертвы», вне зависимости от возраста и регалий.
Растет число желающих подзаработать деньги на популярном и любимом народном песенном жанре, причем тех, не имеющих, представьте себе, даже голоса.
Современная звукозаписывающая технология настолько далеко шагнула вперед, что певцом в наших условиях ты можешь стать, и не обладая красивым голосом. Голос за тебя сделает та же техника. Твое же дело - уметь более-менее прилично вести себя на сцене, со вкусом одеваться и т.д. Ну и, разумеется, не последнее место в этом потоке псевдоискусства занимает хватка. Умение выгодно протолкнуть свой псевдошлягер, раскрутить свой псевдоимидж, частота так называемых концертных выступлений, приносящая немалый дивиденд. И в данной ситуации никто даже не задумается об истинных ценностях предназначения певческого искусства, о том, что обман, даже на эстраде, это плохо.
О том, что подобная тенденция набрала чудовищные обороты, говорит и тот факт, что в фальшивую эстраду хлынула жаждущая славы молодежь. Наша с вами чеченская молодежь, забывшая, по примеру старших товарищей по певческому цеху, то есть мэтров, об элементарных чеченских традициях уважения к близкому человеку, соседу, зрителю.
Всепоглощающий жернов обмана ради выгоды, ради обогащения лжепевца, лжеартиста набирает силу. Ужас ситуации в том, что после запрещения выступать на сцене под «фанеру» чеченской эстраде может не оказаться ни одного действующего, настоящего певца.
Именно угроза гибели живой чеченской эстрады заставила Главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова запретить отныне выступления под запись. И эта угроза совершенно реальная. Сегодня у нас в республике буквально по пальцам можно сосчитать певцов и певиц, выступающих вживую. Погоня за легкой монетой эстрадного шоу-бизнеса привела некогда богатое талантами и традициями чеченское вокальное искусство к застою и стагнации.
Это, разумеется, не значит, что оно потеряно. Но чтобы вернуть это искусство на правильный путь, необходимо многое сделать. И в первую очередь изменить к лучшему систему начального музыкального образования, к сожалению, потерянную республикой в результате последних военных действий.
Обман и фальшь никогда не остаются безнаказанными. Так и в искусстве. Если у тебя нет голоса, никто не станет тебя слушать. И если ты, не имея голоса, захочешь обмануть зрителя, рано или поздно ложь всплывет, обнаружится и публика вынесет свой приговор - лишит голоса, права выхода на эстраду, права общения со зрителями.
И если каждый из певцов или артистов эстрады будет придерживаться такой высокой планки, в республике переиначив слова Имрана Усманова, известного певца и композитора, будет много настоящих, талантливых певцов, а не тех, кто пытается выдать себя за них.
Имран Исмаилов
Источник: www.vesti-respubliki.ru
checheninfo.ru