Сейчас о проблемах Кавказа не говорит только ленивый. По числу упоминаний в СМИ северокавказский регион и выходцы из него стабильно занимают одно из первых мест. Тревожные звонки, сигнализирующие о проблемах между кавказцами и русскими, касаются разных сфер жизни — начиная с торговли и заканчивая службой в армии. События на Манежной площади дали повод задуматься об угрозе безопасности и целостности страны: межнациональные и межкультурные различия граждан игнорируются и в итоге перерастают в уличное насилие. А ведь основой существования российского государства является многонациональный народ — так прописано в Конституции.
При этом показательно, что многие российские негосударственные СМИ и интернет-ресурсы с пониманием и даже сочувствием отнеслись к националистическим выступлениям молодежи. Некоторые издания вообще предпочли присовокупить эти выступления к общей теме общественного недовольства, вроде протестов против уничтожения Химкинского леса и строительства небоскреба «Газпрома» в Петербурге. Об адекватной реакции властей тоже говорить не приходится, если не считать активизации процесса создания на Северном Кавказе курортного холдинга хлопотами неунывающего полпреда Александра Хлопонина. А в целом, сюжет «замяли».
Между тем проблема не исчезла.
Более того, она приобрела скрытые формы — как болезнь, симптомы которой подавили, но не излечили. Теперь эта болезнь развивается латентно и, без сомнения, немедленно проявит себя при следующем ослаблении федерального иммунитета страны, будь то падение цены за баррель Urals или какая-нибудь политическая чехарда и неразбериха в верхах. Однако и в этом случае можно было бы надеяться на запас прочности в государственной системе — если бы не игнорирование со стороны властей и общества некоторых очевидных моментов, порождающее усугубление стереотипов.
Итак, момент первый: Кавказ «висит на шее» у федерального центра. Некоторые республики на востоке СКФО почти полностью дотационны. На западе округа и в Северной Осетии ситуация чуть лучше, но не принципиально. Сейчас в обществе нарастает недовольство условно русского населения по поводу финансовых вливаний в регион. «Хватит кормить Кавказ», — этот призыв все чаще появляется в СМИ и на просторах блогосферы. Какие только примеры не приводят различные «эксперты», с чем только не сравнивают кавказский регион – с Замбией, французским Алжиром...
Безусловно, повод для возмущения есть — если, конечно, считать жителей Кавказа туземцами и чужаками. В культурном отношении чеченцы, кумыки, ингуши, кабардинцы совершенно другие, чем жители центральной России. Это бессмысленно отрицать. Но сейчас речь идет не о культурных различиях. Началось противопоставление «мы» (метрополия, русские) – «они» (колония, кавказцы).
При этом ура-патриоты несколько непоследовательны и почему-то забывают, что большая часть ресурсов добывается не в Московской области. Набившая оскомину дотационность — это прямое следствие действий Центра. Как-то забыли, что традиционный хозяйственный уклад северокавказских народов вполне сознательно уничтожался сперва в Российской империи, а затем — Советского Союза. Сейчас Северный Кавказ — это социально-экономическая плоть от плоти остальной Российской Федерации, как бы это не было неприятно некоторым рачительным условно русским патриотам.
Нынешняя бюрократическо-сословная структура республик СКФО – это новоприобретенная социальная сущность, которая является результатом политики. Бюрократическая клановость Дагестана или Ингушетии начала XXI века – это не клановость горских обществ лезгин, осетин или балкарцев VIII века и даже не клановость феодальных княжеских фамилий Кабарды VII века. Это новая российская реальность, которая в более мягком варианте существует в Москве и Петербурге.
В этих условиях пресловутая дотационность — всего лишь побочный эффект неэффективного менеджмента прошлой союзной эпохи и низкого КПД современного управления. Никто почему-то не фокусирует внимание общества на том, что, по сути, деградация производства в национальных республиках – это реакция на нежелание Центра решать проблемы другими способами. Нужно ли упоминать высокую предпринимательскую активность простого кавказского населения, которая в основном нелегальна? И всех это, по-видимому, устраивает — ведь чтобы она приобрела другие формы, надо этим заниматься.
В российском обществе укореняется опасный стереотип, что кавказское население превратилось в нахлебников на шее Москвы. С таким же успехом европейцы могли бы считать всех граждан России нахлебниками на шее «Газпрома» или «Роснефти».
Есть и еще один существенный момент, который также игнорируется, — политический эффект дотационной зависимости регионов СКФО от Центра. Конечно, я рискую быть обвиненным в пособничестве национальным элитам, которые продают свою лояльность за дотации. Тем не менее отмечу, что развернувшаяся безоглядная борьба за снижение дотационности в республиках при нынешней системе управления ни к чему хорошему не приведет. Выбивание последних копеек из задыхающихся от коррупции госпредприятий и еще не ушедшего в тень бизнеса может дать эффект, но лишь кратковременный. Вместе с тем, когда дотационность снизится до критического уровня, местные элиты начнут все чаще ставить перед своими народами вопрос о целесообразности какой-либо политической зависимости от Москвы. Ситуация будет усугубляться взрослением нового поколения, которое не жило в советскую эпоху и не испытывает ностальгии по имперскому прошлому.
Конечно, это не значит, что дотационность не нужно снижать в принципе. Но делать это следует однозначно не теми методами, которые используются сейчас, и не под теми лозунгами, которые все чаще звучат в российском обществе.
Второй устоявшийся стереотип, который очевидно вытекает из первого: Кавказ – неисправимый рассадник коррупции, клановости, организованной преступности, потому, что «это у них в крови». То, что все эти явления сегодня присутствуют в национальных республиках, отрицать бессмысленно. Однако следует четко осознавать, что они отнюдь не уникальны и характерны не только для Кавказа. Да, масштабы здесь другие, но тенденции абсолютно аналогичны общероссийским. Просто местная культурно-региональная специфика как линза усиливает все существующие проблемы российского государства до гипертрофированных размеров. Это своеобразное увеличительное стекло всех пороков государства, в которое оно не хочет заглядывать, боясь увидеть себя в истинном свете.
Северный Кавказ можно было бы использовать в качестве полигона для испытания средств оздоровления экономики и общественной жизни для всей остальной страны, как своего рода социальное «Сколково». Командировать сюда суперподготовленных и наделенных полномочиями специалистов, а не отправлять в ссылку провинившихся. Как уже было кем-то подмечено, если правительство сможет решить проблему коррупции на Кавказе, то оно решит эту проблему в любой части Российской Федерации.
А пока список стереотипов о Кавказе растет. Конечно, объяснять ситуацию, обращаясь к ним, гораздо легче, чем решать проблемы по существу. Но все эти псевдообъяснения ведут к новым, еще более тяжелым проблемам.
Тимур Кармов
checheninfo.ru
Источник информации : http://www.rosbalt.ru