80 лет Чеченский государственный драматический театр им.Х.Нурадилова способствует развитию культуры своего народа, вносит самобытный вклад в общероссийскую театральную культуру. Подтверждение тому – почетные звания, Государственные премии России, достижения на всесоюзных и общероссийских фестивалях. Популярность и славу театра формировало не одно поколение артистов, режиссеров, драматургов. Уже в начале 30-х годов театр явился очагом культуры, объединившим молодые таланты артистов, писателей, музыкантов, поэтов. В спектаклях по пьесам молодых чеченских писателей С.Бадуева, Д.Шерипова, Б.Музаева, российских драматургов А.Корнейчука, Б.Белоцерковского, поставленных режиссерами В. Шатовым, А. Тугановым, А. Чхартишвили, театр говорил своему зрителю о горячих проблемах, которыми жила наша многонациональная страна. Обретали опыт и популярность артисты М.Бадуев, Т.Алиева, А.Исаева, Я.Зубайраев, З.Исакова, Х.Мусаев и др. По самым отдаленным районам республики, колесили они на театральной повозке… Живое искусство театра входило в общественное сознание народа, завоевывая право учить и воспитывать.
В 1938 году в Москве, при Государственном институте театрального искусства, под руководством М.Минаева и Л.Горькой сорок молодых вайнахов стали успешно осваивать актерскую профессию. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. прервала их учебу…
Большая часть мужского состава студии и театра добровольцами ушли на фронт. Коллектив театра под руководством Г.Батукаева и А.Свободина создавал спектакли военно-патриотического содержания, которые с успехом исполнялись перед населением республики, перед ранеными в госпиталях и на передовых позициях действующей Красной армии под Краснодаром, Армавиром, Моздоком. Только за два с половиной года было дано более тысячи представлений. Из ушедших на фронт чеченских артистов четырнадцать погибли в схватках с фашистами на полях сражений.
Свое второе рождение Чеченский государственный драматический театр им.Х.Нурадилова начал в 1958 году спектаклями «Асланбек Шерипов» Х.Ошаева, «Волны Терека» М.Мусаева, «Девушка с гор», «Совдат и Дауд» А.Хамидова.
Молодые артисты А.Дениев, Д.Омаев, З.Багалова, С.Магомадов, Х.Нунуев и многие другие переняли опыт у таких мастеров сцены, как А.Хамидов, В.Татаев, Х.Хакишева, Х.Мустапаева, А.Ташухаджиева и др. Все они стояли у истоков театра.
В 1960-1980-е годы творческий состав периодически пополняется выпускниками ведущих театральных ВУЗОВ Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Воронежа. Ученики выдающихся театральных деятелей М.Минаева, И.Савельева, В.Стржельчика, Г.Товстоногова, М.Сулимова, С.Гушанского, В.Якута, В.Меркурьева, В.Андреева, оставаясь верными принципам русской психологической театральной школы, органично впитывают накопленный опыт самобытных чеченских артистов, обогащают творческую палитру театра. Основной репертуар театра носит героико-романтический характер. Высокий нравственный пример носит жизнь героев в спектаклях «Бессмертные» и «Совдат и Дауд» А.Хамидова, «Петимат» и «Бешто» С.Бадуева, «Из тьмы веков» И.Базоркина, «Сид» Корнеля, «Кровавая свадьба» Г.Лорки. Высокая классика повышает профессиональный уровень его создателей, дает зрителю сильный духовный заряд. Мощные по силе воздействия на зрителя образы создают артисты М.Давлетмирзаев, Н.Хаджиева, Д.Омаев, З.Багалова, Ю.Идаев, М.Дудаев, Р.Гичаева, А.Марисултанов.
Театр знакомит со своим творчеством многонациональную зрительскую аудиторию Москвы, Ленинграда, Грузии, Казахстана, Республик Северного Кавказа.
Во время гастролей в Москве в 1984 году и в Ленинграде в 1986 году, подчеркивая художественную одаренность и мастерство артистов, авторитетные театральные критики отмечали: «В спектаклях молодых режиссеров М.Солцаева и Р.Хакишева сочетаются масштабность философских обобщений, решение проблемы «человек и общество», органичное слияние лирики и романтики».
С чеченским театром сотрудничали известные мастера театрального искусства России – режиссеры, художники, композиторы, хореографы: Б.Шатрин, А.Славин, В.Серебровский, К.Мурзабеков, М.Таривердиев, Ю.Громов.
На афише театра наряду с популярными драматургами А.Хамидовым, И.Базоркиным появляются имена Л.Яхъяева, М.Ахмадова, С.Гацаева, С.Чахкиева, С-Х.Нунуева. По их пьесам создаются разножанровые спектакли, поднимающие остросоциальные проблемы. Созданием ярких, содержательных образов отмечена талантливая игра артистов Х.Азаева, А.Джамаева, З.Айдамировой, Б-А.Вахидова, С.Докаева, З.Радуевой.
Чеченские композиторы, хореографы вносят в спектакли богатый национальный колорит, это А.Шахбулатов, С. и А.Димаевы, С-Э.Януркаев, Д.Музакаев.
Творческий состав театра пополняется талантливой молодежью: режиссер Х.Гузуев, артисты Х.Кутаев, Х-Б.Исраилов, С.Оздамирова, У.Зубайраев, М.Атаев, А.Муртазалиева, Д.Шахбазова.
Следствием высокого творческого подъема театра явилось присуждение в 1977 году Государственной премией РСФСР спектаклю «Песни Вайнахов». Ведущие театроведы страны признают: «Песни Вайнахов» во многом поучительны для всего российского сценического искусства, труд их создателей во главе с Русланом Хакишевым справедливо увенчан Государственной премии РФ».
В 1983 году спектакль Мималта Солцаева «Лениниана», также удостоится Государственной премии РСФСР.
«Театр, - отмечал К.С.Станиславский, – лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств». Чеченский театр успешно реализует эту истину. Наряду с пьесами русских авторов, близких чеченскому зрителю, становятся пьесы грузина О.Иоселиани, белоруса А. Макаенка, киргиза Ч. Айтматова, молдаванина И.Друцэ, аварца Р.Гамзатова, татарина Т.Минуллина, осетина Г.Хугаева и др.
Спектакли театра удостаиваются высоких оценок на фестивалях драматургии народов СССР, РСФСР, Болгарии, Венгрии.
Середина 80-х годов отмечена в творчестве театра появлением масштабных спектаклей на ранее запрещенную тематику истории чеченского народа. Это «Земля отцов» Р. Хакишева (по мотивам чеченского фольклора), «Свобода или Смерть!» М. Солцаева (о Шамилевском периоде Кавказской войны), «Когда рушится мир» О.Иоселиани и Р.Хакишева по мотивам повести А.Казбеги «Элисо» (об акции царской империи по выселению 25 тысяч чеченцев в Турцию), «Один лишь Бог…» С-Х.Нунуева (о депортации вайнахов в годы сталинских репрессий в Казахстан и Среднюю Азию).
Несмотря на драматическое содержание этих произведений, спектакли объединяет единая тема – призыв к торжеству разума, назидание о том, что в каких бы тяжелых условиях не оказывался Человек, он должен сохранять в себе лучшие нравственные, духовные качества своего народа – стойкость, любовь к Родине и истинно человеческое достоинство.
С 1999 года театр выступает перед беженцами из ЧР в Ингушетии, КБР, КЧР, в районах Чеченской Республики со спектаклями и комедийным представлениями по произведениям А.Хамидова, Х.Ошаева, С.Чахкиева, Н.Гоголя, А.Франса. С 1998 по 2002 год проходят выступления артистов в ФРГ, Англии.
Особое внимание Чеченский государственный драматический театр им.Х.Нурадилова уделяет проблеме духовного, эстетического воспитания подрастающего поколения. В школах республики ведущие артисты театра, следуя программе ЮНИСЕФ, ставят спектакли на тему «Жизнь без мин», проводят занятия с детьми, приобщая их к миру искусства.
За период с 2003 года театр поставил для детей шесть спектаклей, среди них одно из самых гуманных произведений ХХ века «Маленький принц» С.Экзюпери (инсценировка Р.Хакишева). «Маленький принц» поставлен при поддержке отделения МККК. Благотворительные показы спектакля прошли для учащихся городов и районов ЧР.
В 2006 г. театр был награжден почетным Дипломом благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери в России».
Театр успешно знакомит с чеченской театральной культурой широкую многонациональную зрительскую аудиторию. Это происходит на ежегодных фестивалях национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ». Спектакль «Женитьба», поставленный в 2000 году по пьесе Н. Гоголя, был признан лучшим. Спектакль «Бож-Али» А.Хамидова в 2002 году удостоился почетного Диплома Министерства культуры СО-Алания и Союза театральных деятелей РФ. «Скапен, спаси любовь!» Мольера, поставленный при поддержке Академического Мариинского театра Санкт-Петербурга, в 2006 году удостоился наград по двум номинациям, одна из которых - «Высокая культура». Спектакль с успехом показывался в Москве в 2005 году в рамках знакового мероприятия «Дни культуры Чеченской Республики в Москве».
При творческом участии работников Чеченского театра в 2005 году возродил свою деятельность Государственный русский драматический театр им.М.Лермонтова. Государственный драматический театр им. Х. Нурадилова участвует во всех культурных мероприятиях, благотворительных акциях, которые проходят в нашей республике.
Репертуарная политика театра ориентирована на создание спектаклей, способствующих возрождению духовных ценностей народа, отражающих идеи гуманизма, современные проблемы республики, страны.
С волнением восприняла общественность республики спектакль «Обет» (героическая драма Л.Яхъяева в постановке Р. Хакишева), посвященный памяти Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова.
К восстановлению своего здания в 2008 году театр готовит следующие постановки: популярная комедия А.Хамидова «Бож-Али», трагифарс М.Ахмадова «Ушедший за саваном», криминальная драма А.Мусаева «Расплата», музыкальная драма У.Гаджибекова «Аршин Мал Алан».
Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова стремится следовать характеристике, данной ему в книге «Многоязыкий театр России»: «Активное неприятие рабства в любых, самых замаскированных и неприметных проявлениях, утверждение человеческого достоинства и высокой нравственности, яростная борьба за человека - все это и определяет особое лицо театра, носящего имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова».
checheninfo.ru