Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

История села Шуани и шуанинцев


Просмотров: 15 337Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:


Адиз Кусаев


На месте, где сегодня находятся села Большие и Малые Шуани (с 80-х годов с. Малые Шуани стало называться Чаройн-Мохк), люди жили с незапамятных времен. Это подтверждается данными ученых, археологов и этнографов. Так, в топонимии с. Большие Шуани до сих пор сохранились названия местечек, где в древности жили люди. Например, Чуьрча ирзие (Внутренняя поляна), где часто находят орудия каменного века: скребла, каменные топоры, «мастерские» древнего человека (в которых «по-видимому, изготовлялись эти предметы жизнедеятельности – А.К.), древнейшие зернотерки1.
А вот еще топоним: Коьжалгие (или Коьжалган-дукъ – А.К.) – Хребет, на котором обнаруживаются предметы каменного века, стоянки древнего человека2. И совсем удивительное местечко Т1ерча Шоьна (Щит-Шена или Верхний Шена)… Место это носит и другое название – Наьрташ даьхна чоь, т.е. Место, где жили нарты. Тут обнаруживаются древние могильники и предметы материальной культуры: каменные топоры, железные мечи, предметы из бронзы и меди, каменные зернотерки, кремневые ножи. Раньше на этом месте (на вершине Коьжалган-дукъ – А.К.) находилось селение Шоьна»3.


...


Новая и новейшая история с. Шуани начинается в первой половине XVIII века, потому что оно неоднократно упоминается в связи с событиями середины и конца его и Кавказской войны XIX века. Об этом говорят и рассказы старожилов, записанные автором этих строк и шуанинскими любителями-краеведами. О том, что в ходе Кавказской войны село было неоднократно разорено, уничтожено, но снова возрождалось, как Феникс из пепла, или на том же месте, или на новом.


Об одном факте такого варварства и его участнике автор этих строк узнал совершенно случайно. В 1968 году, будучи студентом факультета журналистики Ростовского-на-Дону университета, свое скудное свободное время я посвящал изучению исторических городов этой области. Очередную экскурсию я совершил в негласную столицу Донского казачества – город Новочеркасск, расположенный на невысоком холме у реки Дон. Есть там широкая центральная площадь, на которой стоят памятник Ермаку, казаку-атаману, покорителю Сибири, музей Донского казачества и величественный старинный византийский храм. Возле него, на склоне, опускающемся к железнодорожному вокзалу, – могилы казачьих атаманов, павших в боях и усопших своей смертью. В том числе и участников Кавказской войны, например, могила полковника Бакланова с высоким надгробием. Так вот, по окружности его постамента была сделана надпись: «Атаман-полковник Бакланов в годы Кавказской войны принимал участие в сожжении и уничтожении 16 сел Горной Чечни: Шуани, Гордали, Центорой, Ялхой-Мохк… (далее перечисляются все села – А.К.)». И все это ставится в заслугу варвару!7


О новом ауле Шуани А.П. Берже пишет в своем подробном списке существовавших и ныне существующих (1859 г. – А.К.) чеченских аулов по течению описанных рек, с указанием главных изменений, которым они подвергались, и с обозначением их населения. Ныне существующие аулы напечатаны в списке курсивным шрифтом…
...В Ичкерии. Р. Аксай. На левой стороне: …Шуани (всего переислено11 аулов. – А.К.). Последние пять аулов заселились после прохода наших войск в 1845 году, с тою только разницей, что некоторые из них отодвинулись от Аксая далее в леса…»8.
В числе отодвинувшихся «от Аксая далее в леса» было и село Шуани. Разрушенное и сожженное, оно вновь возрождалось, отодвигаясь каждый раз на более безопасное и труднодоступное место. Экспедиции русских войск в Чечню были частыми и многие аулы и селения (в т.ч. и Шуани – А.К.) уничтожались по нескольку раз.
«1852 год, 17–18 февраля – Разорение отрядами под начальством генерал-адъютанта князя А.И. Барятинского аулов по берегам рек Джалка, Хул-Хулау, Гумс…


1852 год, 26 марта – Набег генерал-майора барона Меллера-Закомельского на Мичикские аулы в Чечне…
1852 год, 10–12 августа – разорение отрядом под начальством князя А.И. Барятинского аулов, уничтожение хлебов, посевов в Большой Чечне…
1852 год, 11 августа – Разорение полковником Баклановым аулов Гордали, Шуани и других, его поражение на обратном пути…
1853 год, 17–18 февраля – Экспедиция князя Барятинского в Большую Чечню. Сражение между чеченцами и отрядом князя на р. Мичик и в горах. Разорение аулов…
1853 год, 18 декабря – сражение между отрядами Наиба Талхига и генерал-майора (уже – А.К.) Бакланова у аула Гордали-Юрт. Разорение его»9.
Не мог он в этой экспедиции не разорить и аул Шуани, потому что он лежит на пути к Гордали и между ними всего-то километра два расстояния. Это только примеры нескольких эпизодов разорения чеченских аулов в течение одного года Кавказской войны. А сколько их было за все ее годы! Поэтому А.П. Берже еще раз упоминает в своей монографии об ауле Шуани в списке «аулов, выселившихся из гор с 1857 по 1859 годы. Вновь поселены в Большой Чечне аулы, принадлежащие Ичкеринскому обществу. Среди двадцати сел, расположенных на левой и правой сторонах р. Аксай, назван и аул Шуани с припиской: «Число дворов неизвестно»10.

По-видимому, это сказано уже об ауле Малые Шуаны. Как происходило и по всей Чечне, количество дворов в Шуани росло, земель, удобных для жизни, стало не хватать, и часть жителей его начала постепенно осваивать другой склон хребта, спускающийся к речке Булкъ – так появилось новое село, граничащее по этой речке с землями сообщества Ялхой-Мохк.
Случалось же так потому, что «со второй половины XIX века при закладке нового поселения в горах начали руководствоваться исключительно удобствами для ведения хозяйства. Горные селения стали постепенно «сползать» с недоступных круч в более удобные для жизни речные долины и межгорные котловины, в результате чего появляются многочисленные селения-двойники (Верхние – Нижние, Старые – Новые, Большие – Малые и так далее. – А.К.). При этом новые селения отличаются гораздо меньшей плотностью застройки, но, как и прежде, имеют неправильную планировку, развернутую в вертикальном направлении»11. Так случилось и с селом Шуани – их стало два – Большие и Малые с одним сельским управом.


Случилось это после очередного возрождения села, которое было разрушено и разорено в ходе исторического сражения на хребте Кожалган-дук у с. Шуани в 1845 году, в результате которого окончательно был разгромлен отряд наместника Кавказа и Главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом, генерал-адъютанта, графа М.С Воронцова, так называемой «сухарной» экспедиции в резиденцию имама Шамиля – в аул Дарго.
Писатель-историк А.А. Айдамиров так пишет об этом: «1845 год, июль – Граф М.С. Воронцов с 3000-й пехотой, с 1200-ми конными и с 22-мя орудиями двинулся на аул Дарго.
1845 год, 10 июля – Разгром колонны генерала Клюки фон Клюгенау на подступах к аулу Дарго.
1845 год, 10 июля – Смерть генералов Пассека и Викторова, полковников Ронжевского и Кривошеина на подступах к Дарго.
1845 год, 13 июля – Выступление русских войск из аула Дарго вниз по реке Аксай (Ясси – А.К.) к крепости Герзель-Аул.
1845 год, 14 июля – отряд графа Воронцова достиг аула Шуани. Сражение на Кожалган-дук, между аулами Шуани и Турти хутор. Разгром. Ранение графа Бенкендорфа (Не много ли столь высоких чинов для экспедиции? – А.К.)12.


Таких больших потерь в одном бою, как в Шуанинском, в царских войсках не было никогда в течение всей Кавказской войны. Историк Юсуп Эльмурзаев (Нохчуа) в своей книге «Страницы истории чеченского народа» (Грозный, 1993) пишет: «В развернувшемся у с. Шуани сражении русские понесли большие потери, были серьезно ранены графы Бенкендорф, Гейде, де-Бальме, князь Эристов, барон Дельвиг, полковники Бибиков и Завальский, но пробить окружение им не удалось.
Даргинский поход завершился полным разгромом русских войск. Только в горах Ичкерии, по официальным данным, русские потеряли убитыми свыше 4000 солдат, 186 офицеров и 4 генерала. Столько же было ранено». 
Ну не мог никак граф Воронцов при отступлении из аула Дарго миновать с. Шуани, потому что оно находилось в те годы на перекрестке двух важнейших стратегических дорог горной Чечни, о которых видный русский кавказовед А.П. Берже писал: «По р. Аксай имеются 3 дороги. По левому берегу Аксая (Ясси – А.К.) (от укрепления Герзель-аул – А.К.) через урочище Мискит, Шаухал-Берды, Шуани, Гордали и Цонтори в Дарго. Дорога эта известна нам с 1832 года, по левому же берегу Аксая, вправо от первой (обе эти дороги соединяются у Шуани). По этому последнему пути в 1842 году следовал отряд генерал-адъютанта Граббе, но, встретив здесь непреодолимое препятствие в крутой, глубоко изрытой и лесистой местности, отступил назад в Герзель-аул»13.


«Описание дороги от укр. Хаби-Шавдон через Джугурты и высоты Кеттиш-Корт в укр. Ведено. От аула Ялхун-мохк до высоты Кеттыш-корт (у аула Центорой – А.К.) дорога, пройдя 1 ½ в., разделяется на две ветви: (на вершине хребта, на склоне которого расположено было с. Шуани – А.К.): одна отходит влево и на пространстве 12 в. 457 саж. до названной высоты пролегает через аул Гурдалой по гребню лесистого хребта, отходящего от высоты Кеттыш-корт просекою, которая проложена местами на ружейный, но более – на пушечный выстрел. Грунт земли глинистый. Дорога хороша и удобна для вьючной езды»14.
Эта дорога на вершине хребта между речками Булкъ и К1орга-1ин встречается у с. Шуани с дорогой от Герзель-аула до Дарго и, пересекая последнюю, уходит по центру села вдоль речки Корга-ин к аулу Саясан. Вот почему, отступая из аула Дарго, отряд Графа Воронцова и оказался на вершине хребта Кожалган-дук, у аула Шуани, и был блокирован и почти полностью уничтожен чеченцами.


После этого разорения с. Шуани переместилось на вершину одного из отрогов хребта Кожалган-дук и стало называться Т1ера шена – Верхний Шена. На этом месте до сих пор сохранились следы проживания там шуанинцев – старое кладбище, надмогильные камни, фруктовые деревья, пастбище и так далее.


....


Есть сведения, что шуанинцы принимали самое активное участие в восстании горцев Нохчамохка (Ичкерии) 1877 года под предводительством Алибека-хаджи Алдамова, что оба Шуани были в числе «47 аулов Горной Чечни с населением около двадцати тысяч человек», охваченных восстанием. Возможно, в числе повстанцев был и мой прадед Паша, которому в 1877 году исполнилось двадцать лет22. 
Активно участвовали шуанинцы и во всех событиях, происходивших в Чечне и в ХХ веке. Так, в тридцатых годах для детей была построена в самом центре села небольшая четырехклассная школа, директором которой назначили моего отца Джабраила, окончившего педагогические курсы в г. Грозном. Рядом с ней вырос небольшой сельский клуб.
В период строительства колхозов в марте 1932 года шуанинцы самое деятельное участие приняли в восстании против насильственной коллективизации. И не только участвовали, но шуанинец и возглавил его. Это событие в истории зафиксировано так: «1932 г., март – Всеобщее восстание в Ножай-Юртовском округе против принудительной коллективизации. Руководство ЧАО вынуждено было признать, что в «округе со стороны ряда руководящих работников наблюдались факты пьянства, взяточничества, мошенничества». Восстание возглавлял житель села Шуани Моцу Салтомурадов»23. (Во втором томе «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней» автор статьи на эту тему, кандидат исторических наук М.Б. Эльжуркаев допустил ошибку, написав: «15 марта 1932 года в ауле Беной избрали нового имама Муцу Шамилева, что не соответствует действительности»24. Избран был Моцу Солтамурадов.


Случилось это так. Когда началось восстание в Беное, Моцу, человек, глубоко верующий, сидел в холбате – специально вырытой в своем дворе глубокой яме, в которую на сорок дней садились верующие, взяв с собой минимум самого необходимого питания. Сидели там безвылазно, проводя время в молитвах, чтении Корана и богоугодных делах. Послышав о том, что Моцу немного понимает в военном деле, и не зная, кому доверить руководство восстанием, беноевцы прислали к нему делегацию с просьбой помочь им. Получив согласие, восставшие избрали Моцу имамом. Восстание охватило около семидесяти сел Горной Чечни – Нохчмахка, в т.ч. и оба Шуани. Около трех месяцев противостояли восставшие советской власти, но силы и вооружение были неравны, и восстание было жестоко подавлено. Об этой жестокости так писал один из бывших руководителей наркомвнудела (НКВД): «В начале 1930 г. в Чечню были введены регулярные войска и части ОГПУ. Против повстанцев, вооруженных преимущественно «подручными средствами» (палками, вилами, ножами), применялось армейское огнестрельное оружие, вплоть до танков и авиации. На Северном Кавказе в их подавлении (восстании крестьян – А.К.) участвовали вооруженные силы, вплоть до военной авиации»25.


А.А. Айдамиров пишет: «1932 г., май – При подавлении крестьянского восстания в Ножай-Юртовском районе сотни человек убиты, тысячи репрессированы. Среди особо отличившихся – сотрудники ГПУ М. Ушаев, Д. Мурзабеков, А. Козлов, Х. Мочигов. В боях погиб уполномоченный ГПУ А. Козлов, тяжело ранен командир эскадрона милиции Д. Мурзабеков»26.
Был арестован и Моцу-имам. Его отвезли в тогдашний краевой центр Северного Кавказа в городе Ростов-на-Дону, там осудили, присудили высшую меру наказания и расстреляли. И опять – ни могилы, ни чурта27.
В тридцатые годы с. Шуани стало широко известно и тем, что тут были организованы первая в Саясановском районе комсомольская ячейка (Дугу Канзиев) и первое комсомольско-молодежное звено в местном колхозе (руководил им выпускник Владикавказской сельскохозяйственной школы, дядя автора этих строк Минкаил Кусаев). Канзиев Дугу возглавил позже районную комсомольскую организацию, затем стал председателем Саясановского райисполкома. Как лучший организатор работы Советов, участвовал в конце тридцатых годов во Всесоюзном совещании в гор. Москве, встречался с Н.К. Крупской, участвовал в Великой Отечественной войне, в конце 1943 года демобилизован, а в 1944 году депортирован в Ошскую область Киргизской ССР, где до возвращения на Родину работал инструктором Ошского обкома компартии Киргизии.


Активное участие приняли шуанинцы и в Великой Отечественной войне. В 1941–1942 годах из Шуани ушли на фронт около 25 человек, в том числе мой дядя Кусаев Саидбек. Пятеро из них пропали без вести, семнадцать – по ранению и по различным другим причинам были возвращены домой, депортированы и умерли в разные годы. Сейчас в живых нет ни одного28.
Как и весь чеченский народ, 23 февраля 1944 года были депортированы и шуанинцы. В их село заселили дагестанцев, которые переименовали с. Шуани в Шагаду (Саясан стал Ритлябом). Жили шуанинцы, в основном, в Ляйлякском, Куршабском и Кизил-Кийском районах Ошской области Киргизской ССР. Как это происходило, я описал в своих очерках29.
В 1957 году вернулись в родное село. Наладили работу сельского клуба, да так хорошо, что во Всероссийском смотре в 1977 году, посвященном 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, завоевали почетное третье место среди районных и сельских Домов культуры и клубов всей России.


...


Когда после выхода книги к автору пришли возмущенные представители шуонойцев и сказали ему: «Уважаемый! Что Вы делаете? За что оскорбляете нас, незаслуженно обвиняя в том, чего нет и быть не могло?», автор искренне раскаялся, попросил прощения и обещал исправить нелепую ошибку. И сделал это, правда, только восемь лет спустя, когда ложь, утвердилась уже прочно в умах «обрадованных открытию» людей и получила повсеместное распространение. В свое оправдание автор написал в четвертом томе своего труда: «Из писем читателей (значит, было немало и других немотивированно оскорбленных людей – А.К.) стало известно, что в Чечне нет ног1и тайп, но был человек по имени Ног1и в гендарганойском роде. Был Ног1и сильным и смелым человеком, рукой ловил одичавших лошадей, седлал их и обучал. От него пошло целое поколение, которое впоследствии выделилось в отдельный род – ног1ин тайп. Нет и тайпа жуьгти. Среди шуонойцев был человек по имени Джигит. Весьма почитаемый и известный, мужественный и доблестный воин, чем и заслужил уважение одних и зависть других»32.


Исправлена ошибка и в новых, доработанных и переработанных изданиях книги: «Топонимия Чечни (Грозный, 1997)», «Топонимия Чечни» (Нальчик, 2006).Там все описано как есть и как должно было быть в действительности. Но, к сожалению, читатель, по привычке и из любопытства прочитав первую страницу, не удосуживается прочесть вторую – ему неинтересно читать все издание, как говорится, «от корки до корки». Он довольствуется сенсацией, открытием, а соответствует это действительности или нет, ему знать неважно.
Надеемся, что с нашим очерком не произойдет этого, что его прочтут до конца и узнают все правду о с. Шуани и шуанинцах.


...

Источник: http://Вайнах, №1, 2012.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"