ДАЙДЖЕСТ: |
Весной 1943 года советский подводный флот настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника. 18 мая 1943 года подводная лодка «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта Павла Кузьмина, отчалила от пирса на острове Лавенсари для выполнения задания. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения она была обнаружена и атакована немецким самолётом. Лодка получила небольшие повреждения. Масляные следы, оставляемые «Щ-408» на поверхности воды, позволили кораблям финской противолодочной обороны выйти на ее след.
Минный заградитель «Риилахти» и четыре сторожевых катера начали преследования. Лодку обнаружили 22 мая в районе острова Вайндло. На лодке разрядились аккумуляторы, и она всплыла для их подзарядки. При приближении финских кораблей командир подлодки отдал приказ об экстренном погружении. Субмарина легла на дно. Вражеские корабли начали бомбардировку глубинными бомбами, которая продолжалась три часа. «Щ-408» получила серьёзные повреждения.
На лодке не было электричества, к концу подходили запасы воздуха, моряки начали задыхаться, терять сознание. Там, наверху, катера финской береговой охраны, как акулы кружили над местом, где на дне лежала лодка. Решение, нужно решение и командир, уроженец города Грозный, Павел Кузьмин принял его — К всплытию! —командует командир — К бою!
«Щука» начала подниматься на поверхность моря. Гитлеровцы увидели лодку и прекратили стрельбу, думая, что советские моряки сдаются. Но они не знали советский характер. Комендоры «щуки» молниеносно выскочили из лодки и развернули пушки в сторону вражеских катеров.
- Огонь! - скомандовал Кузьмин.
И два 45-мм орудия открыли огонь по вражеским кораблям, им ответили 28 орудий противника, советская лодка вступила в неравную артиллерийскую схватку с кораблями врага. Экипаж имел возможность сдаться в плен, но предпочёл дать последний бой противнику. В результате трехчасового боя моряки-подводники потопили два финских сторожевых катера, однако субмарина получила тяжёлые повреждения и затонула, не спустив военно-морского флага, что означало - «Погибаю, но не сдаюсь!» Весь экипаж подлодки погиб.
Есть утверждение, что после войны из документов немецкого подводного флота выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали звуки ударов по металлу. Геройский экипаж «Щ-408» пытался заделывать пробоины. Моряки до последней минуты боролись за жизнь лодки. И все это время их бомбили. Гитлеровцы надеялись, что лодка всплывет, и советские моряки сдадутся, но нет, не дождались…
Подробности последнего боя подводной лодки Щ-408 стали известны только после выхода Финляндии из войны и получили широкую известность, как в ВМФ СССР, так и в ВМС Великобритании. Надо заметить, что в 1944 году король Великобритании Георг VI присвоил командиру лодки капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину звание почётного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена. Но вот советскими наградами, ни геройский экипаж, ни командир, награждены не были.
К месту будет отметить, что согласно источникам, капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин родился 2 января 1914 г. в городе Грозный. В детстве с родителями переехал во Владикавказ. После окончания 10 классов школы работал на городской электростанции машинистом котельной. В 1933
поступает
на учебу в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.
После окончания
1938 году, с отличием училище, Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. В октябре 1940 года окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова и получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9». В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, с назначением на должность командира подлодки «Щ-408» которая погибла, но не спустила флаг военно-морского флота СССР.
Л. Хард
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы