ДАЙДЖЕСТ: |
В 30-40 годы XX века бесценное творение Ф. Рубо «Пленение Шамиля» почти не появлялось в экспозициях музея (Шамиль был объявлен английским шпионом),
а пылилось в запасниках. Но «приключения» ее на этом не закончились. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда немецко-фашистские войска неудержимо приближались к Грозному и он был превращен в неприступную крепость, с картиной
Ф. Рубо разыгралась новая трагедия. В 1942 году, когда музей был закрыт и в нем располагался один из самых охраняемых объектов города - штаб обороны Грозного - полотно непонятным образом пропало - одно единственное из многочисленных экспонатов музея. Так таинственным образом неизвестными людьми второй раз был «пленен» - похищен Шамиль и упрятан, в отличие от первого пленения, неизвестно где.
Только после смерти И.В. Сталина, ареста и расстрела Л.П. Берия и наступления «хрущевской оттепели» в 1953-1954 годах, после долгих поисков выяснилась странная история «второго пленения Шамиля». Об этом так писал в своей книге «Страницы истории г. Грозного» журналист-краевед А. Казаков: «Еще в начале осени 1942 года по Грозному прошел слух, что в наш город приехал Нарком внутренних дел Л.П. Берия. По заданию Государственного Комитета Обороны он проводил инспекцию в воинских подразделениях госбезопасности и милиции, на которые была возложена задача обеспечить городу, являвшемуся основным поставщиком горюче-смазочных материалов армии и стране, надежную защиту...
В дни пребывания в г. Грозный Л.П. Берия, конечно же, доложили о предпринятой попытке фашистов провести в городе крупную диверсию. А было это так. «Был конец августа 1942 года. День клонился к вечеру, когда с одного из контрольных пунктов... в штаб (в музей. - А.К.) доставили трое неизвестных. Один из них - в форме полковника, старший группы - доложил, что они являются членами комиссии, которую штаб Закавказского фронта командировал в г.Грозный, чтобы перевезти в безопасное место картину Ф. Рубо «Пленение Шамиля». Документы у них были в порядке. И далее:
«Осмотрев произведение, члены комиссии нашли его в хорошем состоянии, и, сославшись на то, что им надо связаться с Тбилиси, уточнить, куда следует везти картину, заторопились. Оставив (с разрешения командующего Особым Грозненским оборонительным районом генерал-майора Н. Никольского) в гардеробной штаба свои туго набитые рюкзаки, незнакомцы покинули музей, не взяв с собой картину, за которой специально приехали». (13)
Что это была за комиссия, выяснилось ночью, когда уставший за день командующий решил отдохнуть, но вскоре был разбужен вспыхнувшей и все усиливающейся стрельбой. С группой офицеров он поспешил к недалекому мостику через противотанковый ров, залитый нефтью. И ему доложили, что в один из дзотов *, построенных для огнеметчиков, подготовленных для поджигания нефти и техники, проникли неизвестные. Когда их обнаружили, они стали отчаянно отстреливаться. Огонь подавили, и генерал вошел в укрепление. «Каково же было его удивление, когда он увидел офицеров, недавно побывавших у него в штабе. Двое из них были убиты, третий - полковник - смертельно ранен. На вопрос командующего, он признался, что, хотя они и русские, но совсем не советские офицеры, а переодетые немецкие диверсанты... Они должны были
под любым предлогом проникнуть в штаб обороны и оставить в нем мины с часовым механизмом. Взорвавшись, они разнесли бы штаб в пух и прах. Мины находятся в рюкзаках, оставленных диверсантами в гардеробной штаба...».(14)
_____________________________________________________________________________
* Дзот- долговременная земляная огневая точка.Их в 1942 году вокруг Грозного и в городе было построено много. Исчезли после первой Военной кампании в Чечне.
Такие же мины заложены были диверсантами на железнодорожном вокзале и
у одного из нефтехранилищ. А предлогом оказалась несчастная картина «Пленение Шамиля». Ее, как невольную «пособницу» диверсантов, Л.П. Берия и приказал в те дни арестовать и доставить к нему на Лубянку. «Зная, какое большое значение придавал обороне Грозного И.В. Сталин, Берия решил выслужиться перед «хозяином» и приписать себе все заслуги предотвращения диверсии, а в качестве «вещественного доказательства» использовать эту картину. (15)
Были слухи, что после войны, не зная, как избавиться от картины, Л. Берия предлагал знаменитой певице Л. Руслановой купить ее и, что якобы она отказалась от сделки, увидев на полотне штампы и пометки фондов Чечено-Ингушского краеведческого музея. И только в пятидесятые годы картина была обнаружена в подвалах Лубянки. «Но в каком виде - пишет далее А. Казаков. - Повешенная в темной проходной комнате без рамы и подрамника (они остались в музее), она была приколочена огромными гвоздями прямо к стене, будто распятая. Везли ее из родных мест, как видно, не по правилам (накрученной на каток), а наспех, сложенной в несколько пластов и втиснутой то ли в ящик, то ли прямо в багажник автомобиля. От этого на сгибах краска осыпалась, и по всему холсту проступили заломы квадратов. Казалось, что изображенный в центре композиции Шамиль был заключен теперь за решетку...». (16)
В таком виде, правда, теперь накрученной на каток, картина вернулась в родные стены. Но снова пылилась в запасниках музея, пока не была отреставрирована и выставлена на радость посетителям в отремонтированном и расширенном музее изобразительных искусств им. П.З. Захарова. И произошло это только двадцать с лишним лет спустя после освобождения из «второго плена» - в семидесятые годы XX века.(17)
Но и на этом не закончились испытания, выпавшие на долю многострадального творения великого Ф. Рубо. Перенесенная после слияния двух музеев - изобразительных искусств и краеведения - в один, объединенный, в конце девяностых годов XX века картина «Пленение Шамиля» вместе с другими экспонатами хранилась в подвалах нового обиталища музея - в здании бывшего Азово-Донского банка, в котором до этого многие годы размещался Чечено-Ингушский обком партии. (18)
Здание это в ходе боевых действий первой Чеченской войны (1994-1996 гг.), превращенное в один из главных пунктов защиты Президентского дворца - в долговременную огневую точку, - было полностью разрушено и сожжено. К счастью, некоторые экспонаты, находившиеся в подвалах, сохранились, хотя и многие были в плачевном состоянии. Например, пришедшим после вынесения боевых действий за пределы города на развалины музея его работникам и спасателям из МЧС удалось вынести из-под руин, толстых слоев грязи и пепла около шестисот картин известных западноевропейских, русских и чеченских художников. Около ста наиболее пострадавших полотен было решено отправить для восстановления во Всероссийский художественный и научно-реставрационный центр им. акад. И.Э. Грабаря в г.Москву, а более сохранившиеся (около 500 единиц, в т.ч. и «Пленение Шамиля») передать на хранение в тогдашнее Министерство культуры Чеченской Республики (апрель-май 1995 года).(19)
И снова картина бесследно исчезла: произошло 3-е похищение злополучного «Шамиля». И опять не известно, кем «пленен» и где находится. Вместе с ней пропали бесценные полотна известных художников: Львова (кавказская серия), Кившенко, Лагорио, Клодта, Айвазовского и других. Пропало и 5 из 7 картин первого художника-чеченца великого П.З. Захарова, являвшиеся славой и национальной гордостью и достоянием чеченского народа. Видимо, они утеряны для чеченской и мировой культуры навсегда - ведь у воров-манкуртов нет ни сознания, ни национальной чести, ни совести и гордости! Но будем, в то же время, надеяться, что это богатство вернется в республику.
Ведь повезло же снова - в который раз! - картине Ф. Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года»: она была изъята у похитителей в 2000 году при попытке вывоза за пределы Чечни для продажи за рубежом. И опять варварские методы обращения и хранения: грубо вырезанная из подрамника, кое-где изрезанная ножом, снова сложенная квадратами, она, по-видимому, хранилась в ужасающих условиях подвала или навеса. И, конечно же, снова пришла в полную негодность: кто и что сможет выдержать столько издевательств в жизни заложника и пленника. Разве допустимо такое обращение с национальным достоянием и гордостью народа - с картиной, которая еще в 1944 году экспертом из Государственной Третьяковской галереи оценена в сорок тысяч рублей золотом - сумма фантастическая по тем временам и которая вообще не имеет цены сегодня.
Сейчас многострадальный и истерзанный шедевр Ф. Рубо снова находится на восстановлении во Всероссийском художественном и научно-реставрационном центре. Над восстановлением и реабилитацией «трижды плененного и освобожденного Шамиля» работают лучшие мастера-реставраторы Центра А. Столяров, Н. Кошкина, Ю. Кузнецов, А. Гаврилов и другие, которые дали новую жизнь сотням, казалось бы, безнадежно испорченным картинам, в том числе и полотнам из бывшего музея изобразительных искусств, ныне Национального музея Чеченской Республики .(20)
И мы верим, что усилиями реставраторов картина «Пленение Шамиля» снова станет национальной ценностью и займет свое почетное место в экспозициях Национального музея, чтобы снова привлекать к себе внимание и радовать глаза и души посетителей, наполняя их сердца гордостью за героическое прошлое своего народа.
Сегодня благодаря инициативе и стараниям руководства Чеченской Республики строится новое здание Национального музея на пр. Путина, напротив эдания комитета Правительства ЧР по делам молдодежи.
Из книги: А. Кусаев. "Мой Грозный"
Медики КБР получат дополнительные средства для борьбы с диабетом
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
СЕВАСТОПОЛЬ. Житель Симферополя вымогал деньги под предлогом помощи ВСУ
Команда-финалист лиги "Кавказ" выступит на фестивале КВН в Сочи
АБХАЗИЯ. Путин пригласил президента Абхазии на 80-летие Победы в Москву