Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чеченское телевидение. Начало


Просмотров: 7 966Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Первый камень в фундамент будущего Грозненского телецентра был заложен в 1958 году. Это событие и считается днем рождения чеченского телевидения. Здание его было возведено в самом красивом уголке города – в парке культуры и отдыха им. С.М. Кирова – на берегу р. Сунжа, делающей в этом месте как бы круг почета зеленому полуострову в центре Грозного.

 

В ноябре 1959 года строительство двухэтажного здания телецентра было завершено . Еще более полугода шло техническое оснащение его. В нем были созданы самые современные по тем временам условия для вещания. Удобные и уютные редакционные кабинеты по периметру второго этажа, дикторские и светлые гримерные комнаты и костюмерные, студии записи, цеха кинопроизводства, по обработке и монтажу киноматериалов, просмотровый, кинопроекционный и актовый залы. Большое, вместительное хранилище фондов кино и фото. Просторная аппаратная с режиссерским и звукорежиссерским пультами и, конечно же, павильон размером в 200 м2. Он был самым большим на Северном Кавказе – высотой в два этажа. В нем можно было проводить самые массовые передачи.

 

Телевизионное вещание ведется на трех языках: русском, чеченском, ингушском.

О первых днях работы Грозненской студии телевидения так вспоминал один из первых ее сотрудников, журналист, пенсионер Махамди Садулаев: «На Грозненское телевидение я пришел первого июня 1960 года. Велись еще только пробные передачи. Грозненская студия телевидения вошла в Чечено-Ингушский комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ЧИАССР, председателем которого назначен был Сергей Михайлович Лагутин.

 

Первыми редакторами были известные чеченские писатели Нурдин Музаев, Хасмагомед Эдилов. Первыми телеоператорами были Юрий Чекашкин, Евгений Новиковский. Первые дикторы: на чеченском языке – Султан Гулиев, на ингушском – Лида Яндиева, на русском – Ольга Левченко, чуть позже пришла и Алла Зинченко.

Были в первых рядах редакторов и молодые писатели и журналисты: Ямлихан Хасбулатов, Султан Юсупов, Виктор Богданов, Адам Каратаев, Султан Нураев и другие.

 

Позднее пришел на телевидение и Адиз Кусаев. Он был старшим редактором литературно-драматического отдела, в котором я проработал около девяти лет. Уйдя из телевидения, я оставался его внештатным сотрудником. И Адиз Кусаев часто поручал мне поготовить ту или другую передачу. Будучи работником Ачхой-Мартановской районной газеты, я имел хорошие возможности выполнять его поручения.

Об особенностях первых лет работы чеченского телевидения один из его первых сотрудников, еще будучи учеником школы приглашенный читать тексты детских передач, Шамсуддин Магомаев вспоминал: «У истоков чеченского телевидения стояли: дикторы Султан Гулиев, Лидия Мейсигова, Аднан Хатуев, Ольга Левченко, Алла Куликова, звукорежиссер Вадим Беспалов, редакторы Султан Юсупов, Адам Каратаев, Вера Руденко, телеоператоры Александр Петров, Нариман Кузахметов, кинооператоры Юрий Тимофеев, Николай Куан, режиссеры Маргарита Кириллова, Ваха Насардинов и другие. Это были профессионалы высокого класса, настоящие мастера своего дела, телевизионщики от Бога.

 

Особенностью и ценностью первых телепередач было то, что все они придумывались здесь же, в студиях, потому что скопировать с чего-то было невозможно: показывал только местный канал, трансляции других, московских, каналов не было до 1967 года… Да и вообще все шло в прямом эфире, записывать тогда еще не умели – все было живое, искренное, сиюминутное, осязаемое.

Колоссальным успехом пользовались программы на чеченском языке особенно передачи старшего редактора художественных программ на чеченском языке С. Юсупова «Синкъерам» и «Сарахь-суьйренца». Султан был одним из первых профессионалов, кто закончил факультет журналистики Ростовского государственного университета.

В Чечено-Ингушской АССР с 15 мая 1960 года, после завершения строительства телевизионного центра, регулярно стали вестись телевизионные передачи. Большую помощь Чечено-Ингушскому комитету по телевидению и радиовещанию в организации этой работы оказали журналисты и режиссеры Центрального телевидения и Госкомитет Кабардино-Балкарии по телевидению и радиовещанию.

 

В 1961 году Комитет по радиовещанию Постановлением Совета Министров ЧИАССР был преобразован в Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ЧИАССР. Первым его руководителем – председателем – был назначен Сергей Михайлович Лагутин, первым директором телецентра – Георгий Леонтьевич Абашидзе, главным инженером – Селим Эскиевич Хациев.

В разные годы после С.М. Лагутина председателями Гостелерадио ЧИАССР и Чеченской Республики были: Юрий Витальевич Мареченков, Беслан Халадов, Рамзан Хаджиев, Салавди Яхъяев, Хусейн Гузуев, Зулай Булуева, Ваха Дыхаев, Луиза Хажгириева, Лема Дагалаев, Лечи Баканаев, Зиявди Белоев, Аламахад Ельсаев и другие.

Параллельно со строительством телецентра шла комплектация журналистского, режиссерского, операторского и технического состава и обучение кадров особенностям работы на телевидении.

 

Передачи велись на трех главных в республике языках – русском, чеченском, ингушском по 50, 30, 20 процентов соответственно. Были созданы русские, чеченские и ингушские редакции: общественно-политических, информационных, художественных программ, пропаганды, писем, сельского хозяйства, промышленности и транспорта, детских, молодежных и спортивных передач, обменная и кинопрограмм. И сердце телевидения – отдел выпуска, в котором планировалась работа студии на месяц и квартал, и верстались недельные и ежедневные программы передач.

 

Творческое руководство ими осуществляли главные и старшие редакторы. Причем, главных редакторов всегда было двое – программ на русском языке и программ – на чеченском и ингушском. Первыми главными редакторами телевидения были: Иван Ильич Гвоздиков, опытный журналист, редактировавший до этого республиканскую молодежную газету «Комсомольское племя», и Магомед-Салах Абубакарович Саламов. Затем в разные годы главными редакторами телевидения работали писатель Зайндин Муталибов, Василий Афанасьевич Горемыкин, поэты и журналисты: Адиз Кусаев, Ямлихан Хасбулатов, Виктор Богданов и другие.

Первыми старшими редакторами телевидения были: Султан Юсупов, Адам Каратаев, редакторами: Султан Нураев, Сулейман Дукузов и так далее. Позже, в разные годы старшими редакторами работали: Софья Ивановна Сергеева, Яков Вайхсельбаум, Лариса Умайская, Ибрагим Джабиров, Руслан Караев, Зоя Михайловна Ашихмина, Тамара Мальсагова…

 

Первыми редакторами и корреспондентами были: Ямлихан Хасбулатов, Виктор Богданов, Нурдин Музаев, Хасмагомед Эдилов, Адам Каратаев, Сулейман Дукузов, Султан Нураев Марк Фример и другие. Позже, в семдесятые-девяностые годы ХХ в. их ряды пополнили тогда молодые журналисты: Зулай Булуева, Хамзат Тухашев, Аднан Хатуев, Лиза Карнаева, Ваха-хаджи Амаев, Саид Баширов, Тамара Юнусова, Лиля Нашхоева и другие.

С первых дней Грозненскую студию телевидения (ГСТ) возглавлял заместитель председателя госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию Николай Григорьевич Петров. После ухода его на пенсию – в 1980-2000 гг. – в разное время заместителями председателя Гостелерадио были: Анатолий Ковалев, Рамзан Хаджиев, Магомед-Салах Саламов …

 

Режиссерскую группу с первых дней возглавила главный режиссер Маргарита Яковлевна Кириллова, в конце семидесятых годов главным режиссером стал Ваха Баудинович Насардинов, который с начала вещания телевидения работал режиссером редакции художественных программ. Кроме него в разные годы на Грозненской студии телевидения работали режиссеры: Роза Третьякова, Нинель Золотарева, Петр Мусаев, Руслан Магомедов, Маргарита Винокурова, Ирина Шамилева, Ольга Романова, Зоя Шахбулатова, Анатолий Пономаренко, Айшат Джабраилова и другие.

 

Телевидение Чечено-Ингушетии впервые вышло в 1960 году. Случилось это вечером 14 мая, когда засветились голубые экраны телевизоров в г. Грозный и селах республики и к прильнувшим к телевизорам людям впервые со словами приветствия обратились первые дикторы Ольга Романова, Султан Гулиев: «Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире Грозненская студия телевидения!». И в эфир вышла первая информационная программа.

В эфир передачи транслировались со 120-метровой телевышки, построенной на самой высокой точке г. Грозного – на вершине горы Сюир-Корт в Октябрьском районе. Принадлежала она Радиотелевизионному передающему центру (РТПЦ), работающему в Чечено-Ингушетии с 1934 года. Видный из всех концов равнинных районов республики от Черных гор до Терского хребта, от Гудермеса до Горагорска этот ажурный красавец стал телевизионным символом Чечено-Ингушетии.

 

Ретрансляторов еще не было, поэтому телесигнал не проходил дальше Терского хребта и Черных гор, Гудермеса и Горагорска и жители за этими пределами практически передачи Грозненской студии телевидения не видели. Да и телевизоров было мало, поэтому у счастливого обладателя «волшебного ящика» по вечерам собирались все соседи – от мала до велика.

Но всего лишь через четыре года, в 1964 году, положение начало резко меняться. В Грозном появилась первая передвижная телевизионная станция «Магнолия». Но простор ее применения, к сожалению, тоже был ограничен: она могла транслировать передачи только из зоны прямой видимости телевышки. И все же она внесла разнообразие в телепрограммы.

 

В том же году началось строительство сети мощных ретрансляторов на Терском хребте, в пос. Горагорск, г. Гудермес, Ножай-Юртовском и других горных районах, в Ингушетии.

«Сейчас у нас в республике (Чечено-Ингушетии – А.К.) действуют две радиостанции, телевизионный центр, передвижная телевизионная станция. Общий объем местного радиовещания и телевидения достигает шестнадцать часов в сутки… В республике растет количество радиоточек, радиоприемников, телевизоров. Теперь у нас насчитывается более 90 тысяч радиотрасляционных точек и более 160 тысяч радиоприемников и телевизоров. Передачи Грозненской студии телевидения устойчиво принимаются на более чем 80% территории республики и частично в Дагестане, Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии».

Особое внимание обращали тележурналисты передачам по патриотическому, интернациональному, нравственному и трудовому воспитанию молодежи, сознавая огромное влияние телевидения на зрителей и эффективность телепередач.

 

Были и такие многие передачи, которые носили игровой, постановочный, рекреативный (развлекательный) характер. Регулярно готовились телепостановки по сценариям самих тележурналистов, многие из которых были писателями и драматургами. Огромной популярностью пользовались и самые восторженные отклики получали и такие постановочные передачи о народных традициях и обычаях, как «Синкъерам» («Посиделки»), «Сарахь-суьйренца» («Вечером – вечерочком»), «Теремок» (сказка для самых маленьких), различные «Огоньки», музыкальные программы («С песней по жизни», «Тем, кто дружит с песней», «В сельском клубе», «Новые имена», «По вашим письмам», «Звучащие строки»); показы спектаклей драматических театров.

Это все давало повод утверждать, что радио и телевидение вносят огромные изменения в культурное развитие республики.

 

Еще более мощный толчок развития получило чеченское телевидение в восьмидесятые годы хх столетия. Вот некоторые этапы его: 1969 г. – получен первый телесигнал из Москвы, началась трансляция первого канала ЦТ по республике;

1971 г. – от Москвы до Грозного через Ардон и знаменитые «Эльхотовские ворота» проложена радиореленейная линия. С вступлением ее в строй «телезрители Чечено-Ингушетии стали принимать три программы Центрального телевидения и одну местную». 1977 г. – все советское телевидение становится цветным. Получив в том же году передвижную телевизионную станцию (ПТС) типа «Лотос», в цветном изображении стали транслироваться и передачи Грозненской студии;1978 г. – в «республике построена сеть мощных ретрансляторов».

 

Бывший работник телевидения, проработавший в коллективе студии около тридцати лет, Ибрагим Джабиров вспоминает:

- В 70–80-е годы телевидение стало своеобразным членом семьи в каждом доме. Помимо показа театральных спектаклей оно осуществляло и собственные тематические постановки. Их ставили режиссеры Ваха Насардинов, Сулумбек Мамилов и другие знатоки телевизионного дела. Документальные телефильмы, снятые по сценариям тележурналистов, занимали первые места на Всесоюзных и Всероссийских конкурсах и кинофестивалях. Телезрители того времени хорошо помнят эти фильмы: «Крановщица», «На земле вайнахов», «В стране башен», «В горах Чечено-Ингушетии» и подобные им, снятые Б. Насимовым, С. Мамиловым и другими. Их можно считать сегодня золотым фондом документалистики Чечни.

 

В те годы при очень слабых технических возможностях телевидение проводило сложнейшие телемосты не только с соседними республиками, но и с далекими странами Казахстаном, Киргизией и другими. Они способствовали укреплению интернациональный дружбы народов.

Очень трудное, сложное и ответственное это дело – творчество телерадиожурналиста, поэтому раньше им становился только имевший высшее образование, широкий кругозор и только тот, кто проходил через жесточайшие конкурсы и с обязательным двухмесячным испытательным сроком.

В 1980 году «нештатный актив радио и телевидения насчитывает более 200 рабочих и сельских корреспондентов. Это были люди, хорошо знающие и любящие свое дело.

 

С целью ускорения роста влияния и приоритета телевидения в воспитательном процессе в 1979 году была «вдвое расширена производственная площадь телецентра, построена трехэтажная административно-редакционная пристройка, внедрено новое оборудование, расширено документальное и телевизионное кинопроизводство, введена в эксплуатацию аппаратная видеозаписи: только в этом году впервые видеозапись пришла в Грозный, до этого – двадцать лет – телевидение работало в режиме прямого эфира.

На первое января 1980 года более 90 % населения охвачено телевизионным вещанием;

1980 г. – в г. Грозный установлен «мощный передатчик, он транслирует передачи на город и все районы республики. Оборудование для линии поставляется предприятиями Венгерской народной республики»;

 

1980 г. – оборудована первая студия монтажа видеозаписей. Монтаж велся на огромных, «толстых», высотой выше человеческого роста, видеомагнитофонах Кадр-ЗПМ с полуметровыми в диаметре бобинами с широкой (5 см) пленкой, весом с полной намоткой не менее пяти килограмм.

И все эти годы «в подготовке интересных, содержательных передач, в постановке важных, актуальных, проблемных тем большую помощь журналистам оказывали рабочие и сельские корреспонденты. Этому придавалось большое значение во все времена.

В отчете председателя Союза журналистов Чечено-Ингушетии за 1974-1976 годы на съезде республики 2 декабря 1976 года в разделе «О задачах работников средств массовой информации и пропаганды» говорилось:

 

«В ряду средств массовой информации республики большую роль играет телевидение…». В 1957 году при Комитете по телевидению и радиовещанию был создан оркестр народных инструментов. Первым руководителем его был композитор Александр Халебский. После него в разные годы оркестром руководили композиторы: Аднан Шахбулатов, Зайнди Чергизбиев, Юрий Долгов, Али Димаев. Первыми солистами оркестра были: Жансари Шамилева, Айна Асхабова, Мовлад Буркаев, Салман Дацагов. Затем в разные годы в нем пели Имран Усманов, Зелимхан Дудаев, Лейла Мусаева (Ножаева) и другие. На гармони солировал Рамзан Паскаев.

 

Весомый, ежедневный вклад в развитие и популяризацию чеченского телевидения вносила дикторская группа Грозненской студии телевидения. Отбирали их, как правило, очень строго, придирчиво и серьезно: объявлялся конкурс, на котором претендентам давали читать и декламировать вслух (проверка дикции), ходить по сцене (проверка плавности движений, проецировали на монитор лицо (фотогеничность, телегеничность). Обязательно надо было иметь высшее образование.Испытывали будущих дикторов в несколько туров. Оценивал их солидный Художественный совет, состоящий из руководства Гостелерадиокомитета, главных редакторов и главного режиссера телестудии, режиссеров и художественных руководителей драматических театров, представителя Министерства культуры республики и так далее.

 

Об этом так вспоминает Ибрагим Джабиров:

«Было это в самом начале семидесятых годов прошлого века. Как-то я случайно познакомился с интересным человеком – редактором Чечено-Ингушского радио Шамой Цакаевым. Он-то неожиданно и предложил мне записаться на объявленный в студии телевидения конкурс дикторов. Он аргументируя свое предложение, делал акцент на трех аспектах: внешности, манере общения и тембре голоса. Так был сделан мой первый шаг в телевизионную деятельность, без которой я не мыслю себя и сегодня.

Конкурс в 1970 году проходил в три тура и представлял из себя сложнейшее испытание. В комиссию входили ответственные работники из Совета министров, Обкома профсоюзов, Министерства культуры, сектора печати обкома КПСС, все телевизионное руководство и маститые режиссеры театров».

 

После первых дикторов Ольги Романовой, Султана Гулиева, Лидии Яндиевой, Зины Цахиговой, Аднана Хатуева на телевидении «говорителями» работали в разные годы Ибрагим Джабиров, Лиза Бердукаева, Руслан Дукаев, Малика Шахгиреева, Дагмара Уциева, Хамзат Тухашев, Алла Зинченко и другие.

На телестудии было создано и успешно работало кинопроизводство. Съемки осуществляли мастера своего дела, профессионалы высокого класса, кинооператоры: Юрий Чекашкин, Абдулла Багаев, Клара Титова, Владимир Бельфер, Умар Магомадов, члены Союза кинематографистов СССР Юрий Тимофеев, Николай Куан и другие. Режиссерами всех этих документальных и телевизионных фильмов специалисты Грозненской студии телевидения, профессионалы высокого класса: выпускники режиссерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Ваха Насардинов и Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Сулумбек Мамилов и Ратмир Льянов.

 

На Грозненской студии телевидения были сняты почти все известные и ……

За время с 1960 по 1990 г. на Грозненской телестудии было снято около ста документальных телефильмов, которые демонстрировались не только на всех телестудиях Северного Кавказа, но и по трем каналам Центрального телевидения и за рубежом. И всегда они получали высокую оценку телезрителей, руководства республики, Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию СССР и жюри различных Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, смотров и конкурсов документальных фильмов.

 

О высоком профессионализме журналистов, кинооператоров, режиссеров, телеоператоров (Нариман Кузахметов, Адольф Фанкухин, Виктор Колесиников и др.) и о том, что Грозненская студия ТВ считалась одной из самых лучших в Российской Федерации и даже во Всесоюзном масштабе, говорят и такие факты:

- группа наших теле- и кинооператоров, журналистов и режиссеров, единственная из телестудий Северного Кавказа, в 1980 году была приглашена в Москву на Центральное телевидение для подготовки и проведения репортажей и трансляции соревнований и съемок киносюжетов с Олимпиады-80;

 

- наши же специалисты были приглашены Центральным телевидением для подготовки передачи и съемок документального фильма о выставочном павильоне Чечено-Ингушетии, впервые в истории индивидуально открытом на знаменитой Лейпцигской ярмарке в ГДР, в рамках выставочного комплекса СССР в 1982 году. Там, наглядно показывая и рассказывая гостям об одаренности чеченского народа, вырезал фигурки из дерева знаменитый скульптор И. Дутаев и ткали вручную ковры чеченские ковровщицы;

 

- за большой вклад в развитие Чечено-Ингушского телевидения, высокий профессионализм, творческие успехи и в связи с тридцатилетием деятельности Чечено-Ингушской телевизионной студии почетное звание «Заслуженный работник культуры ЧИАССР» было присвоено в 1990 году Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР шести сотрудникам телевидения (Адизу Кусаеву, Ибрагиму Джабирову, Лилихан Аушевой и другим).

В начале восьмидесятых годов во много раз увеличилась аудитория телевидения и радио. Построены радиорелейная линия, радиостанция РВ-23, множество телеретрансляторов. Поэтому смогли послушать радио и посмотреть телепередачи местного и центральных каналов в любом уголке Чечено-Ингушетии и в соседних республиках. С каждым годом росло число продаваемых населению радиоприемников и телевизоров.

 

В 70-90-х годах XX в. творческий коллектив Грозненской студии телевидения считался одним из лучших не только на Северном Кавказе, но и во всей России, хочется привести еще одно свидетельство – воспоминания ветерана телевидения Виктора Богданова. Он пишет:

- Мы, тележурналисты, делали программы во всех классических жанрах: информационные, аналитические, тематические, политические, общественно-социальные, детские, спортивные. Использовали все возможности передвижной телевизионной станции, а затем – и записывающей видеотехники.И не удивительно то, что в 1990 году программы, подготовленные нашими творческими силами для Центрального телевидения, заняли все четыре квартала первые места.

Неоожиданно новым поворотом в развитии телевидения и радиовещания стали пресловутые гласность и перестройка.

 

Сильнее всего гласность сказалась на деятельности прессы, телевидения и радио, потому что всегда, как правило, именно они имеют самое мощное влияние на общественную жизнь. И еще потому, что победу «в схватке одержит тот, кто оседлает прессу, телевидение и радио. Самая страшная сила – это солдаты с микрофонами, камерами, ручками, а не с автоматами Калашникова. Солдаты-журналисты поражают мозг, а не туловище. Главная война – война информационная. Неважно, что ты делаешь, важно, как творимое тобой доносится до общества».

 

Как и во всей России, в Чечне тоже была разрешена многопартийность, общественные движения. И сразу же возникли: Народный фронт, Вайнахская демократическая партии, Зеленое движение и другие. Ослабло давление цензуры, в программах и в эфире телевидения и радио появились передачи на запретные ранее темы, собеседники, появление которых на экране телевидения еще год-два назад невозможно было вообразить даже в самых фантастических снах.

 

Вспоминая об этом, ветеран тележурналистики Хамзат Тухашев пишет:

- С восторгом приняли мы горбачевскую перестройку. Легче стало работать. Цензуры стало меньше. В это время первым на Чечено-Ингушском телевидении я начал часовой проект в прямом эфире «Ваше мнение». На первую передачу я пригласил тогдашнего муфтия Шахида-хаджи Газабаева. Это было первое в истории появление духовного лица на нашем телеэкране. После этого были «Назманаш». Тоже впервые. Много интересного было в моей журналистской практике.

 

«В 1991 году после поражения Государственного Комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) настали революционные времена, и республика забурлила митингами. Каждый день телестудию осаждали гвардейцы Общенационального конгресса чеченского народа. По зданию бродили вооруженные, мрачные люди, называющие себя охраной. От желающих показаться на телеэкране отбоя не было…

Началось уничтожение чеченского телевидения после тридцатилетней успешной работы и развития…

 

А. Кусаев,ветеран телерадиожурналистики, заслуженный журналист ЧР




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"