ДАЙДЖЕСТ: |
В последние годы Министерство культуры ЧР проводит активную работу по направлению абитуриентов на учебу в ведущие творческие вузы России, в том числе в РАТИ (бывший ГИТИС). В связи с этим ежегодно в ЧР приглашаются представители названного вуза.
18 мая вот уже в третий раз в Чечню прибыла делегация РАТИ в составе заведующего кафедрой литературы, философии и истории Российской академии театрального искусства (РАТИ) Андрея Ястребова и заведующего кафедрой музыкального театра РАТИ Тимофея Сополева. Так как перед этим они находились в Ингушетии, где проводили семинары, в нашу республику их сопровождал внук известного ингушского писателя Идриса Базоркина, председатель Ассоциации театров Юга России, художественный руководитель Государственного русского музыкально- драматического театра «Современник» РИ Микаил Базоркин.
На встрече, которая состоялась в Чеченском драматическом театре имени Х.Нурадилова, присутствовали представители трех театров Чечни: русского драматического имени М.Ю.Лермонтова, театра имени Х.Нурадилова, Молодежного театра «Серло», студенты актерского отделения ЧГУ, а также работники Национальной, Центральной городской и республиканской детской библиотек.
По словам начальника отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры ЧР Розы Ташаевой, приезд гостей является следствием того, что в последнее время Правительством ЧР уделяется большое внимание повышению профессионального уровня творческих коллективов республики. После последней встречи Главы ЧР Рамзана Кадырова с руководством театров Министерству культуры ЧР был направлен протокол поручений, в рамках которого ведомству предписывалось создание творческих лабораторий, проведение мастер-классов с ведущими деятелями театрального искусства. «Мы постоянно работаем с представителями Москвы, – сказала Ташаева. – Данная встреча – одна из первых в рамках реализации поручения Главы республики».
– Будет подведена своеобразная черта под деятельностью театра, – подчеркнула Ташаева. – В советские годы Чечено-Ингушский театр имени Х.Нурадилова входил в десятку лучших театральных коллективов Советского Союза. В те времена на его сцене ставились серьезные высокопрофессиональные спектакли, а некоторые из них, к примеру, постановки режиссеров Руслана Хакишева «Кровавая свадьба» и Мималта Солцаева по шекспировским произведениям, вошли в сокровищницу лучших сценических произведений России. Из-за военных событий у нас произошел отток творческих кадров, прервалась преемственность поколений актеров и режиссеров. Даже те студенты, которых мы в 2009-2010 годах направили на учебу, еще не скоро вернутся в республику. Сегодня в ЧР функционирует 4 государственных театра: драматический имени Х.Нурадилова, русский драматический имени М.Ю.Лермонтова, Молодежный театр «Серло» и Театр юного зрителя (ТЮЗ). Из работников, имеющих профессиональное режиссерское образование, в этих театрах осталось всего два человека – это режиссер ТЮЗа Яраги Дилаев и главный режиссер театра имени Х.Нурадилова Руслан Хакишев. Им обоим уже за 70 лет. Молодые актеры у нас есть. Они приходят и учатся у больших мастеров, а с режиссерами большие трудности. Есть еще один камень преткновения в театральном деле – это полное отсутствие в республике театральной критики. Все эти проблемы мы пытаемся решать различными путями. У нас активизировалась работа экспертного совета при Министерстве культуры. Такие же советы мы предлагаем создавать в театрах, чтобы они планировали свою творческую деятельность, согласовывая ее с Министерством культуры, направляли абитуриентов на учебу, проводили такие вот встречи с профессионалами театрального дела. Сегодня в республике, например, 5 музейных учреждений, а до военных событий их было всего 3. Театров было 3, а сейчас 4. Казалось бы, сеть культурных учреждений развивается, но острая проблема профессиональных кадров как была, так и осталась.
Ташаева подчеркнула, что отсутствие театральной критики, творческой соревновательности между режиссерами способствуют тому, что сегодня постановки наших театров далеки от совершенства. И все же на фоне развивающейся республики можно отметить серьезные хореографические успехи в государственной филармонии. Сегодня ЧР – единственный субъект на Северном Кавказе, где четко соблюдаются правила по исполнению вокала в концертных залах без фонограммы. В связи с этим в филармонии под руководством Амины Ахмадовой внедряется серьезный проект, который называется «Живой звук».
Зинаида ФЕДОРОВА
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии
АБХАЗИЯ. Отключения электричества в Абхазии вернулись в прежний график