– *Расскажи о своих родителях! Как они отнеслись к твоим занятиям музыкой на раннем этапе твоего становления? И какова их реакция после того, как повсеместно разошлись твои песни?*
*С.Т.:* Призна́юсь без ложной скромности: родители мои всегда были людьми передовыми, цивилизованными, и даже очень. Моего отца, которого не стало в конце 2019 года, звали Салу. В своё время он обучился в Серноводском техникуме, по окончании которого отучился ещё и в сельскохозяйственном институте в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Свой трудовой путь (преимущественно в виноградарстве) прошёл от бригадира до директора совхоза. Мать – Марьям Алиевна, – преподаватель начальных классов, имеет огромный стаж. За многолетний труд в сфере образования отмечена наградами федерального масштаба. Она и есть мой первый учитель. По сегодняшний день бывшие ученики приходят к ней в гости, на все праздники. Именно мама вместе с остальными одноклассниками отправляла меня на всевозможные мероприятия и смотры. И именно там мне впервые пришлось петь. (Улыбается). И, конечно же, самый первый свой музыкальный опыт обрёл тогда. Во времена СССР считалось, что это в духе времени и даже гармонично. Таким образом, по мере духовного и физического роста я совмещал пристрастия к музыке и борьбе.
Мой отец стал самым первым моим болельщиком и, как правило, переживал за мои спортивные достижения. В период моей службы в рядах Советской армии я в Москве защищал честь ЦСКА. Тогда я занимался вместе с олимпийским чемпионом Вадимом Богиевым, Адланом Вараевым (Дала гечдойла цунна!) Дзамбулатом Тедеевым, кстати, ныне являющегося старшим тренером молодёжной сборной Российской Федерации по вольной борьбе, и многими другими нашими именитыми спортсменами. Свой по-настоящему крупный трофей, став чемпионом, я завоевал в городе Гори Грузинской ССР в 1991 году на всесоюзном турнире памяти В.Г. Рубашвили. Помнится, отец приезжал почти на все соревнования с моим участием. Отчаянно болел и переживал за меня. А его реакция на мои шаги в музыкальной сфере была такой же, наполненной позитива. Родители всегда сопереживали и радовались любому моему успеху. В этом мне сильно повезло…
– *Ты затронул ранние периоды своей биографии. Может, более чётче в цифрах и хронологическом порядке осветишь страницы своего детства и юношества?*
*С.Т.:* Без проблем! В 1974-1985 годах учился в Гвардейской средней школе № 1. Причём, очень рвался пойти в школу. Вот почему пошёл учиться в пять с половиной лет. С первого же класса классным руководителем стала моя мать. По окончании школы, в 1985 году, по настоянию матери подал документы для поступления на математический факультет в один из грозненских вузов. Правда, по иронии судьбы, именно этот предмет являлся моей «ахиллесовой пятой». Так что данная попытка вполне предсказуемо провалилась. Зато следующим летом, в 1986 году, я уже сам решал, куда мне следует идти, и со спокойной совестью поступил на спортивный факультет Чечено-Ингушского педагогического института в г. Грозный.
Надо отметить, будучи студентом заочного отделения, я параллельно работал в своей родной школе учителем по физической культуре, и в этом качестве со второго курса в декабре 1989 года я призвался в ряды Советской армии. Буквально через три месяца после призыва для продолжения службы, как уже сказано выше, был переведён в ЦСКА (г. Москве), где всего себя посвящал занятиям вольной борьбой и, надо заметить, с неплохой отдачей, так как сразу же стал чемпионом Московского военного округа. Далее сопутствовал успех в зональном первенстве России, а потом было чемпионство всероссийского масштаба. По возвращении на родину в 1991 году я не прерывал спортивной карьеры, результатом чего стал мой успех в упомянутом выше турнире в г. Гори. Этот этап моей биографии совпал с распадом СССР, практически по всей стране начались разброд и беспорядки. На фоне бурно меняющихся событий не было особого стимула для продолжения обучения в институте, так как сам учебный процесс казался уже не тем. Тем не менее, обучаясь заочно, в 1993 году закончил институт и получал свой диплом, который позволил полноценно работать в ГСШ учителем физкультуры и тренером в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ). В 2000 году работал в качестве председателя спортивной школы Надтеречного района Чеченской Республик.
– *Многие известные музыканты особо отмечают влияние на своё становление таких грандов, как BEATLES, SMOCKIE, не говоря о других популярных вокально-инструментальных коллективов прошлого. А как ты считаешь, чьё творчество о казало влияние на тебя и определило твоё развитие как композитора?*
*С.Т.:* Позиционировать себя композитором смелости не хватает. Слишком велико это звание для меня. То, чем я занимаюсь, наверное, уместнее всего назвать мелодикой. И всё равно с чувством признательности и благодарности постараюсь дать ёмкий ответ. Как и всей советской молодёжи 80-х годов прошлого столетия, конечно же, мне нравились все перечисленные группы. Но ещё нравились и другие исполнители, которых тоже было немало. Весь этот диапазон, это разнообразие, скорее, добавило притяжение к музыке. Но будет неправдой сказать, что я был настолько яростным чьим-то поклонником или кто-то из музыкальных светил являлся для меня безоговорочным кумиром. Рассудка не терял и очень ровно дышал на все эти музыкальные веяния. Зато с детства обожал чтение. Любил читать всё, начиная со сказок.
В основном, увлекался художественной литературой различных жанров, отдавая предпочтение популярным зарубежным авторам. Именно нравились художественные произведения. В школе, помимо родного языка и литературы, любимым предметом была русская литература. Очень нравились увлекательные историко-приключенческие романы Дюма и Стендаля, восхищала поэзия Пушкина и Лермонтова. Из чеченских поэтов любил читать и перечитывать Арби Мамакаева, Магомеда Сулаева, Раису Ахматову. Очень нравились романы и повести выдающегося ингушского писателя Ахмета Бокова. Очень уважаю творчество чеченских писателей и поэтов – Шаида Рашидова, Лулы Джумалаевой, Умара Яричева (Дала гечдойла царна!), Зелимхана Мусаева, Рамзана Даудова, Асет Халиковой. Не скрою, что мне очень нравятся труды многих других наших современников, в целом представляющих интеллектуальную элиту, плодотворную плеяду талантливых мыслителей-патриотов и просто порядочных людей, сто гораздо важнее.
– *Какие критерии и элементы творчества ты считаешь наиболее ключевыми или же неприемлемыми для себя?*
С.Т.: К основополагающим мерилам личности, пожалуй, сразу же стоит отнести умственную, духовно-нравственную интеллектуальную деятельность. Думаю, это качество нераздельно должно повсеместно присутствовать как в творческом процессе, так и в будничной повседневности. Развивая такие направления, можно получить продуктивный результат – и не только в искусстве, а везде, чем бы ты ни занимался! Человек должен жить в динамике, постоянно расти, развивая в себе самые лучшие качества, включая ещё терпение и самодисциплину. А для этого не обязательно быть профессором или занимать высокие посты. Нередко люди дают тебе оценку не из-за регалий, а по твоему поведению, твоим высказываниям и выходкам.
Такой же принцип переносится и на целую нацию, к которой ты относишься. Твои поступки, характеризуя тебя самого, в итоге слагают славу и о твоём народе. Продолжая затронутую тему, подчеркну, что лично для меня ненавистны и категорически неприемлемы фальшь, лицемерие, враньё. Эти качества, если они присутствуют в человеке, рано или поздно ставят и его самого, и его близких в позорное положение.
– *Что тебе больше нравится сочинять: тексты или мелодии?*
*С.Т.:* Если вкратце, ничего осознанно не выбираю. По-моему, излагаю то, что первым приходит на душу.
– *А насколько быстро рождаются мелодии в твоём сознании? Скрупулёзно ли работаешь над ними? И как часто занимаешься шлифовкой ранее сочинённых музыкальных наработок?*
*С.Т.:* Сказать, что мелодии или тексты песен рождаются быстро, будет неправдой. Наоборот, подхожу к этому процессу очень скрупулёзно, тщательно, аккуратно. За исключением редких случаев стараюсь незамедлительно воплотить задумку в реальность, как только вдохновение приходит в какой-то подходящей обстановке. А вот доработки, по-моему, требуются в любой из сфер деятельности. Если ты профессионально подходишь к делу, то обязательно найдёшь у себя ошибки и недочёты. Тем более в моей практике подобное нередко обнаруживается, когда я согласовываю свой материал с исполнителем.
– *Наверное, ты уже в курсе, что не так давно Исполком Всемирного конгресса чеченского народа обратился в адрес Мирового Артийского комитета с ходатайством о присуждении тебе приза «Золотой микрофон». Саид, а какие другие награды или грамоты имеются в твоём активе?*
*С.Т.:* Наверное, на этот вопрос возможно будет ответить наглядным пособием, перебрав имеющие в моём активе почётные грамоты, по большей части от министерства культуры Чеченской Республики. В основном, подобным знакам внимания я удостоился из-за авторства над теми или иными композициями, названия некоторых из них перечислены выше. В частности, мои песни неоднократно становились победителями конкурса «ДАХАРАН ИЛЛИ». В моём активе имеется благодарственное письмо Главы Чеченской Республики, Героя России Р.А. Кадырова «за большой вклад в развитие культуры и искусства Чеченской Республики, высокий профессиональное мастерство», датированное 2019 годом.
– *Очень часто можно слышать о ревности в среде, условно выражаясь, служителей Мельпомены. Признаёшь ли ты творческий процесс, осуществляемый в соавторстве с прочими «коллегами по перу»?*
*С.Т.:* Естественно, признаю! Я не против того, чтобы совместно с одарёнными и умными людьми творить красивые вещи. Никогда не против того, чтобы учиться у интеллектуалов уму-разуму и полезным навыкам. Всегда готов признать чьё-то мастерство как таковое и отношусь к чужому таланту без всякой ревности и зависти. Всегда говорил и продолжаю повторять: «Я по жизни – вечный ученик, который будет познавать во всех направлениях, без смущения расспрашивать, переспрашивать и набираться опыта у более сведущих своих произведение. Предположим, я руководствуюсь самыми скромными обыденными запросами, но всё равно в своей музыкальной карьере хочу отметиться чем-то таким, чтобы творение затронуло душу если не всех, то большинства слушателей, и чтобы каждому напомнило о чём-то очень близком ему и сокровенном.
Пускай эти завораживающие мелодии на кратчайший миг унесут сознание слушателя в мир прекрасных воспоминаний или мечтаний! И хотя под красивые мелодичные звуки мы можем расслабиться на какие-то доли мгновений, всё же всегда должны помнить, что время летит очень неумолимо быстро и что времени осталось крайне мало – только на то, чтобы прощать друг друга; быть снисходительными в отношении нуждающегося в помощи; поддержать неимущего и помочь слабому. Если мы не сделаем это сегодня, завтра будет уже поздно или вообще может и не произойти этого завтра. И вот как теперь сочинить нечто подобное, способное всецело захватить эмоции и внимание слушателя?! Вопрос остаётся открытым…
– *Подавляющая часть твоего творчества посвящена чеченской тематике, не говоря о текстах, составленных на чеченском языке. Переведены ли они на другие языки? Есть ли какие-нибудь другие композиции, на русском языке?*
*С.Т.:* Есть несколько композиций на русском языке из цикла «Своим друзьям» в исполнении Ислама Ахмедова, Зезаг Исмаиловой, Мурада Байкаева. В исполнении Марины Айдаевой в один-единственный раз прозвучала моя песня на чеченском и французском языке.
– *Кстати, о французском языке. Наверное, у тебя имеются хорошие успехи во владении языком той страны, в которой ты и твоя семья проживаете. Сочиняешь ли ты по-французски? Обращаются ли к тебе за помощью местные исполнители? Какова будет твоя реакция, если к тебе обратится какая-нибудь европейская знаменитость?*
*С.Т.:* Один из наиболее болезненных для меня вопросов. Касается он того, что я в должной степени не достиг успехов во французской речи, по причине чего, считаю, что в указанном направлении у меня не может быть творческих свершений. К сожалению, мой лексический багаж не настолько разнообразен, чтобы сочинять чувственные поэтические строки. Думаю, в этом помехой стал мой патриотизм, тяга и любовь к Родине и связанное с этим нежелание натурализоваться и раствориться на новом месте. Эти мои слова могут показаться банальностью, но это действительно так! Всегда ощущав краткосрочность, эфемерность моего пребывания заграницей. Всегда думал, что недолго буду оставаться на чужбине, а тем временем прошло 20 лет. А к знаменитостям отношусь легко и просто, как и подобает верующему человеку. Никоим образом не превозносить, но обязательно уважать.
– *Мы являемся чеченцами, следуя определённым критерием. Какие личностные черты считаешь наиболее характерными для чеченцев?*
*С.Т.:* Думаю, что ничего не надо от себя выдумывать. Всего лишь нужно следовать примеру наших предков, которые в самых трудных и невыносимых условиях проявляли высочайшие качества духа: человеколюбия, мужества, уважения, честности. Верность данному слову – это и есть устав, закон.
У нашего народа есть и всегда было на кого равняться. Во всех эпохах, во всех отраслях, во всех направлениях были и герои, и выдающиеся личности. Вопрос только, нужно ли это нам или нет? Когда-то наши адаты, обычаи и сведения о национальных героях трепетно передавались из уст в уста – от дедов и прадедов. Сейчас вовсе нет или очень мало подобного общения между представителями разных поколений. Казалось бы, в век Интернета есть всё, что угодно, но только не эти основополагающие скрепы, поддерживающие связь эпох и преемственность духа. Очень много бесполезной информации и увлекательных видеороликов, которые по факту отвлекают от действительности, от стремления изучать родной язык, обычаи, культуру и при этом постоянно совершенствовать знания.
Конечно же, это огромный минус – и сейчас, и в обозримом будущем! Мы должны обращать внимание не на крутые фразы или заумные высказывания, которых сколько угодно встретишь в Интернете. Каждый родитель должен позитивно воздействовать на своих детей, направлять их, уделяя внимание воспитанию находить время на общение с ними для передачи поучительной информации. Всё это крайне необходимо. Знаю, это нелегко, но мы за них в ответе перед Всевышним.
*Беседу провёл Магомед АЛХАЗУРОВ*, специально для CHECHENINFO*.