ДАЙДЖЕСТ: |
Давуд Кахриманов и Камиль Джабраилов
Анализ комментариев дагестанских пользователей в сети отражает раскол, существующий в обществе.
Будущее Дагестана во многом будет зависеть от того, как и в какую сторону пойдет молодежь республики. Ни для кого не секрет, что за последние десятилетия выросло целое поколение людей, которые испытали на себе все прелести социально-политических и экономических пертурбаций постсоветского периода.
Эти люди стали свидетелями яростного внутрисоциального конфликта, который втянул в себя не одну сотню молодых жизней. Однако худшим в данном случае становится то, что до сих пор в дагестанском обществе нет однозначного понимания происходящих событий. И сегодня на передовой этих противоречий находится молодежь, которая становится жертвой существующего порядка.
Полярные позиции
Учитывая остроту религиозно-политического противостояния в современном Дагестане и учитывая предельную полярность в оценке этих процессов в среде молодежи, мы условно разделим сегодняшних молодых дагестанцев на две большие группы.
На тех, кто поддерживает идею создания шариатского государства и считает, что это может и должно произойти только силовым путем и тех, кто считает, что государство должно вести непримиримую борьбу с «лесом», отстаивая светские принципы и единство страны.
Насколько эти группы поляризированы можно оценить разными путями – социологическими замерами, экспертными интервью, контент-анализом страниц в социальных сетях или молодежных форумах.
Мы же в рамках данной статьи для этих целей проанализируем комментарии читателей под статьями на одном из крупнейших информационных ресурсов, освещающих ситуацию на Северном Кавказе – Кавказском узле.
Сторонники шариата
Сторонники вооруженного подполья пытаются представить последних в качестве борцов за справедливость и установление шариата. Так, пользователь Sultan12 пишет, что «они не бандиты, а солдаты оппозиции, выступившие против нынешней коррумпированной и отклоняющейся от велений Корана и Сунны власти».
Он же говорит о несоответствии существующего в современной России порядка требованиям мусульман: «Права мусульман ущемляются налоговым кодексом РФ тем, что ставки, периоды и основание не соответствует закату.
Права мусульман ущемляются тем, что банковская система в РФ ростовщическая и мусульмане не имеют возможности получить кредит на открытие своего дела халяльным путем. Права мусульман ущемляются тем, что РФ не дает права мусульманам воздерживать членов своей общины от прелюбодеяния, посредством наказания, а безнаказанность, как известно, порождает дальнейшие преступления…».
Примечательно, что сама идея построения на территории Дагестана шариатского государства противопоставляется сложившейся в Дагестане атмосфере несправедливости. Как на это указывает пользователь Таке:
«Шариатское государство, которое мы хотим построить, это абсолютно справедливое государство, где уровень коррупции во всех сферах будет нулевой… в этом государстве будут и суперкомпьютеры, и университеты, и больницы, и силовики, и суды, только все это будет настоящее, не как у вас гнилое».
Сторонники светской власти
Им противостоят сторонники политики официальных властей. Так, zena-iva пишет о том, что «убийства и беззаконие пытаются прикрыть борьбой за веру и справедливость».
Обращаясь к оппонентам пользователь призывает: «Живите по Корану, но Коран не говорит, что надо законы государства нарушать. Дагестан — часть России, и отрицать это глупо. У меня в соседях в Сибири две семьи из Ингушетии, живут по исламским традициям, все соблюдают, но и законы России соблюдают — и все в порядке, люди вокруг их тоже уважают, и нет проблем, что они — мусульмане — живут среди православных».
Есть и те, риторика которых сводится к тому, что Республика Дагестан — полноправный субъект Российской Федерации, которому не нужны «шариатские суды», а нужны лишь мир и стабильность. И на пути достижения этого можно и нужно любыми путями искоренять незаконные вооруженные бандформирования.
Так, например, пользователь krovavyy.merin рассуждая о методах борьбы с незаконными бандформированиями пишет: «эти «люди» взрываясь уносят жизни других… лучше сравнять их с землей, чтоб другим неповадно было».
Подчеркивая важность силового фактора в борьбе с вооруженным подпольем maxachkalinec советует: «почаще проводите спецоперации, чтоб криминал знал – наказание ждёт. И вскоре его станет меньше».
Люди устали
Кроме того, среди комментариев этих двух сторон нередко можно встретить мнения тех людей, которые просто устали от творящегося насилия с двух сторон. Так, например, Марьям 2010 в одном из своих комментариев пишет: «У меня сложилось впечатление, что идет целенаправленная игра двух команд «…защитников» и «…охранителей», задачей которых является разжигание раздора и вражды в ранее дружном многонациональном народе Дагестана».
Ее поддерживает Бэн Джойс: «Как понял, никому верить нельзя, обе стороны уж слишком заинтересованы во лжи… У «полисов» это называется «официальная информация», а у конкурирующей организации всегда море свидетелей. У одних официальная информация часто не соответствует действительности, у других свидетели часто видят, что хотят видеть, или просто пудрят мозги, дестабилизируя итак непростую обстановку».
Подобное мнения не является редкостью, так как, по словам, правозащитников в республике уже не один год силовыми структурами практикуются внесудебные казни, похищение людей и подбрасывание оружия.
Так, представитель правозащитного центра «Мемориала» в Дагестане Елена Денисенко на прошедшей 25 мая текущего года в Москве пресс-конференции «Кто срывает мирный процесс в Дагестане» отметила, что с начала мая было похищено 10 человек…у некоторых похищений есть свидетели, которые говорят о причастности к этому сотрудников силовых структур. Это, как правило, люди в камуфляжной форме с оружием в руках.
Действительно, несложно заметить, что меры, которыми пользуются силовые структуры для борьбы с подпольем идут вразрез с общепринятыми стандартами правового государства. Речь тут идет в частности о таких происшествиях, которые оставляют больше вопросов, чем ответов.
Примером может служить случай, произошедший 6 июля инцидент, когда в пригороде Махачкалы, когда несколько молодых людей были застрелены в машине, на которой они предположительно ехали в Махачкалу после завершения коллективной пятничной молитвы в окрестной мечети.
Так пользователь alyaks пишет: «весь Дагестан знает о беспределе этих оборотней, но, к сожалению, кроме понимания, нет действий». Пользователь chilim, в свою очередь, полагает, что «в Дагестане силовики-убийцы свободно действуют с молчаливого согласия руководства республики … Никто не защищен от этого конвейера смерти».
Этот же пользователь проводит параллели между действиями силовиков в Дагестане и Москве. Касаясь события 6 июля, когда после пятничной молитвы полицейскими в пригороде Махачкалы Ленинкенте были убиты три человека, он отмечает: «Попробуй подобное в Москве проведи, на уши поднимут весь мир…».
Выявление третьей силы
Среди комментариев также встречаются и такие, авторы которых считают, что конфликт в Дагестане нагнетается некой третьей силой, которую они, впрочем, озвучить не могут, но уверены в ее существовании.
Например, пользователь Джо Лив задается вопросом: «почему никто из присутствующих не думает о том, что кроме «официальных» силовиков и «муджахедов» в этом конфликте участвует третья сторона. Та, которая всегда остается в тени. Та сила, которая множит ненависть мусульман к власти и ненависть властей к «муджахедам»? Ребята, очнитесь! Ваш враг всегда в тени остается и управляет вашим гневом и ненавистью и направляет ее в выгодное для себя русло».
Таким образом, новостные интернет-ресурсы становятся площадкой для довольно оживленных споров между сторонниками и противниками политики официальных властей на Кавказе и, в частности, в Дагестане.
«Шариатская» тематика при этом гармонирует с такими явлениями дагестанской обыденной жизни, как теракты, покушения, похищения, ликвидации и прочее. Поэтому неудивительно, что споры вокруг того или иного события в республике все чаще перерастают в словесную перепалку, далекую от конструктивного диалога между сторонами.
Здесь хотелось бы поддержать пользователя под символичным ником КГБ, который в весьма эмоциональной форме обратился дагестанцам: «Братья, сестры, дагестанцы. Ради Аллаха, давайте не будем унижать и оскорблять друг друга. Давайте искать выход из этого хаоса, который твориться на нашей родине. Оскорблениями и унижениями друг друга мы ни к чему не придем, клянусь».
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии задействована в расчистке дорог дополнительная снегоуборочная техника
Японские ученые представили машину для очистки человеческого разума и тела
СЕВАСТОПОЛЬ. Паром в Севастополе возобновил работу после непогоды
КАРАБАХ. Яков Кедми об "Орешнике", перемирии Израиля и Ливана, "Хезболле", Иране и Трампе
Верхний Ларс сейчас: проезда в Грузию ожидают почти 2,5 тыс фур
Прерванное из-за снегопада электроснабжение восстановили на Ставрополье
Путин заявил о необходимости укреплять связи между РФ и Казахстаном
КРЫМ. Крымчанин получил 16 лет колонии за вербовку в подпольное движение