Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Четвертое пленение Шамиля или сказ о трагической судьбе одной картины


Просмотров: 2 552Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

В 30-40 годы XX века бесценное творение Ф. Рубо «Плене­ние Шамиля» почти не появлялось в экспозициях музея (Ша­миль был объявлен английским шпионом),

 

а пылилось в за­пасниках. Но «приключения» ее на этом не закончились. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда немец­ко-фашистские войска неудержимо приближались к Грозному и он был превращен в неприступную крепость, с картиной

 

Ф. Рубо разыгралась новая трагедия. В 1942 году, когда музей был закрыт и в нем располагался один из самых охраняемых объектов города - штаб обороны Грозного - полотно непонят­ным образом пропало - одно единственное из многочислен­ных экспонатов музея. Так таинственным образом неизвестны­ми людьми второй раз был «пленен» - похищен Шамиль и упря­тан, в отличие от первого пленения, неизвестно где.

 

Только после смерти И.В. Сталина, ареста и расстрела Л.П. Бе­рия и наступления «хрущевской оттепели» в 1953-1954 годах, после долгих поисков выяснилась странная история «второго пленения Шамиля». Об этом так писал в своей книге «Страни­цы истории г. Грозного» журналист-краевед А. Казаков: «Еще в начале осени 1942 года по Грозному прошел слух, что в наш город приехал Нарком внутренних дел Л.П. Берия. По заданию Госу­дарственного Комитета Обороны он проводил инспекцию в воинских подразделениях госбезопасности и милиции, на ко­торые была возложена задача обеспечить городу, являвшемуся основным поставщиком горюче-смазочных материалов армии и стране, надежную защиту... 

 

В дни пребывания в г. Грозный Л.П. Берия, конечно же, до­ложили о предпринятой попытке фашистов провести в городе крупную диверсию. А было это так. «Был конец августа 1942 года. День клонился к вечеру, когда с одного из контрольных пунктов... в штаб (в музей. - А.К.) доставили трое неизвестных. Один из них - в форме полковника, старший группы - доложил, что они яв­ляются членами комиссии, которую штаб Закавказского фронта командировал в г.Грозный, чтобы перевезти в безопасное мес­то картину Ф. Рубо «Пленение Шамиля». Документы у них были в порядке. И далее:

 

«Осмотрев произведение, члены комиссии нашли его в хо­рошем состоянии, и, сославшись на то, что им надо связаться с Тбилиси, уточнить, куда следует везти картину, заторопились. Оставив (с разрешения командующего Особым Грозненским оборонительным районом генерал-майора Н. Никольского) в гардеробной штаба свои туго набитые рюкзаки, незнакомцы покинули музей, не взяв с собой картину, за которой специаль­но приехали». (13)

 

Что это была за комиссия, выяснилось ночью, когда устав­ший за день командующий решил отдохнуть, но вскоре был раз­бужен вспыхнувшей и все усиливающейся стрельбой. С груп­пой офицеров он поспешил к недалекому мостику через проти­вотанковый ров, залитый нефтью. И ему доложили, что в один из дзотов *, построенных для огнеметчиков, подготовлен­ных для поджигания нефти и техники, проникли неизвестные. Когда их обнаружили, они стали отчаянно отстреливаться. Огонь подавили, и генерал вошел в укрепление. «Каково же было его удивление, когда он увидел офицеров, недавно побы­вавших у него в штабе. Двое из них были убиты, третий - полковник - смертельно ранен. На вопрос командующего, он признался, что, хотя они и русские, но совсем не советские офи­церы, а переодетые немецкие диверсанты... Они должны были

 

под любым предлогом проникнуть в штаб обороны и оставить в нем мины с часовым механизмом. Взорвавшись, они разнес­ли бы штаб в пух и прах. Мины находятся в рюкзаках, оставлен­ных диверсантами в гардеробной штаба...».(14)

 

_____________________________________________________________________________

 

* Дзот- долговременная земляная огневая точка.Их в 1942 году вокруг Грозного и в городе было построено много. Исчезли после первой Военной кампании в Чечне.

 

Такие же мины заложены были диверсантами на железно­дорожном вокзале и

 

у одного из нефтехранилищ. А пред­логом оказалась несчастная картина «Пленение Шамиля». Ее, как невольную «пособницу» диверсантов, Л.П. Берия и при­казал в те дни арестовать и доставить к нему на Лубянку. «Зная, какое большое значение придавал обороне Грозного И.В. Ста­лин, Берия решил выслужиться перед «хозяином» и приписать себе все заслуги предотвращения диверсии, а в качестве «ве­щественного доказательства» использовать эту картину. (15)

 

Были слухи, что после войны, не зная, как избавиться от карти­ны, Л. Берия предлагал знаменитой певице Л. Руслановой ку­пить ее и, что якобы она отказалась от сделки, увидев на по­лотне штампы и пометки фондов Чечено-Ингушского краевед­ческого музея. И только в пятидесятые годы картина была обна­ружена в подвалах Лубянки. «Но в каком виде - пишет далее А. Казаков. - Повешенная в темной проходной комнате без рамы и подрамника (они остались в музее), она была приколочена огромными гвоздями прямо к стене, будто распятая. Везли ее из родных мест, как видно, не по правилам (накрученной на каток), а наспех, сложенной в несколько пластов и втиснутой то ли в ящик, то ли прямо в багажник автомобиля. От этого на сгибах краска осыпалась, и по всему холсту проступили заломы квадратов. Казалось, что изображенный в центре композиции Шамиль был заключен теперь за решетку...». (16)

 

В таком виде, правда, теперь накрученной на каток, картина вернулась в родные стены. Но снова пылилась в запасниках музея, пока не была отреставрирована и выставлена на радость посетителям в отремонтированном и расширенном музее изоб­разительных искусств им. П.З. Захарова. И произошло это только двадцать с лишним лет спустя после освобождения из «второ­го плена» - в семидесятые годы XX века.(17)

 

Но и на этом не закончились испытания, выпавшие на долю многострадального творения великого Ф. Рубо. Перенесенная после слияния двух музеев - изобразительных искусств и кра­еведения - в один, объединенный, в конце девяностых годов XX века картина «Пленение Шамиля» вместе с другими экспо­натами хранилась в подвалах нового обиталища музея - в зда­нии бывшего Азово-Донского банка, в котором до этого мно­гие годы размещался Чечено-Ингушский обком партии. (18)

 

Зда­ние это в ходе боевых действий первой Чеченской войны (1994-1996 гг.), превращенное в один из главных пунктов за­щиты Президентского дворца - в долговременную огневую точку, - было полностью разрушено и сожжено. К счастью, некоторые экспонаты, находившиеся в подвалах, сохранились, хотя и многие были в плачевном состоянии. Например, при­шедшим после вынесения боевых действий за пределы города на развалины музея его работникам и спасателям из МЧС уда­лось вынести из-под руин, толстых слоев грязи и пепла около шестисот картин известных западноевропейских, русских и чеченских художников. Около ста наиболее пострадавших поло­тен было решено отправить для восстановления во Всероссий­ский художественный и научно-реставрационный центр им. ака­д. И.Э. Грабаря в г.Москву, а более сохранившиеся (около 500 единиц, в т.ч. и «Пленение Шамиля») передать на хра­нение в тогдашнее Министерство культуры Чеченской Респуб­лики (апрель-май 1995 года).(19)

 

И снова картина бесследно исчезла: произошло 3-е по­хищение злополучного «Шамиля». И опять не известно, кем «пле­нен» и где находится. Вместе с ней пропали бесценные полотна известных художников: Львова (кавказская серия), Кившенко, Лагорио, Клодта, Айвазовского и других. Пропало и 5 из 7 картин первого художника-чеченца великого П.З. Заха­рова, являвшиеся славой и национальной гордостью и достояни­ем чеченского народа. Видимо, они утеряны для чеченской и мировой культуры навсегда - ведь у воров-манкуртов нет ни сознания, ни национальной чести, ни совести и гордости! Но будем, в то же время, надеяться, что это богатство вернется в республику.

 

Ведь повезло же снова - в который раз! - картине Ф. Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года»: она была изъята у похитителей в 2000 году при попытке выво­за за пределы Чечни для продажи за рубежом. И опять варвар­ские методы обращения и хранения: грубо вырезанная из под­рамника, кое-где изрезанная ножом, снова сложенная квадра­тами, она, по-видимому, хранилась в ужасающих условиях под­вала или навеса. И, конечно же, снова пришла в полную негод­ность: кто и что сможет выдержать столько издевательств в жиз­ни заложника и пленника. Разве допустимо такое обращение с национальным достоянием и гордостью народа - с карти­ной, которая еще в 1944 году экспертом из Государственной Третьяковской галереи оценена в сорок тысяч рублей золотом - сумма фантастическая по тем временам и которая вообще не имеет цены сегодня.

 

Сейчас многострадальный и истерзанный шедевр Ф. Рубо снова находится на восстановлении во Всероссийском худо­жественном и научно-реставрационном центре. Над восстанов­лением и реабилитацией «трижды плененного и освобожден­ного Шамиля» работают лучшие мастера-реставраторы Центра А. Столяров, Н. Кошкина, Ю. Кузнецов, А. Гаврилов и другие, которые дали новую жизнь сотням, казалось бы, безнадежно испорченным картинам, в том числе и полотнам из бывшего музея изобразительных искусств, ныне Национального музея Чеченской Республики .(20)

 

И мы верим, что усилиями реставраторов картина «Плене­ние Шамиля» снова станет национальной ценностью и займет свое почетное место в экспозициях Национального музея, чтобы снова при­влекать к себе внимание и радовать глаза и души посетителей, наполняя их сердца гордостью за героическое прошлое своего народа.

 

Сегодня благодаря инициативе и стараниям руководства Чеченской Республики строится новое здание Национального музея на пр. Путина, напротив эдания комитета Правительства ЧР по делам молдодежи.

 

Из книги: А. Кусаев. "Мой Грозный"

 

Вернуться




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"