ДАЙДЖЕСТ: |
Фатима Абдурзакова
1957 год… Период массового возвращения чечено-ингушского народа к родным очагам, год восстановления своей автономии, год высокого подъема их духа в результате освобождения из-под морального и физического гнета сталинско-бериевского режима, год роста и стремления народа к свободной жизни и равноправию. Именно в этот временной отрезок ярко выражалось стремление молодежи к учебе. Связано это было, в первую очередь, с возвращением на Родину, что вдохнуло в них новую силу и пробудило чувство ответственности и обязанности перед своим народом.
С восстановлением Чечено-Ингушской АССР одной из главных задач было восстановление культурной сферы. Значительная роль в деле ее возрождения принадлежала министру культуры ЧИАССР Вахе Татаеву. Именно он стал инициатором создания национальной студии при ЛГИТМиКе, которая должна была составить костяк будущего театра.
Так, в 1957г. на факультет драматического искусства актерского отделения Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии была набрана национальная студия Чечено-Ингушетии при Классе доцента Е.К. Лепковской и старших преподавателей И.Я. Совельевой и В.В. Петрова. Первые дипломированные актеры: М.А. Давлетмирзаев, К.М. Анасов, М.А. Дакиев, М.А. Дудаев, О.А. Зангаев, Ю.Н. Идаев, Т.М. Исаева, Р.М. Исаева, Р.Х. Исрапилова, С.С. Котиев, С.А. Мамилов, З.А. Минкаилова, Р.Б. Паскаева, А.Х. Садаев, Т.А. Саиева, И.А.Умхаев, Н.Д. Хаджиева, Р.Ш. Хакишев, М.М. Цицкиев, Л.Л. Чукушева – стали кумирами нескольких поколений.
Я неспроста начала рассказ о первой национальной студии, ведь именно в этой кузнице талантов сделал свои первые шаги человек, с которым связана целая эпоха в истории чеченского театра. Речь пойдет о профессиональном режиссере, чеченце, который был признан одним из сильнейших режиссеров в Советском Союзе... Это Мималт Мусаевич Солцаев. Именно его профессиональный режиссерский подход поднял Чечено-Ингушский театр им. Х. Нурадилова на высокий уровень сценического искусства. С началом творческой деятельности Мималта Мусаевича в родном театре начался расцвет театрального искусства Чечено-Игушетии; являясь профессиональным творцом, он вписал в историю театрального искусства чеченского народа самые яркие и запоминающиеся страницы.
Отучившись два семестра с земляками на актерском отделении ЛГИТМиКа, Мималт Мусаевич переводится на режиссерское отделение в Класс профессора Г.А. Товстоногова (и.о.доцента А.И. Кацмана). Пробуя себя у Мастера в качестве начинающего режиссера, Мималт понимает, что режиссура – это то, чем он будет заниматься в жизни… Уже в 1962 году Мималт оценивает дипломные этюды своих земляков-актеров как начинающий режиссер.
Свое мастерство студенты продемонстрировали в дипломных спектаклях: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Стрекоза» М. Бараташвили, «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, «День рождения Терезы» Г. Мдивани, «Мохсолт» А. Хамидова.
Являясь одним из самых трудолюбивых (за это и любимым) студентов своего педагога, в 1963 году (по окончанию учебы) Мималт получает приглашение Георгия Александровича в БДТ (Ленинград). Помогая педагогу в работе в течение двух лет после выпуска, Мималт знакомится с Кириллом Лавровым, с которым у него впоследствии складываются прекрасные отношения – и профессиональные, и чисто человеческие. «Это были настоящие личности, а главное – гениальные! С Кириллом Лавровым мы всегда были вместе, работая бок о бок», – вспоминает Мималт.
В 1965г. Мималт получает приглашение из Татарстана, где начинающему режиссеру предлагают возглавить драматический театр республики в качестве главного режиссера. Мималт покидает Ленинград и уезжает в г. Казань. После успешного дебюта в Татарстане Мималта Мусаевича приглашают в Чечено-Ингушский драматический театр им. Х. Нурадилова на должность художественного руководителя.
«Учитель меня долго уговаривал, доказывая, что Ленинград – это то место, где я должен начать творческий путь как режиссер-постановщик», - вспоминает сегодня Мималт. На вопрос: «Почему Вы не остались в культурной столице у мастера первой величины?» – Мималт спокойно отвечает: «Я хотел посмотреть мир, хотел понять, как все устроено в других театрах!»…
В Android-версии WhatsApp найдена ошибка блокирующая передачу видео
ЧЕЧНЯ. 1909 год. «Терские ведомости» о Шалинской поляне в воспоминаняъ ветерана Кавказской войны
ЧЕЧНЯ. Муфтий ЧР принял участие во Всемирном форуме по межкультурному диалогу
СЕВАСТОПОЛЬ. Студентка из Севастополя представляет город на всероссийском конкурсе «Звезда-2024»
СЕВАСТОПОЛЬ. Леонид Слуцкий: пусть светлый праздник Пасхи принесет радость в каждый дом
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе прошел детский фестиваль, посвященный безопасности
СЕВАСТОПОЛЬ. Крашеные цыплята и розы в печенье: как празднуют Пасху иностранцы в Крыму
Эксперт раскрыл, где сервисы достают запасные части для ремонта iPhone
СЕВАСТОПОЛЬ. Михаил Развожаев поздравил участниц обороны Севастополя с наступающим Днём Победы
Рид Хоффман пообщался со своей ИИ-копией и взглянул на себя по-другому
ЧЕЧНЯ. В Наурском районе следователи направили в суд уголовное дело по факту мошенничества
Японские ученые создали первый в мире препарат для выращивания зубов
ЧЕЧНЯ. В ФК "Ахмат" не исключили продление контракта с Мохамедом Канате
РОСТОВ. Волонтеры проекта «Возьмемся за руки, друзья» посетили «Самбекские высоты»