ДАЙДЖЕСТ: |
Чечено-Ингушский Государственный ансамбль песнги и танца был образован в 1939 году Его создавали корифеи песенного и танцевального искусства - такие, как известный исполнитель характерных танцев Ваха Дакашев, драматург Абдула Хамидов, Ваха Татаев, бывший в то время Министром культуры ЧИАССР. Первоначально коллектив состоял из большого хора и пятнадцати исполнителей народных танцев.
В 1940 году ансамбль отправился на свои первые гастроли в Пятигорск, а затем в Москву. В это время в нем уже танцевал блестящий мастер танца, ставший легендой мировой хореографии XX века, великий танцор Махмуд Эсамбаев, которому было в ту пору всего пятнадцать лет.
Известные на весь Кавказ чеченские танцовщики: Андарбек Садыков, Ваха Дакашев, Гелани Юсупов воистину прославили чеченский народный танец в широком его понимании. Своими искрометными, виртуозными, в истинно народном духе, танцами они притянули на сцену людей, склонных к самодеятельному искусству, а его поклонников - в зрительный зал.
И только было заговорили о них и о достоинствах чеченского танца, вобравшего в себя великие таинства. как чеченцев оторвали от родных мест и выслали в Казахстан, Сибирь, Киргизию.
В 1944 году, 22 февраля, накануне зловещего и черного дня для всего чеченского народа, после городского концерта, артистов ансамбля заставили сдать все концертные костюмы, не объяснив, для чего. Такова была трагическая участь, постигшая коллектив впервые.
Только в 1956 году начался процесс восстановления нашей республики. В труднейших условиях была развернута работа по созданию первых очагов культуры. По всему Казахстану и просторам Центральной Азии был объявлен конкурс, для участия в нем делались попытки привлечения самодеятельных музыкантов, вокалистов, танцоров. Победившим в нем оказывалось содействие в их беспрепятственном возвращении на родину. В Алма-Ате была отобрана группа, уже в ЧИАССР ее участники начали отрабатывать песенные и танцевальные номера. Руководил репетициями Гелани Юсупов. По возвращении в Грозный руководителем ансамбля был назначен композитор Н. Халебский, балетмейстером - Г. Юсупов. В удивительно короткий срок была подготовлена по-настоящему интересная и разнообразная концертная программа. Уже в мае 1957 года дали первый концерт. Это произошло в Грозном - столице восстановленной Чечено-Ингушетии, в зале филармонии. Представители старшего поколения были свидетелями отточенного танцевального искусства и мастерского по своему хореографическому замыслу, в сочетании с традиционными элементами, характерного чеченского танца. Изящество, грация, великолепие костюмов, зажигательные мелодии в виртуозном исполнении оркестра народных инструментов... Сколько вдохновения «Вайнах» дарил зрителю.
Неоценимо большой вклад в дело восстановления и дальнейшего творческого развития ансамбля и чеченского искусства в целом внесли прославленные балетмейстеры того времени Отари Мунджишвили и Георгий Дзыба.
Хореографическая композиция «Под небом вайнахов» в постановке Георгия Дзыбы спустя несколько десятилетий остается одной из лучших работ ансамбля. Благодаря своему удивительному педагогическому таланту Георгию Каплановичу и Отари Шалвовичу удалось воспитать целую плеяду прекрасных [танцовщиков, выдающихся Балетмейстеров, известных своей неутомимостью деятелей культуры и искусств Чечено-Ингушетии. К началу f>0-x годов Государственный ансамбль песни и танца МИАССР представлял из себя интернациональный коллектив, который исполнял песни и танцы народов кавказа. В нем работали русские и украинцы, армяне и азербайджанцы, осетины и грузины, чеченцы и ингуши.
Великие мастера сцены были тогда в коллективе ансамбля: популярная исполнительница песен народов Востока Марьям Айдамирова, народный артист РФ, исполнитель народных песен Валид Дагаев, народные артисты ЧИАССР Умар Димаев, Зулай Сардалова.
В 1969 году ансамбль возглавил гениальный балетмейстер, выпускник ГИТИСа Топа Элимбаев. Удивительно талантливый организатор, умелый руководитель, автор многих выдающихся хореографических постановок, он более двадцати лет руководил коллективом. Именно Элимбаев предложил в 1974 году дать ансамблю название «Вайнах», что значит «наш народ», «наши люди». Ансамбль трансформировался в чисто танцевальный, в нем было уже более 150 артистов.
В 70-е годы репертуар ансамбля обогатился новыми танцами народов Кавказа и танцами многих народов бывшего Советского Союза. С большим успехом ансамбль «Вайнах» выступал за рубежом: в Латинской Америке, Европе, Африке, в Турции. Немало талантливых мастеров сцены выросли в коллективе ансамбля. Среди них народные артисты Чечено-Ингушетии Адаш Мамадаев, Тамара Дидигова, Магомед Дидигов, Рамзан Абазов, Лидия Айдамирова, Ваха Идрисов. В этот период в ансамбле появилось много талантливой творческой молодежи такие, как К. Раисов, Т. Синявская, М. Дидигов, М. Худаев, А. Мухаммедов, И. Асхабов, С. Идрисов. Своим творчеством и трудолюбием они преумножили славу ансамбля «Вайнах» и достойно передали эстафету творчества молодому поколению.
Ансамбль прошел большой творческий путь. побывал во многих странах мира: Аргентина, Мексика. Перу Сан-Сальвадор, Коста-Рика, Панама, Португалия, Германия, Чехословакия, Кения, Мозамбик, Сирия, Иордания, Турция и другие. Выступления ансамбля всегда проходили с большим успехом.
Одним из самых знаменательных событий в истории ансамбля были гастроли, состоявшиеся в Чехословакии, затем в Иордании, где проживает много наших соотечественников. Концерты ансамбля проходили при полных аншлагах. В знак благодарности чеченскому народу и за высокое исполнительское мастерство коллектив ансамбля «Вайнах» был удостоен ордена «Звезда первой степени» - высшей награды Хашимитского Королевства Иордании.
Вместе с лучшими профессиональными коллективами страны ансамбль принимал участие во многих всесоюзных и всероссийских фестивалях, с успехом гастролировал по всему Советскому Союзу.
Новая концертная программа ансамбля «Вайнах», поставленная под руководством Топы Элимбаева, в 1988 году была удостоена Государственной премии ЧИАССР в области литературы, искусства, архитектуры и кинематографии. Эта программа с интересом была принята зрителями, получила высокую оценку прессы и общественности. Свежие краски и большой вклад в это яркое, впечатляющее хореографическое зрелище внесли композитор Зайнди Чергизбиев, Дока Мальцагов, Лидия Айдамирова, Рамзан Ахмадов, Адаш Мамадаев, Дикалу Музакаев, Магомет Макаев, Апти Гантамиров, Рамзан Абазов, Турко Хасимиков, Гапур Темирхажиев и многие другие.
Своей работой ансамбль «Вайнах» дарил людям радость. Ему рукоплескали во всем мире. Он стал визитной карточкой чеченского народа, его гордостью и культурным достоянием.
К сожалению, годы кризиса и военных действий на территории ЧР нарушили творческую деятельность ансамбля «Вайнах». В течение двух лет коллектив находился в вынужденном простое. Многие танцоры разъехались по разным уголкам России. Однако благодаря мужеству и преданности артистов ансамбля, работавших с 1996 по 1999 гг. в экстремальных условиях в Грозном, не получая даже заработную плату, удалось сохранить творческий потенциал и приумножить славу ансамбля «Вайнах». Подтверждение тому - победы на Международных фестивалях (в Турции - «Бурса-98» и в Италии - Гран-при «Агриженто-99). С сентября 1999 по январь 2001 года в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики работа ансамбля «Вайнах» была приостановлена. По окончании военных действий благодаря усилиям Министерств культуры Российской Федерации и Чеченской Республики и лично первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова в феврале 2001 года в Нальчике, в пансионате «Нарт», ансамбль «Вайнах» возобновил свой творческий процесс.
В конце 2000 года Министерство культуры РФ совместно с аналогичным региональным ведомством ЧР поручило заслуженному артисту России
Т.Х. Элимбаев более 20 лет руководил легендарным коллективом
Дикалу Музакаеву воссоздать «Вайнах», назначив его художественным руководителем ансамбля. Возрождение было трудным. Д. Музакаев собирал артистов «Вайнаха» в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Башкирии, в различных городах Сибири. Примерно половина прежних танцоров вернулась в коллектив. Но основу нынешнего «Вайнаха» составляет талантливая молодежь. Юноши и девушки прошли обучение в школе-студии ансамбля, в которой преподают опытные танцоры. В течение года артисты коллектива проходили адаптацию в Краснодарском крае, воссоздавали старые программы, работали над новыми. В мае 2001 года в Краснодаре состоялся их первый концерт.
Также в 2001 году в Нальчике коллективом был дан один из первых сольных концертов с обновленной программой. И, как рассказывали очевидцы, зал не вмещал всех желающих увидеть выступление, люди плотно стояли даже в проходах зала, а живой щит из числа милиционеров сдерживал натиск зрителей на улице, перед входом в Концертный зал.
Перебравшись в Нальчик, где была размещена временная репетиционная база, коллектив начал концертную деятельность по городам Северного Кавказа, выступал в Москве, в концертном зале «Россия». Ансамбль за короткий срок обрел танцевальную форму и восстановил обновленную концертную программу на качественно новом уровне. Высокий профессионализм и оригинальный репертуар обеспечили заслуженный успех ансамблю как в России, так и за ее пределами.
Летом 2002 года прошли двухмесячные гастроли «Вайнаха» по городам Франции.
Был полностью восстановлен прежний репертуар, за короткий срок Д. Музакаев осуществил три новые постановки. Это - «Чеченский молодежный танец», «Танец-приглашение» и «Ингушский праздничный танец». Руководство ЧР, министерства культуры РФ и ЧР сделали все возможное, чтобы вернуть к творческой жизни ансамбль.
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом