ДАЙДЖЕСТ: |
С 20-х до 90-х годов XX века в Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. академика живописи, первого профессионального чеченского художника Петра Захаровича Захарова (1816-1846 годы) был уголок, мимо которого не проходил ни один из его многочисленных посетителей. Там, завораживая и притягивая всех, занимая почти всю стену, висела знаменитая картина Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года», а рядом - «Смерть генерал-майора Слепцова», который был убит в одной из карательных экспедиций Кавказской войны - в сражении в Гехинском лесу.
Перед ними (особенно - у картины «Пленение Шамиля», как ее коротко и просто называли люди) подолгу стояли и старые, и молодые, то разглядывая внимательно каждое лицо, каждый штрих, то задумчиво закрывая глаза, будто представляя себе виденное наяву. Эти полотна каждого наполняли то гордостью за свой народ и его героическую историю, то раздумьями о бесперспективности и бессмысленности войны, то сожалением о бесчисленных жертвах ее.
Период Кавказской войны, прошедшей под руководством имама Шамиля (1835-1860гг.) длилась, как дотошно подсчитывали историки, ровно 24 года 11 месяцев и 7 дней, завершилась, как считается официально, пленением Шамиля. После падения последней цитадели своей обороны, Шамиль, поняв, что это конец, несмотря на угрозы одних своих наибов, не слушая мольбы других, пришел сдаваться победителю в рощу в полутора километрах от аула Гуниб, где его ждал терпеливо Главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом князь А.И. Барятинский. Этот эпизод и изображен на полотне Ф. Рубо. Это и было первое пленение Шамиля.
Все последние годы Кавказской войны вели Шамиля к этой катастрофе - поражение следовало за поражением. В 1856 году, по прибытии на Кавказ, князь Барятинский проведение всех операций доверил генералу Н.М. Евдокимову, который выслужился из солдатских детей, отчаянному храбрецу и человеку - разрушителю по своему характеру.
«Всегда известный как хороший командир Евдокимов долго не выдвигался...Теперь он сразу рванулся к славе. Внезапно занял долину Мичика, ударил по Гудермесу. Шамиль выслал против него - всех трех сыновей... Евдокимов разбил их наголову и едва не пленил».
«С 1857 года, повторяя метод Ермолова, Евдокимов начал рубить леса, сады, заросли, ставить мосты, дороги. Взял Аргунское ущелье и заложил крепость в самом сердце его - в с. Шатой (фрагменты толстых, прочных каменных стен сохранились по сей день, А.К.), загнав наиба Чечни Талгика в глубину гор. Мичиковский наиб Эски сдался русским с тремя мюридами... Евдокимов поджег леса. Теперь он не вырубал, а жег. Огонь настигал людей и уничтожал мирных вместе с немирными...». (3)
«Все валилось из рук в горах. Чечня - склад имама, хлеб его армии - Чечня - в руках русских… Разбит у Черного моря Магомет-Эмин (сын. -А.К.), горит Чечня...
Шамиль быстро двинулся горами к Владикавказу, обложенному ингушскими отрядами (они наконец-то восстали по призыву Шамиля. - А.К.). Евдокимов следом вгрызается во фланги, принуждает измученные переходом войска имама к пяти-шести сражениям в день, разрушает аулы, сравнивает с землей кладбища, вырубает сады, жжег леса и, наконец, рассеивает горцев вблизи Владикавказа. Чужие в этих местах, без языка, без друзей чеченцы и аварцы разбегаются в разные стороны. Их добивают прикладами, вырезают на ночевках местные жители и волокут в кровавых мешках их головы русским начальникам...».
«Нет под рукой у имама ни Ахверды-Магомы, ни Шуаиба, ни Хаджи-Мурата (бывшие наибы Шамиля; они погибли в боях. А.К.). Переходит к русским Сабдулла, наиб гехинский, умирает от чахотки Джамалдин (сын.- А.К.) .. .Имам устремился на запад в центр Кавказа, но вскоре войска имама двинулись назад в Дагестан, преследуемые Евдокимовым, который шел за имамом, не страшась ни холодов, ни гор, ни болезней».
«...Сдался русским Даниэль-Бек (тесть сына имама.- А.К.) ...Сдался наиб Талгик ...Евдокимов обложил столицу имама Ведено, взяв в кольцо семь тысяч отборных бойцов. Бросив Ичкерию, Шамиль стал пробиваться в Андалялские аулы», приказав укрепить Гуниб. «Он тоже решил сражаться до последнего человека»... Гуниб - «при двух тысячах бойцов гора была неприступна. Но Шамиль прибыл всего лишь с четырьмя сотнями вооруженных и тремя пушками...»
«Ночью, вблизи Гуниба, на узкой тропе, люди праведника Кибит-Магомы (бывшего наиба Шамиля. -А.К.) отбили тридцать вьюков из обоза имама - все серебро, все книги, всю казну имамата».
Такими были последние шаги имама Шамиля к трагической развязке в Кавказской войне.
Говорят, что через переводчика имам обратился к князю А.И. Барятинскому с такими словами покаяния, сожаления и разочарования: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне. Наибы мои разбежались, да и сам я утомился. Я стар - мне шестьдесят три года. Не гляди на мою черную бороду - я седой. Поздравляю Вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю успеха в управлении горцами для блага их».
Неимоверно трудной и трагичной была судьба (она остается таковой и сегодня) этого великого творения Ф. Рубо - на долю не всякого живого существа выпадает столько страданий и испытаний. Этот великий художник-баталист не был (в отличие от живописца Ф.Ф. Горшельта, который первый с натуры написал картину «Пленение Шамиля» - она находится в собраниях Дагестанского краеведческого музея) ни очевидцем, ни участником Кавказской войны - он родился только в 1856 году, за три года до окончания этой эпопеи. Однако Франц Рубо дотошно и скрупулезно изучил и хорошо знал историю этой войны, ее эпизоды и ее участников, которые были еще живы. Поэтому мастер с готовностью принял ответственное предложение - заказ Тифлисского военно-исторического музея создать серию картин, посвященных событиям и героям Кавказской войны для «Храма славы». Он обязался в течение 4-х лет написать шестнадцать полотен - шесть больших и десять - средней величины.
Работая над задуманной серией, художник совершил многочисленные поездки по Кавказу (в том числе по местам памятных сражений в Чечне), написал большое количество этюдов, записал сотни свидетельств, воспоминаний очевидцев, участников войны, изучил тысячи архивных и официальных документов. При этом, для каждого произведения он был «обязан предварительно изготовить эскиз и представить его на рассмотрение комиссии и утверждение Главного начальника Кавказского края».
И только после этого художник получал право рисовать оригинал.
В результате такой требовательной, но плодотворной работы Франц Рубо даже перевыполнил заказ: вместо шестнадцати написал семнадцать (по другим свидетельствам - 19) картин. В числе их и были одни из лучших творений художника: «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1959 года» и «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу». Основываясь на воспоминаниях очевидцев этих событий, мастер «с полной исторической достоверностью воспроизвел подробности и их детали».
До Октябрьской революции 1917 года вся «Кавказская серия» картин Ф. Рубо находилась в Тифлисском военно-историческом музее. Но вскоре после установления Советской власти «Храм славы» был закрыт как учреждение, прославляющее «старорежимную императорскую армию». Небольшая часть картин попала в Государственный музейный фонд, откуда их позже распределили по музеям Северного Кавказа, другая в частные руки и бесследно исчезла, третья была просто уничтожена. Вот тогда, в 1926 году, по просьбе Чеченского облисполкома из Тифлиса и были переданы в наш формировавшийся Краеведческий музей картины Ф. Рубо «Пленение Шамиля» и «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу», написанные им в 1886- 1888 годах.
В Роскачестве рекомендуют отключать геолокацию на телефоне для защиты личных данных
Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции
Медики КБР получат дополнительные средства для борьбы с диабетом
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
СЕВАСТОПОЛЬ. Житель Симферополя вымогал деньги под предлогом помощи ВСУ