ДАЙДЖЕСТ: |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Устное народное творчество (фольклор) чеченцев и ингушей, так же,как и у соседних народов Северного Кавказа, составляли песни,сказки, предания, сказания, пословицы, поговорки,героико-исторические песни. Главенствующую роль в чечено-ингушскомфольклоре занимают героико-исторические песни, характеризующие важный этап в развитии художественно-эстетической мысли народа. Этипесни возникли в XVII-XIX веках, в период борьбы вайнахов за земли на равнине против иноземных захватчиков.
Известно, что в начале XIX века активизируется экспансия царизма на Кавказе, и в частности - в Чечено-Ингушетии. У чеченцев и ингушей растет национальное самосознание. Они одновременно ведут борьбу против местной знати и царских колонизаторов. Последние жестоко обращались с коренными жителями: сжигали дотла села, угоняли скот,за неповиновение горцев жестоко карали.
Героические песни вайнахов. Вполне естественно, что в устном народном творчестве вайнахов нашел отражение период завоевания Кавказа. Большой популярностью пользовались в то время песни о Бейбулате Таймиеве, с которым встречался великий русский поэт А. С. Пушкин в Арзруме в 1829 г.. Борьба местных народов против колонизаторов в пору наместничества генерала А.П. Ермолова отражена в песне "Разгром Дады-Юрта". Позже этот же мотив встречается в разных вариантах песни "Алибек-Хаджи Зандакский", относящейся к концу XIX - началу XX в.
Во второй половине XIX в. появляются песни, в которых наиболее ярко отображена социальная несправедливость, когда бедные и обездоленные горцы в одиночку выступали против местных и царских властей, за что их жестоко наказывали и ссылали в Сибирь. Такимипеснями являются "Песня каторжника>, "Песня о бесчестном мулле и прекрасной Зайнап" и др.
Абречеcкие песни вайнахов. В конце XIX - начале XX в. появляются абреческие песни. Герои этих песен - абреки - заступники народа. Борьба абреков носила стихийный характер,они выступали в одиночку или небольшими группами. Большой популярностью пользовались песни о бесстрашном чеченском абреке Зелимхане: "Песня о Зелимхане", "Нападение Зелимхана на Кизляр", "Горы высокие" и др.. В более поздних песнях чеченцев и ингушей проводится уже идея неодиночной борьбы с врагами, а совместной, как, например, в песне "К птице".
В устном народном творчестве терских и сунженских казаков также преобладали жанры исконно русского фольклора (былины, исторические песни, обрядовая поэзия). Основные произведения фольклора казаков были посвящены местным событиям и особенно - периоду Кавказской войны. Хотя царизм постоянно втягивал казаков в борьбу против горцев, но традиционная дружба между вайнахами и казаками, сложившаяся на протяжении веков, продолжала укрепляться и расширяться. Об этомсвидетельствуют такие песни, как "Ахмад Автуринский", "Эли, сын Умаров, из Акки" и др.
Чечено-Ингушетия в трудах русских ученых, писателей и поэтов. Издавна русских ученых, писателей и поэтов привлекал Кавказ. Здесь побывали в свое время А. Вестужев-Марлинский, А.Одоевский, А. Полежаев, А. Грибоедов, классики русской литературы -А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др. В XIX - начале XX в. в русской печати появляются публикации историков, этнографов, лингвистов и литературоведов Н. Ф.Грабовского, А. П. Верже, Г. А. Вертепова, Н. С. Семенова, А. П. Ипполитова, П.И. Головинского об устной поэзии чеченцев иингушей.
Чечено-Ингушетия в трудах чечено-ингушских просветителей. Позже в печати стали выступать представители местной интеллигенции:И. Цискаров, У. Лаудаев, Ч. Ахриев, И. Мутушев, Т. Эльдарханов и др.В 1848 г. бацбиец И. Цискаров впервые в газете "Кавказ" напечатал в переводе на русский язык тушино-чеченские песни. Большое значение для просвещения чечено-ингушского народа имела публикация переводов произведений устного народного творчества вайнахов на русский язык, сделанных Т. Эльдархановым.
Русские ученые-лингвисты о Чечено-Ингушетии. Ученые-лингвисты А. Шифнер, П. Услар, И. Бартоломей оставили записи пословиц, рассказов и сказок чеченцев и ингушей. В работе П. К. Услара "Чеченский язык" приводятся пословицы, сказки, предания и т.д.
Первый ингушский этнограф Чах Ахриев. Первый ингушский этнограф Чах Ахриев в 1870 - 1875 гг. собрал большое количество фольклорных материалов о возникновении Назрановского, Галгаевскогои др. ингушских обществ, записал и сделал перевод на русский язык. Ценны также записи Ч. Ахриева о преданиях ингушей о солнце, земле,морях, горах, заездах) и человеке.
Первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев.
В 1872 г. офицер царской армии чеченец Умалат Лаудаев собрал некоторые сведения о преданиях и сказаниях о Чечне.
Чеченские песни 1852 г. в записи Л. Н. Толстого. Высоко отзывался о горском фольклоре Л.Н. Толстой. Он отмечал, что "предания и поэзия горцев - сокровища поэтические, необычайные". В 1852 г.Л. Н. Толстой записал от своих приятелей (кунаков) Балты Исаева и Садо Мисирбиева две чеченские песни. Это были первые чеченские песни с подстрочным переводом. В 1875 г. Л.Н. Толстой прочел подстрочный перевод чеченских песен "Высохнет земля на могиле моей" и "Песнь о гехинском Хамзате (Гамзате)" в "Сборнике сведений о кавказских горцах". Впоследствии Л. Н. Толстой использовал эти песни в повести "Хаджи-Мурат".
Работа П. К. Услара "Чеченский язык". В 1862 г. на основе русской графики П. К. Усларом был создан чеченскийалфавит и оригинальный труд - "Чеченский язык".
Буквари, написанные К. Досевым и Т. Эльдархановым. Чеченцами Кеди Досовым и Т. Эльдархановым были написаны буквари. Арабисты Ю. Веденский, Ш. Сугаипов, А. Тучаев и др. предприняли попытку создать стихотворения на арабском и чеченском языках, но безуспешно. В целом, в XIX - начале XX в. устное народное творчество вайнахов сыграло большую роль в развитии и становлении письменной литературы народа.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии