Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Кто же твои предки, имам Шамиль?


Просмотров: 41 267Комментариев: 7
ДАЙДЖЕСТ:

 

Портрет Имама Шамиля, Портрет Имама ШамиляТакую личность как имам Шамиль  всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

 

Имам Шамиль  сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием,  продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если  не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

 

Про деда Шамиля, мы практически ничего не знаем, в наше время появляются в печати разные версии разных авторов, по одним он родом из другого аварского аула, по другим он вовсе не аварец. Кто же на самом деле предки имама?  Что за тайна в его генеалогии? Знал ли сам Шамиль о своих предках, если знал, то почему скрывал свою родословную?  На эти вопросы  у меня появилась одна интересная версия с которой я решил поделиться с читателями. 

 

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести? 

 

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения,  написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно?  Почему его личный секретарь не соизволил  ознакомить нас с  родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля,  или  всё же знал?

 

У меня  складывается  мнение, что Шамиль  запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

 

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает;  "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же  был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля;  «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык  Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

 

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова -  это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов  мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид».  Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе». 

 

Теперь хочу на суд читателя  выставить свою версию произошедших событий.

 

За что шамхал  Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

 

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

 

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в  ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.)  я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

 

Ответ на этот вопрос,  я вижу в следующих обстоятельствах.  Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году.  Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана  Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем  закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

 

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

 

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом?  Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то,  что отец  Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е.  он был кумык, а не аварец.

 

В первые годы своего имамства Шамиль,  не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам.  Он действовал по инстинкту,  как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев.  За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость,  эта банальная  кровная месть. 

 

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму  удалось скрыться.  Из  усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».  

 

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали  и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке.  Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

 

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос  за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу». 

 

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок?  Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил  кому либо писать и говорить о своих предках.

 

Позже  Шамиль, поняв  что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

 

Я, как автор этой статьи, не ставил целью вводить читателя в заблуждение, а просто высказал своё мнение и, надеюсь, что более компетентные  историки и библиографы согласятся со мной или опровергнут все мои доводы.

 

Гамид Габитов. Дагестан

 




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Эрпелинец.
Эрпелинец. от 20 сентября 2012 13:06
Из статьи А.Ахаева, про Эрпели, цитирую;
«В былые времена жители села делились на несколько тухумов-кланов: Гадакай, Гаврама, Чербаш, Еебелеш, Прансав, Манташ, Кийиз, Кинки, Захурай и другие. Для точного определения родословной человека названия кланов не утратили свое значение и сегодня. Так, что автор прав в том, что в селении Эрпели есть тухум-тайп Манташ.
Дагиров.
Дагиров. от 20 сентября 2012 14:25
Интересно и то, что Шамиль, как сообщает Чичагова М.Н., разговаривал со своей семьёй по кумыкски: «……Увидев своих сыновей и зятьев», которые нанесли ему визит в Калуге, «Шамиль сказал «хошь гялды!». Вопрос, почему он даже со своими сыновьями разговаривал на кумыкском, а не на аварском.
Магомед.
Магомед. от 20 сентября 2012 23:17
Шамиль был аварцем, но знал в совершенстве кумыкский язык, который был в ту пору языком межнационального общения в Дагестане. Это факты, а факты – вещь упрямая.
Marsi-777.
Marsi-777. от 20 сентября 2012 23:33
У Шамиля по отцу есть арабская курайшитская линия,что роднило его с правящими фамилиями Дагестана. Но имамы Гамзат-бек и Шамиль именно в борьбе за власть пошли на массовые убийства аристократии,а сами потом стали новыми феодалами.Идеализировать их или кого-либо--грешить против истины.С Ивана Грозного с 1560-х годов до 1830-х годов против колонизации Кавказа воевали аристократы,а это без малого 270 лет.Имамы продержались около 30 лет.Кто больше и успешнее воевал?

уметь писать... это не значит уметь писать умные исторически обоснованные статьи! Шамиль разговаривал на аварском, кумыкском, чеченских языках и возможно знал пару слов на арабском))) делать вывод что Шамиль кумык только потому что он разговаривал на кумыкском как минимум глупо. 
Шамиль еще молился на арабском языке... так может он еще и араб? Хотя каким то образом автор сия перла утверждает что корни Шамиля из арабского племени курайшитов откуда выходит родом сам пророк ))) Однако... - это сильная заявка!

еще один немаловажный факт... Шамиль был вождем чеченцев на протяжении нескольких десятилетий, если чеченцы сделали своим лидером значит они знали что делали... вы не думали об этом? а спекуляции совпременных чеченцев на тему аварец, он или кумык, сдался он в плен или так покурить вышел я честно говоря не понимаю!

Азамат
Азамат от 22 июня 2019 19:30
Чеченцы признали его своим имамом потому что Ташав хаджи признал его..Чеченцы просто шли по пути своего имама.Если бы Шамиль и Ташав хаджи не договорились все было бы по-другому..Стоить признать что многое из истории кавказской войны мы знаем благодаря русским .А у них свои интересы были..

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"