Руслан Караев
Меняются времена – меняются нравы. Сколько копий наломали многочисленные злопыхатели и просто скептики, описывая со своих колоколен ситуацию в Чеченской Республике в разные годы ее до- и послевоенного существования – уму непостижимо! Не буду принципиально цитировать: кто все это видел и слышал, как говорится, и без того знает. Но напомнить блоки тематических, так скажем, выпадов искушенных недругов небольшого и гордого народа будет нелишним. Главный из них: дикари – они и есть дикари, сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. В этот ряд вошло несколько комплексов высказываний. О чеченских милиционерах, которые, видишь ли, вчерашние боевики и поэтому никогда не займутся наведением порядка в своей республике. Об отсутствии адекватных политиков, способных вернуть республику в конституционное поле Российской Федерации. О черной дыре, куда якобы бесследно пропадают «щедрые финансовые вливания» из госбюджета. О демонической силе всякого рода мятежников, сепаратистов, исламистов, боевиков и бандитов, удивительным образом возникающих из ниоткуда и туда же исчезающих.
И – новые тезисы, уже как бы более осмысленные и даже теоретически обоснованные, отсюда якобы вытекающие. О невозможности восстановления Грозного и необходимости перенесения столицы в другое место. О бескорыстных российских чиновниках, тщетно бьющихся над решением «чеченской» проблемы. О героизме и неистребимом патриотизме будановых и шамановых, поливавших землю кровью школьниц и школьников «из соображений высшего гуманизма». О полном и абсолютном отсутствии неуставных отношений и связанных с ними преступлений в среде контрактников, денно, нощно и скрупулезно исполняющих в «мятежной республике» приказы старших командиров…
Когда началась вся эта вакханалия, уж и не всякий помнит. Асланбек Аслаханов называет 1991-й год. «Прекрасно помню то время, – заявил он недавно в интервью Интернет-ресурсу «Деловой Петербург», – когда началась активная кампания по демонизации выходцев с Кавказа, особенно чеченцев. Тогда стали в прессе создавать миф про «чеченскую мафию», которая орудует в Москве и в других российских городах. В 1991 г. в газете ЦК КПСС «Гласность» вышла такая статья — «Чеченская мафия: все не просто». В ней автор фактически обвинил всех чеченцев в том, что они с рождения преступники, что у Б. Ельцина и Р. Хасбулатова в охране чеченские боевики, и так далее в этом духе».
Я тоже помню ту провокационную статью, подписанную почему-то армянской фамилией. В те годы вообще не принято было писать о людях, не говоря уже о целом народе, так, как это сделала «Гласность». Шок от нее был настолько определенным, насколько оказалась растерянной и реакция всего тогдашнего общества на публикацию.
С момента возвращения чеченцев из казахстанских степей в середине 50-х годов и до самого выхода упомянутой статьи так огульно о них еще никогда не писали. Эффект усиливался еще и тем, что статья провокатора была опубликована не где-нибудь в появлявшейся уже тогда желтой прессе, а в официальном органе компартии.
С течением времени стало ясно, что это был первый звонок, на который, к сожалению, не последовало адекватной реакции ни из высоких государственных кабинетов, ни из недр партийной номенклатуры.
Теперь мне даже кажется, что именно тогда быстро теряющие власть Советы таким образом решили «подложить свинью» нарождающейся новой России в виде грядущих межнациональных конфликтов, призванных доказать всему миру невозможность ее существования без ленинско-сталинской системы, «не допускавшей подобного во все времена своего правления». Вот почему все, что последовало за этим, не только в дудаевско-ельцинские времена, но и гораздо позже, можно, думаю, охарактеризовать как мощную отмашку невидимого режиссера, данную кем-то очень властным и мстительным, для начала длительной и массированной какофонии в СМИ - с целью окончательной и бесповоротной дискредитации всего чеченского народа. И не только небольшой его части, явно захлебывавшейся в те смутные времена от призрачного ощущения наступающей свободы, по сути оказавшейся в итоге тем самым бесплатным куском сыра из известной мышеловки. Опять-таки, нет смысла возвращаться к воспоминаниям о результатах той стройной античеченской (читай – антироссийской) информационной войны. Они, как говорится, налицо. Но наступил момент, когда вся эта громоздкая и хорошо отлаженная машина начала давать сбои. Монотонно вбрасываемая в общество негативная информация, сначала из зоны действия антитеррористической операции, а потом – с территории восстанавливаемой послевоенной республики, уже «не работала».
Пресыщенный сообщениями о различных терактах, убийствах, покушениях, подрывах, похищениях, нападениях, зачистках, зеленках, облавах и обстрелах обыватель… перестал на них реагировать!
Произошло то, что в итоге и должно было произойти… Чего здесь больше – логики развития постконфликтной ситуации или результата соответствующей пропагандистской работы сторонников партии мира? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости оценки той информационной войны, анализ которой сегодня может провести любой искушенный наблюдатель.
Сейчас немногие уже, наверно, помнят, как из покрытой еще пеплом Чечни, еще при Кадырове старшем, по стране отправился Поезд Дружбы. Из Грозного, через Ростов-на-Дону, до Владивостока - и обратно на Северный Кавказ. Артисты, писатели, журналисты и простые служащие, одетые в костюмы из чудом сохранившихся сундуков, ехали по стране и удивляли жителей регионов давно ставшими для тех непривычными танцевальными ритмами, народными и эстрадными песнями и ненавязчивыми рассказами о культуре, быте, нравах и обычаях чеченцев. На местах пресса просто не могла умолчать о столь неординарном событии. Поэтому и показывала чеченцев своему изумленному зрителю, писала о неожиданных гостях в региональной прессе, рассказывала на местных радиоканалах. Новость, как и шила в мешке, не утаишь. Сообщения о необычном поезде и его экзотических пассажирах просочилась на российские теле- и радиоканалы, а оттуда – распространялась уже на весь мир.
Потом наступил черед для реализации программы «Терек». Как внутри, так и вне республики появилось огромное количество скептиков, «не понимавших», зачем это нужны такие траты на футбольную команду, ремонт стадиона, когда «в республике столько разрушенных домов». Ну отвыкли люди рядом со словами «Грозный» или «чеченцы» слышать фразы типа «Обладатель Кубка России» или «Участник розыгрыша европейских футбольных кубков». Но они быстро вошли в лексикон не только грозненцев и чеченцев, но и в спортивный быт любителей футбола всей России, Европы и мира! Прекрасная мечеть «Сердце Чечни» – уникальное архитектурное сооружение, каким не могут похвастать даже ряд стран Ближнего Востока, на территории которых столетиями не было разрушительных войн, тоже, поверьте, построена и с той еще целью, чтобы о ней заговорили на весь мир. Как заговорили бы и о том народе, который нашел в себе силы, лидера и гений для строительства объектов, заслуживающих попадания в книгу Гиннеса. Как еще одно из чудес света, подлежащее охране и патронажу международной организации ЮНЕСКО.
Другой разительный (для скептиков) пример – «Грозный без следов войны». Уникальные сроки, неподражаемое качество, беспримерные мужество, любовь, талант и героизм людей, которые его восстановили, действительно, не имеют прецедента в новейшей мировой истории. А ведь были, и есть, еще и Гудермес, Шали, Аргун и сотни других городов и сел, которые сегодня выглядят так, как не выглядели ни при царизме, ни при коммунистах.
Олимпийские чемпионы, выдающиеся ученые, прекрасные воины-защитники Отечества, великолепные врачи, педагоги, богословы, художники, певцы, танцоры, менеджеры и политики – все это сегодняшняя Чеченская Республика, ее народ и его лидеры. Такой «пиар», согласитесь, дорогого стоит.
Каждый из перечисленных и тысячи других примеров из жизни вчерашней «горячей точки» – не что иное, кроме всего остального, как информационные поводы, мимо которых трудно пройти даже предвзятому человеку.
Потом, спустя несколько лет, в республику приехал «Поезд без брони». Юные, молодые, абсолютно лишенные снобизма и скепсиса, присущего многим их старшим коллегам, журналисты из регионов России и других стран приехали в Грозный, чтобы, пропустив через свои чистые еще души, пронести правду о возрождающейся Чеченской Республике на весь мир.
Может, они и не знали, и не слышали о том самом «Поезде Дружбы», но их вояж в Грозный с большой долей вероятности можно назвать ответным визитом молодых людей доброй воли со схожей целью увидеть добро там, где оно таки есть, и показать его там, где в нем все еще сильно нуждаются.
В журналистике существует упрощенный, но очень точный критерий определения того, что называется сенсацией. Если собака укусила человека, здесь нет ничего необычного. Но вот если человек укусил собаку – это уже, бесспорно, сенсация. Она вызывает к себе интерес уже потому, что сразу возникает вопрос: как такое могло случиться? Негатив, в течение без малого двух десятков лет навязывавшийся - некоторыми российскими и зарубежными СМИ и ньюсмейкерами - потребителю информации из Чеченской Республики, перестал вызывать к себе интерес. Он перестал быть сенсацией, превратился в нечто обратное, набил оскомину, стал ненужным раздражителем, надоел, устарел, пропах гнилью, покрылся плесенью, протух. Туда ему и дорога!..
Р. Караев
checheninfo.ru
Источник информации : http://nana-journal.ru/