Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

С. Темирсултанов: «Верность данному слову есть устав, закон и гарантия.»


Просмотров: 1 157Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
В поисковой системе Интернета почему-то нет подробной информации о человеке, чьё творчество знакомо широкому кругу наших соотечественников как в Чечне, так и далеко за её пределами. Думается, в данной ситуации не столь повинна пассивность журналистов или добровольное затворничество самого маэстро, сколько стечение и влияние целого ряда обстоятельств. Несмотря на общительную натуру, наверное, имя и фамилия Саида Темирсултанова известны гораздо меньшему числу почитателей творчества маэстро, чем он сам. И эту несправедливость ИА «ЧЕЧЕНИНФО» отныне намерено устранить, поскольку и окружающие нас народы, и сами чеченцы вправе знать и в лицо, и по имени одного из наиболее одарённых своих соотечественников. 

Упомянутый выше композитор и поэт-песенник, впрочем, прекрасно знаком в среде исполнителей-вокалистов – как глубокий талант, воспитанный человек, отзывчивый товарищ и неподдельный патриот своего народа и Отечества.Общение с знающими людьми позволило раздобыть общую информацию и составить условное предварительное досье:

*«ФИО: Саид Салуевич Темирсултанов. 
Дата рождения: 7 марта 1969 года (53 года).
 Место рождения: селение Гвардейское (чеч. Iели-Юрт) Надтеречного района Чеченской Республики. 
Представитель тайпа Энгеной. 
В юношестве на серьёзном уровне занимался вольной борьбой, имеет ряд высоких спортивных достижений. В начале «нулевых» годов из-за военной ситуации вынужден был перебраться с семьёй во Францию, где преимущественно проживает и работает. Наравне с борцовским ковром Саид питает пристрастия к музыке, превосходно играет на гитаре и чуть ли не с детства сочиняет музыкальные произведения, которые слагает до сих пор и многие из них, что называется, «ушли в народ» и известны далеко за пределами Чечни»*.
ИА «Чеченинфо» связалось с Саидом Темирсултановым с просьбой пролить свет на некоторые стороны прошлого и настоящего:

Саид, ас-саламу алайкум! Прежде всего хочу тебя поблагодарить за согласие на беседу. Надеюсь на плодотворное общение. Итак, начнём…
– *Какие эпизоды из твоей биографии отражены неверно или же вовсе пропущены в собранном нами «досье» на тебя?

Саид Темирсултанов: Ва Iалайкум ас-салам ва рохьматуллахIи ва барокатухIу! Прежде всего благодарю за внимание ко мне; за хороший отзыв и за оценку – такую завышенную! (Улыбается). БаркаллахIи! Конечно же, все жизненные ситуации и этапы невозможно отразить в нескольких словах. 
Не знаю, как у других, но рассказывать о самом себе не всегда просто, хотя за плечами и имеется биография вместе с накопленным опытом. Да и в озвученном досье на меня сказано достаточно. Лишь чуть дополню уое-какими фактами и заранее извиняюсь за нескромность. Я закончил Чечено-Ингушский педагогический институт. Учился на спортивном факультете (спортфак), и потому обладаю квалификацией профессионального тренера-преподавателя. В прошлом, как вам уже известно, я являлся борцом вольного стиля. Активная фаза моей спортивной карьеры началась с восьмилетнего возраста, однако окончательно она завершилась в тридцать пять лет, когда я выиграл чемпионат Франции среди ветеранов. В своей жизни мне довелось поработать физруком (школьным учителем по физической культуре), тренером в ДЮСШ. Впоследствии, уже будучи во Франции, также работал тренером по вольной борьбе. Имею звание «Мастер спорта СССР» и множество других призов и почётных грамот.
– *И тем не менее, имея столь громкие достижения в спорте, всё же ты больше обрёл известность не как борец или тренер, а как автор музыкальных композиций. Пожалуйста, назови хотя бы десять популярных песен, которые написаны тобой?*
*С.Т.:* Точного подсчёта я не проводил, но почему-то испытываю внутреннюю уверенность в том, что в общем объёме этих произведений набирается где-то около сотни – именно тех песен, которые имеются или имелись в репертуарах деятелей нашей культуры и исполнителей из Дагестана, не говоря о некоторых наших земляках, проживающих и осуществляющих свой творческий путь за рубежом. А вот из наиболее нашумевшей условной топовой «десятки», пожалуй, упомяну такие композиции, как «Дада» («Отец») в исполнении Садулаевой Ларисы, кстати, заслуженной артистки Чеченской Республики. Далее есть песня «Виеза сан йиш йоцу везар» в исполнении народной артистки Чеченской Республики – нашей легендарной Тамары Дадашевой. Затем на память приходят «Хьоме везар», «Нохчийн йоI» («Чеченская девушка») из репертуара Элины Муртазовой, народной артистки Чеченской Республики. Есть композиция «Нана» («Мама»), которую так же мастерски исполнила заслуженная артистка Чеченской Республики Милана Эдильсултанова.
Песня «Даймохк» («Отчизна») прозвучала в исполнении солиста республиканской филармонии Абдурахьмана Беталгириева. Песня «Гергара хила» («Станем же близкими») получила известность, благодаря исполнительскому таланту, к сожалению, очень рано от нас ушедшего заслуженного артиста Чеченской Республики Чекуева Рустама (Дала гечдойла цунна!). Есть ещё песня, которая называется «ВогIу со» («Я иду»). Композиция «Бакъ йолу нохчийн йоI» («Истинная чеченская девушка»), положенная на слова Зелимхана Мусаева, презентована Русланом Ибрагимовым. Широкую известность обрела песня «Дашуо Малх» («Золотое Солнце») в исполнении Зули Хусиевой. Далее идут песни «Сан деган лаам» (Хайдарова Зара); «Висахь сан дахарехь» (Таиса Парсанова). В перечне исполнителей моих песен назову такие имена, как Мурад Байкаев, Майрбек Хайдаров. Да простят меня все остальные, чьи имена я сейчас не вспомнил, чтобы упомянуть…
– *Расскажи о своих родителях! Как они отнеслись к твоим занятиям музыкой на раннем этапе твоего становления? И какова их реакция после того, как повсеместно разошлись твои песни?*
*С.Т.:* Призна́юсь без ложной скромности: родители мои всегда были людьми передовыми, цивилизованными, и даже очень. Моего отца, которого не стало в конце 2019 года, звали Салу. В своё время он обучился в Серноводском техникуме, по окончании которого отучился ещё и в сельскохозяйственном институте в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Свой трудовой путь (преимущественно в виноградарстве) прошёл от бригадира до директора совхоза. Мать – Марьям Алиевна, – преподаватель начальных классов, имеет огромный стаж. За многолетний труд в сфере образования отмечена наградами федерального масштаба. Она и есть мой первый учитель. По сегодняшний день бывшие ученики приходят к ней в гости, на все праздники. Именно мама вместе с остальными одноклассниками отправляла меня на всевозможные мероприятия и смотры. И именно там мне впервые пришлось петь. (Улыбается). И, конечно же, самый первый свой музыкальный опыт обрёл тогда.  Во времена СССР считалось, что это в духе времени и даже гармонично. Таким образом, по мере духовного и физического роста я совмещал пристрастия к музыке и борьбе.
Мой отец стал самым первым моим болельщиком и, как правило, переживал за мои спортивные достижения. В период моей службы в рядах Советской армии я в Москве защищал честь ЦСКА. Тогда я занимался вместе с олимпийским чемпионом Вадимом Богиевым, Адланом Вараевым (Дала гечдойла цунна!) Дзамбулатом Тедеевым, кстати, ныне являющегося старшим тренером молодёжной сборной Российской Федерации по вольной борьбе, и многими другими нашими именитыми спортсменами. Свой по-настоящему крупный трофей, став чемпионом, я завоевал в городе Гори Грузинской ССР в 1991 году на всесоюзном турнире памяти В.Г. Рубашвили. Помнится, отец приезжал почти на все соревнования с моим участием. Отчаянно болел и переживал за меня. А его реакция на мои шаги в музыкальной сфере была такой же, наполненной позитива. Родители всегда сопереживали и радовались любому моему успеху. В этом мне сильно повезло…
– *Ты затронул ранние периоды своей биографии. Может, более чётче в цифрах и хронологическом порядке осветишь страницы своего детства и юношества?*
*С.Т.:* Без проблем! В 1974-1985 годах учился в Гвардейской средней школе № 1. Причём, очень рвался пойти в школу. Вот почему пошёл учиться в пять с половиной лет. С первого же класса классным руководителем стала моя мать. По окончании школы, в 1985 году, по настоянию матери подал документы для поступления на математический факультет в один из грозненских вузов. Правда, по иронии судьбы, именно этот предмет являлся моей «ахиллесовой пятой». Так что данная попытка вполне предсказуемо провалилась. Зато следующим летом, в 1986 году, я уже сам решал, куда мне следует идти, и со спокойной совестью поступил на спортивный факультет Чечено-Ингушского педагогического института в г. Грозный.
Надо отметить, будучи студентом заочного отделения, я параллельно работал в своей родной школе учителем по физической культуре, и в этом качестве со второго курса в декабре 1989 года я призвался в ряды Советской армии. Буквально через три месяца после призыва для продолжения службы, как уже сказано выше, был переведён в ЦСКА (г. Москве), где всего себя посвящал занятиям вольной борьбой и, надо заметить, с неплохой отдачей, так как сразу же стал чемпионом Московского военного округа. Далее сопутствовал успех в зональном первенстве России, а потом было чемпионство всероссийского масштаба. По возвращении на родину в 1991 году я не прерывал спортивной карьеры, результатом чего стал мой успех в упомянутом выше турнире в г. Гори. Этот этап моей биографии совпал с распадом СССР, практически по всей стране начались разброд и беспорядки. На фоне бурно меняющихся событий не было особого стимула для продолжения обучения в институте, так как сам учебный процесс казался уже не тем. Тем не менее, обучаясь заочно, в 1993 году закончил институт и получал свой диплом, который позволил полноценно работать в ГСШ учителем физкультуры и тренером в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ). В 2000 году работал в качестве председателя спортивной школы Надтеречного района Чеченской Республик.
– *Многие известные музыканты особо отмечают влияние на своё становление таких грандов, как BEATLES, SMOCKIE, не говоря о других популярных вокально-инструментальных коллективов прошлого. А как ты считаешь, чьё творчество о казало влияние на тебя и определило твоё развитие как композитора?*
*С.Т.:* Позиционировать себя композитором смелости не хватает. Слишком велико это звание для меня. То, чем я занимаюсь, наверное, уместнее всего назвать мелодикой. И всё равно с чувством признательности и благодарности постараюсь дать ёмкий ответ. Как и всей советской молодёжи 80-х годов прошлого столетия, конечно же, мне нравились все перечисленные группы. Но ещё нравились и другие исполнители, которых тоже было немало. Весь этот диапазон, это разнообразие, скорее, добавило притяжение к музыке. Но будет неправдой сказать, что я был настолько яростным чьим-то поклонником или кто-то из музыкальных светил являлся для меня безоговорочным кумиром. Рассудка не терял и очень ровно дышал на все эти музыкальные веяния. Зато с детства обожал чтение. Любил читать всё, начиная со сказок.
В основном, увлекался художественной литературой различных жанров, отдавая предпочтение популярным зарубежным авторам. Именно нравились художественные произведения. В школе, помимо родного языка и литературы, любимым предметом была русская литература. Очень нравились увлекательные историко-приключенческие романы Дюма и Стендаля, восхищала поэзия Пушкина и Лермонтова. Из чеченских поэтов любил читать и перечитывать Арби Мамакаева, Магомеда Сулаева, Раису Ахматову. Очень нравились романы и повести выдающегося ингушского писателя Ахмета Бокова. Очень уважаю творчество чеченских писателей и поэтов – Шаида Рашидова, Лулы Джумалаевой, Умара Яричева (Дала гечдойла царна!), Зелимхана Мусаева, Рамзана Даудова, Асет Халиковой. Не скрою, что мне очень нравятся труды многих других наших современников, в целом представляющих интеллектуальную элиту, плодотворную плеяду талантливых мыслителей-патриотов и просто порядочных людей, сто гораздо важнее.
– *Какие критерии и элементы творчества ты считаешь наиболее ключевыми или же неприемлемыми для себя?*
С.Т.: К основополагающим мерилам личности, пожалуй, сразу же стоит отнести умственную, духовно-нравственную интеллектуальную деятельность. Думаю, это качество нераздельно должно повсеместно присутствовать как в творческом процессе, так и в будничной повседневности. Развивая такие направления, можно получить продуктивный результат – и не только в искусстве, а везде, чем бы ты ни занимался! Человек должен жить в динамике, постоянно расти, развивая в себе самые лучшие качества, включая ещё терпение и самодисциплину. А для этого не обязательно быть профессором или занимать высокие посты. Нередко люди дают тебе оценку не из-за регалий, а по твоему поведению, твоим высказываниям и выходкам.
Такой же принцип переносится и на целую нацию, к которой ты относишься. Твои поступки, характеризуя тебя самого, в итоге слагают славу и о твоём народе. Продолжая затронутую тему, подчеркну, что лично для меня ненавистны и категорически неприемлемы фальшь, лицемерие, враньё. Эти качества, если они присутствуют в человеке, рано или поздно ставят и его самого, и его близких в позорное положение.
– *Что тебе больше нравится сочинять: тексты или мелодии?*
*С.Т.:* Если вкратце, ничего осознанно не выбираю. По-моему, излагаю то, что первым приходит на душу.
– *А насколько быстро рождаются мелодии в твоём сознании? Скрупулёзно ли работаешь над ними? И как часто занимаешься шлифовкой ранее сочинённых музыкальных наработок?*
*С.Т.:* Сказать, что мелодии или тексты песен рождаются быстро, будет неправдой. Наоборот, подхожу к этому процессу очень скрупулёзно, тщательно, аккуратно. За исключением редких случаев стараюсь незамедлительно воплотить задумку в реальность, как только вдохновение приходит в какой-то подходящей обстановке. А вот доработки, по-моему, требуются в любой из сфер деятельности. Если ты профессионально подходишь к делу, то обязательно найдёшь у себя ошибки и недочёты. Тем более в моей практике подобное нередко обнаруживается, когда я согласовываю свой материал с исполнителем.
– *Наверное, ты уже в курсе, что не так давно Исполком Всемирного конгресса чеченского народа обратился в адрес Мирового Артийского комитета с ходатайством о присуждении тебе приза «Золотой микрофон». Саид, а какие другие награды или грамоты имеются в твоём активе?*
*С.Т.:* Наверное, на этот вопрос возможно будет ответить наглядным пособием, перебрав имеющие в моём активе почётные грамоты, по большей части от министерства культуры Чеченской Республики. В основном, подобным знакам внимания я удостоился из-за авторства над теми или иными композициями, названия некоторых из них перечислены выше. В частности, мои песни неоднократно становились победителями конкурса «ДАХАРАН ИЛЛИ». В моём активе имеется благодарственное письмо Главы Чеченской Республики, Героя России Р.А. Кадырова «за большой вклад в развитие культуры и искусства Чеченской Республики, высокий профессиональное мастерство», датированное 2019 годом.
– *Очень часто можно слышать о ревности в среде, условно выражаясь, служителей Мельпомены. Признаёшь ли ты творческий процесс, осуществляемый в соавторстве с прочими «коллегами по перу»?*
*С.Т.:* Естественно, признаю! Я не против того, чтобы совместно с одарёнными и умными людьми творить красивые вещи. Никогда не против того, чтобы учиться у интеллектуалов уму-разуму и полезным навыкам. Всегда готов признать чьё-то мастерство как таковое и отношусь к чужому таланту без всякой ревности и зависти. Всегда говорил и продолжаю повторять: «Я по жизни – вечный ученик, который будет познавать во всех направлениях, без смущения расспрашивать, переспрашивать и набираться опыта у более сведущих своих  произведение. Предположим, я руководствуюсь самыми скромными обыденными запросами, но всё равно в своей музыкальной карьере хочу отметиться чем-то таким, чтобы творение затронуло душу если не всех, то большинства слушателей, и чтобы каждому напомнило о чём-то очень близком ему и сокровенном.  
Пускай эти завораживающие мелодии на кратчайший миг унесут сознание слушателя в мир прекрасных воспоминаний или мечтаний! И хотя под красивые мелодичные звуки мы можем расслабиться на какие-то доли мгновений, всё же всегда должны помнить, что время летит очень неумолимо быстро и что времени осталось крайне мало – только на то, чтобы прощать друг друга; быть снисходительными в отношении нуждающегося в помощи; поддержать неимущего и помочь слабому. Если мы не сделаем это сегодня, завтра будет уже поздно или вообще может и не произойти этого завтра. И вот как теперь сочинить нечто подобное, способное всецело захватить эмоции и внимание слушателя?! Вопрос остаётся открытым…
– *Подавляющая часть твоего творчества посвящена чеченской тематике, не говоря о текстах, составленных на чеченском языке. Переведены ли они на другие языки? Есть ли какие-нибудь другие композиции, на русском языке?*
*С.Т.:* Есть несколько композиций на русском языке из цикла «Своим друзьям» в исполнении Ислама Ахмедова, Зезаг Исмаиловой, Мурада Байкаева. В исполнении Марины Айдаевой в один-единственный раз прозвучала моя песня на чеченском и французском языке.
– *Кстати, о французском языке. Наверное, у тебя имеются хорошие успехи во владении языком той страны, в которой ты и твоя семья проживаете. Сочиняешь ли ты по-французски? Обращаются ли к тебе за помощью местные исполнители? Какова будет твоя реакция, если к тебе обратится какая-нибудь европейская знаменитость?*
*С.Т.:* Один из наиболее болезненных для меня вопросов. Касается он того, что я в должной степени не достиг успехов во французской речи, по причине чего, считаю, что в указанном направлении у меня не может быть творческих свершений. К сожалению, мой лексический багаж не настолько разнообразен, чтобы сочинять чувственные поэтические строки. Думаю, в этом помехой стал мой патриотизм, тяга и любовь к Родине и связанное с этим нежелание натурализоваться и раствориться на новом месте. Эти мои слова могут показаться банальностью, но это действительно так! Всегда ощущав краткосрочность, эфемерность моего пребывания заграницей. Всегда думал, что недолго буду оставаться на чужбине, а тем временем прошло 20 лет. А к знаменитостям отношусь легко и просто, как и подобает верующему человеку. Никоим образом не превозносить, но обязательно уважать.
– *Мы являемся чеченцами, следуя определённым критерием. Какие личностные черты считаешь наиболее характерными для чеченцев?*
*С.Т.:* Думаю, что ничего не надо от себя выдумывать. Всего лишь нужно следовать примеру наших предков, которые в самых трудных и невыносимых условиях проявляли высочайшие качества духа: человеколюбия, мужества, уважения, честности. Верность данному слову – это и есть устав, закон.
У нашего народа есть и всегда было на кого равняться. Во всех эпохах, во всех отраслях, во всех направлениях были и герои, и выдающиеся личности. Вопрос только, нужно ли это нам или нет? Когда-то наши адаты, обычаи и сведения о национальных героях трепетно передавались из уст в уста – от дедов и прадедов. Сейчас вовсе нет или очень мало подобного общения между представителями разных поколений. Казалось бы, в век Интернета есть всё, что угодно, но только не эти основополагающие скрепы, поддерживающие связь эпох и преемственность духа. Очень много бесполезной информации и увлекательных видеороликов, которые по факту отвлекают от действительности, от стремления изучать родной язык, обычаи, культуру и при этом постоянно совершенствовать знания.
Конечно же, это огромный минус – и сейчас, и в обозримом будущем! Мы должны обращать внимание не на крутые фразы или заумные высказывания, которых сколько угодно встретишь в Интернете. Каждый родитель должен позитивно воздействовать на своих детей, направлять их, уделяя внимание воспитанию находить время на общение с ними для передачи поучительной информации. Всё это крайне необходимо. Знаю, это нелегко, но мы за них в ответе перед Всевышним.

*Беседу провёл Магомед АЛХАЗУРОВ*, специально для CHECHENINFO*.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"