ДАЙДЖЕСТ: |
Порой бывает тяжело разобраться в многосложном калейдоскопе событий минувших эпох. До сих пор путаницу в вопросе: «Кто же такие чеченцы!?» – создавали, прежде всего, чеченские историки. И связано это с тем, что нам внушали мысль о том, что мы – автохтоны Кавказа, будто не было славных страниц нашей истории до того момента, когда наши предки заселили нынешнюю нашу родину, придя в густые непролазные леса, во имя сохранения древних арийских обычаев и языка.
Наши историки, преимущественно, ограничиваются тезисом о том, что мы – выходцы из Нашаха. Но ведь Нашах и знаменитый «нашхоевский котёл» являются всего лишь одним из ярусов нашей многосложной истории, причём, на её наиболее поздней стадии. О необыкновенной истории чеченцев многие догадывались и раньше, но на-гора было выдано такое количество вариантов безупречной, на первый взгляд, истории, что в итоге возникает сомнение: «А есть ли чеченцы вообще?!» Наше, чеченцев, неумение ориентироваться в своём прошлом, а ещё хуже – сознательное или бездарное неумение исследователей старины отличить белое от чёрного – в итоге порождает миф о том, что чеченцы являются конгломератом разных народов, собравшихся на одной территории, смешавшихся и образовавших разбойничью народность. В таком свете хотят нас выставить скептики и фальсификаторы, которым наверняка самим известно, насколько их ложь противоречит истинной истории.
Многие из нас многократно слышали в различных вариациях одну и ту же притчу: собеседник чеченца, сведущий в нюансах древней истории, восклицает: «Если бы вы, чеченцы, знали, кто вы такие, то непременно возгордились!» Причём, география подобных высказываний, судя по информации рассказчиков, обширна – Армения, Украина, Россия, Великобритания и так далее.
Сегодня мы можем смело сказать: «Да, мы знаем, кто мы и откуда!» И при этом мы действительно горды нашей историей. Но возгордимся ли? Наверное, не стоит этого делать, ибо гордыня – качество, отнюдь не угодное Богу. Стало быть, мы для самих себя проведём разницу между понятиями «гордость», «горделивость» и «гордыня». Будем гордиться нашей историей.
Кто такие чеченцы? Наш ответ: мы – потомки мидийских Ариев, которые на протяжении тысячелетий, мигрируя, источали позитивные импульсы на окружающие племена и народности. Чеченцы – люди вельможной царской крови. Есть мнение некоторых этнографов, что понятие «голубая кровь» зародилось именно благодаря чеченцам (по особенному неповторимому бирюзовому цвету кровеносных вен). Когда европейские рыцари, имевшие нахско-мидийское происхождение, желали распознать «своих» и «чужих», то они без проблем делали это, сверяясь по цвету жил на руках.
Арийско-мидийские (нахские) племена, из века в век переселялись за пределы своей прародины, и наиболее излюбленным и главным их маршрутом был Кавказ, минуя который, они оказывались в Европе, обживая её необъятные просторы.
Итак, на протяжении трёх тысяч лет, вплоть до VIII века нашей эры, Передняя Азия источала импульсы – скифы, киммерийцы, савроматы, сарматы и, как производное от них, аланы.
Существенным аспектом в изучении нашей древности является, помимо прочего, и тайповая принадлежность, поскольку только через её изучение, как обязательной составляющей нахского этноса, нам удастся составить достоверную карту нашего прошлого. Кроме того, локализация чеченской истории на именах конкретных тайпов, несомненно, окажет исследователю большую помощь в изучении чеченской истории.
Учитывая, что название «савроматы» имеет греческую форму написания, мы можем предположить, что изначально это было – «чIабармат», то есть те, чьими прямыми потомками среди чеченцев могут являться нынешние чIебар-лой (чеберлоевцы), как наиболее древний пласт переселившихся на Кавказ мидийских ариев.
Киммерийцы – здесь отчётливо слышится имя тайпа ГIимаро, так как звуки «кх»/«к» и «гI» в различных языках и даже внутри чеченского языка (в диалектах) – взаимозаменяемы.
На Руси пришельцев, чьи корни тоже – на юге, в степях Предкавказья, называли варягами, тогда как сами себя они именовали – варанг. Здесь любой чеченец услышит название тайпа Варандо, которых, по-видимому, на Руси искажённо именовали берендеи (опять-таки по причине взаимозаменяемости «б» и «в»). Подтверждением того, что предки варандоевцев являются потомками мидийских Ариев, является тот факт, что на территории Арцаха (Карабаха), как части хурритского ареала, издавна существует местечко под названием Варанд. Подобные примеры можно продолжать и далее.
По сути, в течение столетий миграционная волна покрывала собой родственные по языку и происхождению племена и народности, которые, оказавшись в новых условиях, образовали на новой территории своего рода «СКИФСКИЙ КОТЁЛ», который на базе арийско-мидийско-нахских племён начал «вываривать» новые этногруппы – кельтов, славян, германцев. Процесс указанного напластования являлся катализатором зарождения всё новых и новых этносов.
Любопытно, что современные европейцы, гордящиеся своим арийским прошлым, даже предположить не могут, что эти самые Арии, по сути, близки современным кавказским чеченцам, и что европейская раса и их языки являются производными от них.
Вплоть до начала принятия в свой состав представителей иноплеменного происхождения, чеченцы так и не создали внутри себя государства. И этому тоже есть объяснение: народ, который на протяжении всей своей активной истории, с момента расселения из области Рага, моделировал различные схемы государственного обустройства для остальных народов, лично для себя избрал наиболее изящную модель, ибо его народная МОРАЛЬ И ВЫСОКОЕ СОЗНАНИЕ позволяли жить по этим законам. Для успешного функционирования указанной модели было необходимо одно-единственное непременное условие – общество с высокой сознательностью не отдельных элит, а практически каждого индивида. Именно по этой причине у чеченцев издревле существовал обычай изгнания провинившихся и возгордившихся людей – остракизм, носивший название «махкахваккхар».
Одной из проблем является искажённое восприятие нашей древности, смещение акцентов, сознательное или неумышленное игнорирование такого фактора, как МНОГОЯРУСНОСТЬ нашей истории, где на каждом её витке следует учитывать ряд таких сложных процессов, как миграция племён, формирование новых языков и этногенез. Каждая эпоха имела свой неповторимый колорит, и в гуще последующих событий колода племён и народностей, если так можно выразиться, заново «перетасовывалась» в ходе катаклизмов, формируя новые языки и этносы. Здесь важно учитывать каждую мелочь.
Однако, признавая участие многих народов в этом сложном процессе, мы настаиваем на том, что даже современный чеченский язык в состоянии предоставить ключ к разгадке многих тайн евразийской старины, и этот язык не следует игнорировать, если, конечно, исследователь не задаётся изначально целью заниматься фальсификацией истории.
И ещё. Многие историки отмечают факт заимствования мидийцами у урартийцев клинообразного письма. При этом замалчивается ПОЛНАЯ ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ ЯЗЫКА ХУРРИТОВ И АРИЙЦЕВ, являвшихся государствообразующим племенем Мидийской державы.
Одно из древних мидийских племён, по Геродоту, называлось — Aryazantum («арийское племя»). Исследователь конца ХIХ – начала ХХ вв., князь К.М. Туманов считал чеченцев преемственными арийцами. При этом он был убеждён, что мидийские колонии простирались вплоть до побережья Чёрного моря, включая и Урарту, чей язык он считал МИДИЙСКИМ.
Итак, мы выводим следующий знаменатель: Мидия – огромный этноареал, где ведущую роль играли арии или арийцы, которые к названиям своих племён прибавляли частицу «мата» или «мада» в значении «мидиец», а урартийцы (то есть хурриты) были никем иными, как мидийскими ариями, которые в течение трёх тысячелетий совершали миграцию, уходя на Кавказ, и уже оттуда расселяясь в Европе. Можем предположить, что Мидия стала своеобразным плацдармом расселения нахов-арийцев и на огромных просторах Азии.
Язык этих племён на ранней стадии был близок языку современных чеченцев, являющихся одной из последних волн Мидийской миграции на Кавказ (после падения Урарту).
Согласно античным преданиям, мидийские арийцы – выходцы из горной области Рага. Но где именно следует её локализовать? Известно, что в чеченском языке существует едва ли более десятка слов, начинающихся на «р». И наиболее распространённым из них является корень «рагI» или «регI», что означает – «горная гряда». Иными словами, знатоку чеченского языка без каких-либо комментариев будет понятно, что мидийцы изначально являлись горцами, ибо «Рага» в переводе означает «горный край».
Можно ли найти следы, например, осетинского языка в тюркских, славянских, венгерском или прочих европейских языках?
Таких следов не обнаруживается. Мидийцы, по крайней мере, те, кто назывались скифами, савроматами, сарматами и так далее, не были ираноязычными, пусть даже и были выходцами с территории современного ираноязычного ареала.
Возьмём имена Мада и Амада, которые невероятно широко распространены сегодня в Чечне. Мы считаем, что старогерманское (кельтское) Amadeus (Амадей) является производным от Амада.
Давайте вспомним, как сами скифы называли свою страну? Ишкуза. Поддаётся ли это название этимологии других языков? На наш взгляд, предлагаемые варианты не убедительны. Зато, сравнивая даже с современным чеченским языком, мы явно читаем – Iеш кхузахь или Iаш кхузахь («живущие здесь», «местные»). К примеру, слово «здесь» («кхузахь») в ингушском языке имеет форму «укхаза», что позволяет говорить об относительной молодости ингушского диалекта в сравнении с прочими нахскими языками. На эту разницу обратил внимание князь К.М. Туманов в своей работе «О доисторическом языке Закавказья», что и послужило для него поводом сделать вывод о том, что ингуши являются племенем, ассимилированным мидийцами (нахчаматами).
Далее, имя одного из скифских царей – Партатуа. Его также не могут толком разобрать ни иранисты, ни тюрковеды. «Парт» по-чеченски означает «стремительность», «мгновенность», то есть действие, происходящее буквально в доли секунды. Таким образом, «Партатуа» в переводе с арийско-мидийского (нахского) означает – «стремительно рубящий», так как «ата» в современном чеченском означает «рубить», «кромсать», «дробить».
Геродот упоминает сигинов, проживавших к северу от Истра (древнегреческое название Дуная) – народ, вышедший из Мидии, производящий себя от мидийцев и носящий мидийскую одежду. Существует мнение, что «сигины» (si’ghi’u), имеет тюркскую основу, и на языке башкир означает «выходец», а также имеет смысл «происхождение». В чеченском же языке «стаг» означает «человек», где «а» запросто переходит в «э» и «и».
И пусть не удивляется читатель тому, что чеченцы сегодня – не единственный сохранившийся народ древности. Есть, к примеру, ещё и ассирийцы. И очень важно уточнить следующую деталь: насколько древним является персидский язык. Или же – насколько древнеперсидский язык отличается от современных иранских языков, и насколько он (древнеперсидский) соответствует современному чеченскому языку, учитывая наличие в последнем архаических пластов!?
Ираноязычных курдов этнографы относят к потомкам мидийцев. На тот факт, что Мидия была многонациональна, обращает внимание Геродот, который упоминает шесть племён, причисляемых им к мидийцам.
Ни один народ сегодня в полной мере не признаётся в качестве прямых потомков римлян, зато на базе латыни в мире существует более десятка языков. Причём, народы эти генетически не совсем родственны друг другу, ибо преимущественно являются потомками покорённых Римом племён (французы – от галлов, румыны – от даков, каталонцы – от готов и алан и так далее). И неудивительно, если при детальном изучении мы обнаружим в иранском курдском языке нахско-мидийскую основу, так как ряд курдских традиций совпадает с чеченскими обычаями. Например, обязательное знание наизусть имён как минимум семерых прямых предков.
Становится понятным, почему скифов, савроматов, сарматов и алан причислили к иранцам. Только лишь по той обыкновенной причине, что их первородиной являлась Мидия, которую сознание исследователей старины автоматически ассоциирует с Персией, а, следовательно, и с языком, который победил в этой части Азии значительно позже. При этом, на наш взгляд, не существует каких-либо весомых доказательств ираноязычности этих племён. И здесь весьма справедливой нам кажется критика иранистов сторонниками тюркской интерпретации этого древнего периода истории, за исключением одной только детали: скифо-сармато-аланы являлись носителями иного языка, нежели тюркского, который в силу известных исторических обстоятельств лишь впоследствии был перенят определённой частью их потомков. Горные аланы сохранили свою мидийскую (нахскую) речь, тогда как аланы, обитавшие в пределах Дикого поля, были ассимилированы тюрками и изменили своё имя на команы или куманы (в европейской транскрипции), тогда как на Руси их именовали половцами, а в Средней Азии кипчаками. Рискнём предположить, что самоназвание «коман» восходит к арийско-мидийскому (нахскому) «къомана» (от «къам» – «народ»), то есть «единоплеменник», что вполне сопоставимо с современным термином «вайнах». Здесь уместно вспомнить, что в самоназваниях различных народов нашей планеты в основе содержится слово «народ».
Как нам представляется, тюркский язык значительно моложе многих известных мировых языков. Его даже можно назвать «СТЕПНЫМ ЭСПЕРАНТО», так как он сформирован на фоне кочевничьего быта, когда многовековой размеренный уклад жизни обитателей гор, предгорий и долин сменился мгновенностью, стремительностью, повлекшей за собой и определённое упрощение языка. Как нам кажется, тюркская речь впервые либо возникла на базе одного из мидийских диалектов, либо подверглась мощному влиянию арийско-мидийского языка, так как большое количество тюркизмов поддаётся этимологии только современного чеченского языка. Так, «Iайл» («житьё»), происходящее от глагола «Iан» или «Iен» с долгим «е» («жить») стало прообразом тюркского «айл», «аил», «аул», и позже эта же лексема вернулась в чеченский язык, но уже в форме тюркизма «эвла» («аул»). Хотя в качестве расшифровки термина «айл» можно предположить и другой вариант: «Iа» в чеченском языке означает «зима», и, учитывая универсальность в нахских диалектах суффикса -л или -лла, «Iайла» вполне переводимо, как «зимовье».
Далее, «вежа». Так называли степные юрты. В чеченском языке «вижа»/ «вежа» означает «ложиться», «прилечь», «лечь», то есть, в данном случае, речь идёт о месте отдыха.
Веха. Так тюрки называли огромные шесты, водружаемые в степи (типа монгольской урги). В чеченском языке «веха» (варианты, в зависимости от классных показателей - «йеха», «беха», «деха») означает «длинный», то есть «веха» – длинный шест.
Шляхт – степная дорога. В чеченском языка слово «шела» (отсюда название райцентра Шали, звучащее на чеченском языке – Шела) имеет тот же смысл, зато падежная форма «шелах» («вдоль степной дороги») плюс трансформант «тIа» («на» или «к», то есть - «по направлению») в сокращённом виде дают нам форму «шляхт»).
«Кхара» – «чёрный». Здесь выстраивается интересный семантический ряд. «Кхо» в чеченском языке – «навоз», являющийся удобрением для земельных наделов, которые так и называются – «кха», и в степи тот же сушёный навоз (кизяк) использовался в качестве топлива, подбрасываемого в огонь : «кхе таса» – «топить печь» (в буквальном смысле – «подкидывать навоз»). Образующаяся на внутренних стенках печи густая сажа (нагар) носит название «кхара», а сама печь называется «кхер-ч». Кстати, название города Керчь в переводе так и означает – «печь», потому что в древности здесь было много кузниц. И подобных примеров очень много.
Таким образом, на основе даже этих приведённых нами немногочисленных данных из всего огромного пласта пока ещё детально не изученных источников, можно сделать вывод, что история современного чеченского народа уходит своими корнями глубоко в мир древнейших цивилизаций человечества. И шумеро-арийско-мидийско-аланские ярусы длительной героической истории чеченцев нуждаются в дальнейшем исследовании.
Нам не совсем понятна ирония представителей местной «официальной» историографии в вопросах древнейшей чеченской истории. Почему наши историки не могут давать свои версии и выдвигать гипотезы по данной проблеме, если источники вполне позволяют это делать? Нельзя бояться своего славного прошлого и, тем более, комплексовать по этому поводу. Наоборот, на примерах этого великого прошлого мы должны воспитывать молодое поколение. Нет необходимости «загонять» в короткие рамки недавнего прошлого всю МНОГОЯРУСНУЮ древнейшую историю чеченского народа, насчитывающую не одно тысячелетие. Чеченцы сегодня проживают в единой семье народов великой России. И то, что история одного из государствообразующих народов Российской Федерации (а чеченцы являются третьим по численности в стране из коренных этносов) берёт своё начало в далёких цивилизациях мира, должно вызывать чувство гордости у всех россиян. Разве не так?
Тренды в флористике: современные тенденции и популярные формы
ГРУЗИЯ. Протестующие начали собираться на площади в центре Тбилиси
ГРУЗИЯ. Омбудсмен Грузии призвал участников протестов и правоохранителей к соблюдению законов
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция готовится к митингу у парламента в Тбилиси
АРМЕНИЯ. Столкновение поезда и автомобиля в Армении: водитель погиб в огне
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев: COP29 – поворотный момент в климатической дипломатии
АРМЕНИЯ. Бывшая сотрудница мэрии Еревана вернет государству $200 тыс
АЗЕРБАЙДЖАН. Первый грузовой поезд отправился из Баку в Китай
АРМЕНИЯ. Азербайджан и Армения не будут играть друг с другом в отборе на ЧМ-2026
АРМЕНИЯ. Референдум по конституции Армении пройдет после выборов – СМИ