ДАЙДЖЕСТ: |
Накшбандийа — суфийский тарикат и братство, получившее имя от Бахааддина Накшибанда, жившего в Средней Азии в ХIY веке. Он был чеканщиеком (накшбандом). Развивал он традиции тариката, возникшего гораздо раньше и возводимого к Абу Бакру, одного из первых сподвижников Пророка Мухаммеда. С ХY века братство накшбандийцев было представлено во всем исламском мире от Китая и островов Индонезии до Северного Кавказа. Это братство обладало огромной исламизирующей силой как в Средней Азии (обратив в ислам казахов и киргизов), на Кавказе и в Поволжье, а также в Индии. Этой своей ролью оно обязано было политической активности. До сих пор члены этого братства призваны поддерживать существующую власть. Так, в советские годы они более лояльно относились к господствующему строю, чем другое братство, представленное в Чечне — кадирийя.
Накшбандийа в Чечне и Дагестане считается более «старшим» братством, чем кадирийа. Шамиль был накшбандийцем.Учение накшбандийа предполагает путь к Богу с помощью богоугодных деяний и молитв. Среди последних важную роль играет мысленное поминание имени Бога («тихий зикр») в отличие от «громкого зикра», практикуемого кадирийцами. Среди атрибутов принадлежности к братству выделяется ношение белой шапочки из четырех клиньев с вышитыми стихами из Корана.
В Чечне накшбандийское братство менее многочисленно и представлено всегда было больше у равнинного населения, чем у горного.Кадирийа как суфийское течение связано и по духу и по своему названию с именем Абд ал-Кадира ал-Джилани (Гилани), жившего в ХI-XIIвв. в провинции Гилан в Иране. Его теологическая деятельность развернулась в Багдаде. Он получил за свою мудрость почетное прозвище «Роза Багдада». (Джилани долгие годы странствовал. Когда же он захотел войти в Багдад, тамошние мудрецы послали ему, остановившемуся за городскими воротами, полную водой вазу, как знак того, что все заполнено, места для него в городе нет. Джилани силой своего духа создал благоуханную розу и поместил ее в вазу. Потрясенный город с восторгом принял его и дал в память о событии почтительное прозвище. Его мавзолей одна из святынь ислама). В ХIII-ХIY оформилось кадирийское братство. Оно отталкивалось от глубокого почитания Джилани, видя в нем основного заступника людей перед Богом. Считается, что всегда он находится со Всевышним. Идея заступничества, наиболее понятная и волнующая для простых людей, охватила разные страны исламского мира от Индии до Африки. Кадирийские братства были очень активны в Турции в ХIХ в., где проходил маршрут Кунта-хаджи во время его хаджа в Мекку. Взгляды кадирийцев с их верой в заступника и их спаянная организация вокруг руководителя отвечали интересам и чаяниям чеченского общества, нуждавшегося в духовной консолидации.
Кунта-хаджи ввел в Чечне принципы кадирийского учения, где большое значение имеет клятва верности мурида своему наставнику и сплоченность локального братства. Правда, эти же принципы вели к отделению новых братств во главе с учениками Кунта-хаджи, что давало, однако, демократическую силу всему движению.
Демократическому характеру кадирийа соответствует также проведение открытого общественного моления («громкого зикра») наряду с индивидуальным («тихим»). Некоторые братства в Чечне применяют музыкальные инструменты, как это делалось у кадирийцев Турции во времена Кунта-хаджи. В кадирийа придается особое значение психосоматическим средствам моления Богу: определенный ритм дыхания и форсированный выдох, резкие и ритмичные движения головой, удары ногой о землю и т.п. при мысленном или вслух произнесении слов молитвы. Ношение зеленой одежды (например, черкески) считается памятью о зеленой «Розе Багдада» (Джилани). Имя последнего в форме Гилани одно из самых популярных в Чечне.Демократическая направленность кадирийцев видна еще в том, что в их круговые моления — зикры допускаются иногда женщины и даже иноверцы.
Кадирийский таракат оказался близок чеченскому мышлению, специфике вайнахских традиций единобожия, идее заступничества, которая в реальной жизни выражалась в чувстве долга. Это последнее создало в вайнахском быту даже особый институт рыцарства — конахства. Оно состоит в том, что человек (не только мужчина, но и женщина) сознательно берет на себя особые обязанности, например, кто-то обязуется при любых ситуациях защищать даже ценой своей жизни детей или женщин. Существовало несколько ступеней такого рыцарства. Конах — это излюбленный герой героических песен. Современные чеченцы говорят, сожалея, что раньше было конахов много, а теперь не осталось. Но в этом суждении всегда есть скрытая убежденность в том, что есть на земле еще конахи и уважающий себя человек считает, что он хоть в какой-то мере обладает этим качеством.Почитатели Кунта-хаджи стали в нем самом видеть заступника за людей перед лицом Бога. В этой своей роли образ Кунта-хаджи даже сравнялся с образом Джилани. Есть народная история о том, что когда Джилани поднялся к Богу, оказалось, что рядом с ним уже находился Кунта-хаджи.<..>
Жизнь и борьба Кунта-хаджи. Учению Кунта-хаджи Кищиева посвящены публикации, начиная уже с прошлого века. В те времена, да и в советские годы официальная точка зрения по отношению к нему и его последователям не была объективной. Положение стало понемногу исправляться после 1991г. Наконец, появилась книга Вахаида Акаева, посвященная в основном общественно-политической стороне движения Кунта-хаджи. В данной работе мы останавливаем особое внимание на этическом и философском наследии святого человека, значимом не только для чеченцев и ингушей.
Отношение к нему со стороны народа — вот то главное, что возвышает образ Кунта-хаджи в сердцах его сторонников и должно вызвать к нему глубокую симпатию людей всего мира. Имя Кунта-хаджи Кишиева должно встать в ряд великих гуманистов современности наряду с именами Толстого, Ганди, Швейцера, матери Терезы. Примечательно, что есть все основания думать, что Толстой мог каким-то образом соприкоснуться с проповедью ненасилия, которую вел Кунта-хаджи, в годы своей службы на Кавказе.Читатель, к которому автор обращается в этот раз, это не только вайнах или другой кавказец, испытавший на себе благое влияние ислама. Жизненный подвиг Кунта-хаджи должен стать духовным сокровищем не только его муридов и не только мусульман. Надежда состоит в том, чтобы русский человек или читающий по-русски увидел, что проповедь и пример Кунта-хаджи в равной степени обращены и к его сердцу, пробуждают его праведное отношение к своим родителям и детям, не только к болям своего собственного народа, но и любого другого народа, и всего человечества.
Мысль о том, что Кунта-хаджи принадлежит человечеству, заключена уже в народной легенде о том, что Кунта-хаджи имеет своих почитателей в Китае. И чеченцы, и ингуши по этому поводу ссылаются на сведения от уйгуров, которые были получены во время высылки в Среднюю Азию. Возможно, это только легенда, но народ не ошибся в главном — в том, что учение Кунта-хаджи имеет всеобщее значение. Сейчас, когда дефицит духовности гораздо больше дефицита товаров, мы должны бережно по крупицам собирать все, что относится к памяти таких учителей, каким был Кунта-хаджи Кишиев.
Его социальное положение было крайне низким — он был до своего хаджа простым пастухом. Как-то во время пастьбы овец он увидел внезапно спустившуюся к нему тучу. Он был испуган. Из тучи прозвучал голос: «Не бойся, святой человек. Мы к тебе имеем дело». Затем он увидел ангелов, приближающихся к нему. Они сказали, что посланы по воле Аллаха объявить ему, что Всевышний делает его избранником и поручает организовать братство. Его члены попадут в рай. В руки Кунте они дали Коран, который образованные муллы не смогли читать. Его читать и толковать людям смог только сам Кунта, хотя арабского языка и письменности он вроде бы не знал. Кунта отправился после этого события в Мекку (в 1848-1849гг.). Вернувшись, стал проповедовать смирение, набожность и незлобие.Важное обстоятельство, что женой Кунта-хаджи была дочь национального героя чеченцев Бейбулата Таймиева. Последний известен своей беззаветной верностью высоким идеалам своего народа. Его кругозор был еще шире. Он в 20-е годы прошлого века пытался объединить все народы Кавказа в борьбе против царизма. Отметим важную для нашей темы деталь: именно Бейбулату чеченцы приписывают слова о роль женщины в формировании настоящего мужчины. На вопрос, какими такими достоинствами Бейбулат заслужил в своей стране юольшое уважение, он ответил, что никаких особых достоинств не имеет. Только вот его уважает жена, поэтому уважают соседи. Уважают соседи, поэтому уважает все село. Уважение от села переняла страна. В этой легенде этический статус мужчины кругами расходится от центра, который занимает женщина. <..>
Нечто близкое мы наблюдаем в проповеди и в деятельности Кунта-хаджи: нравственное отношение к женщине и к детям было сердцевиной его мировоззрения, основой духовности. Как нам представляется, в этом лежит причина того, что учение Кунта-хаджи лишено какой-либо этнической узости.
В связи с этническими сюжетами надо поставить вопрос о правомерности называния Кунта-хаджи «святым человеком». Ведь святые часто бывают покровителями отдельной общины или народа. Надо сказать, что в представлении о святости человека у всех народов во всех вероисповеданиях есть две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя сторона состоит в том, что человек, дух или вообще какое-то явление считаются способами оказывать чудесным образом благое влияние на обычную жизнь. Источник такого влияния наделен святостью. Человек, ею обладающий, — святой. Внутренняя сторона святости человека не противоречит описанной внешней, но подчеркивает больше чистоту помыслов и деяний самого человека, достигшего степени святости. Народное отношение к Кунта-хаджи, который вел самую праведную жизнь, возносит эту жизнь его с внутренней позиции на внешнюю, т.е. в народном представлении Кунта-хаджи, ведший аскетически-праведную жизнь, наделяется святостью, дарованной свыше.Учение Кунта-хаджи кадирийское и этим уже отличалось от взглядов Шамиля, который придерживался накшбандийского толка. Пропаганда ненасилия в условиях ведущейся войны с царской Россией противоречила всем лозунгам Шамиля. Первый этап деятельности Кунта -хаджи продолжался в начале 1850-х годов и был прерван изгнанием Шамилем Кунта-хаджи за пределы Кавказа. В Чечне популярен рассказ о том, как Шамиль вызвал Кунта-хаджи на суд. Опровергателями взглядов Кунта-хаджи должны были быть девять богословов. Если бы Кунта-хаджи оказался неправ, то его голова должна была бы оказаться на острие вкопанного столба. Кунта-хаджи попросил принести двадцать люлек с младенцами. Ходя между люлек Кунта-хаджи запел «Ля-илаха-ил-аллах». Все двадцать младенцев за ним стали повторять слова молитвы. По условиям спора должны были погибнуть ученые богословы — противники Кунта-хаджи. Но он просил Шамиля оставить им жизнь.
Его деятельность вызывала настороженность и у царской администрации. Подозревали, что оставшиеся почитатели Шамиля ведут подпольную борьбу, включая применение оружия, от имени Кунта-хаджи. 3 января 1864г. Кунта-хаджи был арестован вместе со своим братом Мовсаром и другими сторонниками. Этот арест был произведен по прямому указанию наместника Кавказа. 6 января он был препровожден во Владикавказ, затем полгода его содержали в тюрьме в Новочеркасске. Во время заключения в тюрьме он, согласно народной традиции, поражал тюремщиков чудесами. Например, будучи в кандалах, тем не менее, мог оказаться на какое-то время вне тюрьмы и потом туда возвращаться.
После полугодового пребывания в тюрьме он был сослан в Новгородскую губернию, в город Устюжино (ныне Вологодской области). Условия его жизни в Устюжино были крайне тяжелые. Сохранились письма Кунта-хаджи из Устюжино (они написаны по-арабски), очевидно, это его подлинники, потому что врядли кто в Устюжино мог за него писать на этом языке. Эти письма адресованы со славами ободрения к своим сторонникам, с описанием ужасных условий существования российскому начальству, к своей жене Сете. Судя по письмам, Кунта-хаджи страдал от скудности одежды, болезни глаз и всего тела, недоедания. В одном из писем он интересуется, учится ли его сын Мовла. До тех, кому эти письма направлены, они не дошли. Сохранились архивные материалы, утверждающие факт смерти Кунта-хаджи в 1867г. Но среди его последователей есть убеждение, что он не умер и жив до сих пор. По другим мнениям он ушел в Китай и там основал братство кунтахаджинцев. Наконец, есть еще мнение, что Кунта-хаджи все-таки умер в России и что там находится его могила, известная небольшому числу его почитателей, которые ее посещают. Среди верующих его сторонников есть убеждение, что Кунта-хаджи с момента своего рождения был отмечен Всевышним, воспитан ангелами и что Бог дал ему жизнь длительностью в три срока человеческой жизни. В Чечне ходят слухи, что время от времени Кунта-хаджи где-то видят, например, один чеченец видел его в Мекке в 1971 году.Коротко скажем о политической стороне движения кунта-хаджинцев, о событиях, последовавших после 1861 года, когда Кунта-хаджи вернулся из Мекки. Вплоть до его ареста в 1864 году стремительно развивалась организованность его движения. У него появились свои заместители — наибы и старшины на местах. Среди окружения Кунта-хаджи были люди, готовые вести вооруженную борьбу с царской администрацией и войсками. Лидеры этого крыла использовали новую организацию, основанную на духовном тарикате, в интересах продолжения войны. Примечательно, что наблюдательный А.П.Ипполитов отмечал самостоятельную роль участников сражений с царской армией, которые «в особенности и придавали мистическому учению тот материальный и вместе с тем воинственный характер, которого в сущности оно вовсе не имело».
После ареста Кунта-хаджи в 1864г. его сторонниками овладела идея освободить учителя, который, по их мнению, содержался в Шали (на самом деле он был в заключении в крепости Новочеркасск). Зикристы со всей Чечни в количестве свыше трех тысяч человек собрались в ауле Герменчук. Против них была двинута огромная войсковая сила: пехота, кавалерия, артиллерия. Столкновение было неизбежным. Для зикристов это был акт трагедии. 18 января 1865 года отчаявшиеся люди, оставив ружья, только с холодным оружием пошли со стороны Шали на царские войска, стоявшие в боевых порядках. Шесть батальонов дали залп по приблизившимся людям. Картечью ударили пушки. Сотни полторы (по другим данным больше) полегло на месте. Среди убитых оказалось несколько женщин, одетых в мужскую одежду.
За шалинским боем, получившим название «кинжального», последовали репрессии, кончавшиеся ссылками на каторжные работы. Исполнение зикров было запрещено. Царские власти вдруг проявили особое радение о вере, приказав исповедовать «истинные обряды исламизма». Вместе с этим весной 1865 года стал проводиться очередной, но не последний акт деэтнизации Чечни — переселение чеченцев, а вместе с ними и ингушей в Турцию.Для чеченцев, оставшихся на Родине, преследуемый зикризм стал формой национальной самоиндентификации. И здесь показательно проанализировать идеологическую позицию царизма. Как известно, после завоевания Кавказа царизм сделал установку на борьбу с юридическими нормами шариата, пропагандируя нормы обычного права (адата). Введены были «горские суды», действовавшие от имени последних, и другие подобные институты. Так почему же зикризм, который в богословском смысле отличается от канонического шариата, вызывал столь бурную ненависть властей, направивших против зикристов войска с артиллерией, сыщиков и приговоры на каторжные работы? Ответ может быть только один: шла борьба именно против этнических устоев чеченцев как отдельного народа. И недаром уже в начале текущего, двадцатого, столетия властями стала обдумываться мысль о поголовной высылке чеченцев. Она была реализована 23 февраля 1944 года. Само этническое бытие чеченцев оказалось трагичным. Разве не об этом говорят сегодняшние события?
Этическое учение Кунта-хаджи. Суфийскому исламу, принятому чеченцами и ингушами, хорошо известно почетание аулийа (по-вайнахски ойляш) — святых подвижников веры. Концепция аулийа, развитая на ранних этапах суфизма, основана на идее знания и благодати (барака), переходящих от учителя (шейха) к ученику-муриду. В вайнахской традиции развилось глубоко интимное отношение к людям-ойляш, божественные качества которых обнаруживались, как правило, после их смерти. Могилы этих людей стали священными для всей территории Чечни и Ингушетии. Характерна при этом позиция самого Кунта-хаджи, который, по преданию, сам отрицал отнесение его к числу ойляш. Помимо этого он предупреждал, что тот, кто допустит это в отношении себя самого, отойдет тем самым далеко от истинной веры.
Вайнахской мусульманской традиции известен также институт шейхов (по-арабски шейх ал-ислам — «старейшина ислама»). Шейх — это скорее титул, приложимый к высокоавторитетному учителю. В народной традиции чеченцев и ингушей с наименованием человека шейхом связано представление об обладании им особых тайных знаний, дара предвидения. Поскольку Кунта-хаджи обладал такими качествами, его принято считать шейхом. Рассказывают, что однажды Кунта-хаджи был со своим братом Мовсаром в пустынной местности, где не было источника воды. Кунта-хаджи сказал своему брату, что в будущем там забъет источник чистой воды и это место наполнится людьми, почитающими Бога. Это предвидение оправдалось и там сейчас расположена одна из чеченских святынь.
Учение Кунта-хаджи продолжает кадирийское стремление к Богу на пути построения гармоничных отношений с людьми. Люди, объединенные целью делать друг другу добро, уже одной этой идеей приближаются к Богу. Поэтому, считал Кунта-хаджи, не особенно нужны книги, разъясняющие религиозные идеи и поучающие людей. Он говорил, что религиозный человек, ищущий Бога, подобен охотнику, который идет по следу дичи. Когда охотник оказывается прямо перед дичью и видит ее, то этот след становится ему не нужен.Поэтому среди заповедей Кунта-хаджи, направленные на то, чтобы отношения людей были сердечными и гармоничными, стоят на первом месте. Достичь справедливости в обществе, считает Кунта-хаджи, можно только отказавшись от эксплуатации других людей. В народе часто рассказывают, что кто-то без ведома Кунта-хаджи успел вскопать ему часть огорода, плодами которого он жил. Кунта-хаджи, увидев это, обозначил вскопанный участок и урожай, собранный с него, раздал бедным. Кунта-хаджи учил, что слиток золота не должен вызывать у человека больше радости, чем ком земли. Очень категорично Кунта-хаджи выступал против всяческих попыток поставить один тейп выше другого и против деления жителей села на живущих там исконно и пришлых.
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии