Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Первые учителя математики из числа чеченцев.


Просмотров: 6 245Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Первые учителя математики из числа чеченцев.

Математическое образование в нашей республике складывалось вместе с системой образования, уже  после установления советской власти. До этого существовали отдельные частные школы, как правило, религиозного направления. Первые учителя при советской власти являлись в основном выпускниками рабфака.

 

Шамсадов М.М. Первым, получившим диплом о высшем математическом образовании, по имеющимся на сегодня данным, следует признать Шамсадова М.М.(1913-1960), окончившего МГУ в 1938 году. 

Из материалов личного листка по учету кадров архивного дела студента МГУ Шамсадова следует, что он обучался «в чеченском педтехникуме в 1926-1929 гг. и окончил его досрочно2». Получив в техникуме диплом учителя «чеченской аульной школы», Шамсадов М.М. работает учителем. Самостоятельно изучив полный курс математики средней школы, он в 1933 году  поступает в МГУ. 

Даже в период обучения он востребован на Родине, о чем свидетельствует письмо Чеченского ОблОНО: «В  дирекцию МГУ. Тов. Шамсадов был задержан нами в связи с выпуском курсов по переподготовке учителей для проведения проверочного испытания по математике. 22.03.1934. Зав.Чеч. ОблОНО» (там же). Видимо, для лиц, оканчивающих учебные заведения в том году, проводились испытания. А Шамсадов, как человек способный обеспечить качественную проверку, был задействован в них. 

 После окончания МГУ и до выселения он был преподавателем в открывшемся в Грозном в 1938 году учительском институте (впоследствии ЧИГПИ, ЧИГУ, ГУЧР, ныне ЧГУ) и референтом Верховного Совета ЧИАССР. В период депортации (1944-1957 гг.) Шамсадов работал в вузах Алма-Аты.

 

В семейном архиве одного из первых среди чеченцев учителя математики Ибрагимова Нажмудина Хамидовича, уроженца с. Гойты Урус-Мартановского района, нашлась старая фотография. Публикуя данную фотографию, мы приводим краткую информацию по данному снимку без добавления и сокращений. Надеемся, что наследники, изображенных на фотографии выпускников и их преподавателей, откликнутся и информация о первых учителях математики будет дополнена. На фото – 17-ый выпуск Чеч.-Инг. рабфака им. Асламбека Шерипова 1936-1937 учебного года. 


Верхний ряд: Синюхаев Ф.Т., преп. русского яз.; Герасимов Г.И., преп. истории партии;  Попов, парторг; Магомаев Х.А., директор; Чекуев А.А., председатель профкома; Мельников А.Н., преп. английского яз.; Мураховский Н.Н., преп. истории народов. 

Второй ряд: Магомадов Ш., Джамбулатов, Саракаев С., Фоменко Н.И., физик. Краснов Н.Е., завуч,  Лысенко П.Л., преп. черчения,  Саракаев Ю., Темуркаев Д., Пагалов С.

Третий ряд: Абдул-Кадыров, Маршаев М.,  Эламбаева, Тебаев Т.А. секр.ВЛКСМ, Абрамов, Гриднев В.И.. преп.математики,  Алибатаева М., Хасанов А., Абдул-Керимов,

Четвертый ряд: Хасбулатов, Абдул-Кудусов С., Ибрагимов, Исламов. Магомаев А., Денильханов

 

К сожалению, у ряда лиц указаны только фамилии и нет инициалов. Удалось определить, что Магомаев А.А. – директор рабфака, является уроженцем с. Гехи, а Магомаев А., из нижнего ряда, – его племянник. Указанный в этом ряду Хасбулатов впоследствии стал военным, принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Нам удалось установить краткие биографии трех лиц – Ибрагимова Н.Х., Магомадова Ш.М., Денильханова С.М.     

 

Ибрагимов Нажмудин Хамидович (1916-2001) родился в с. Гойты, и является внуком известного среди чеченцев эвлия Ибрагим-хаджи гойтинского.

После окончания рабфака в 1937 году, в следующем году он поступает и в 1941 году оканчивает ЧИГПИ и получает диплом с регистрационным номером 20,  и звание учителя средней школы по специальности математика.  В январе 1944 года ему выдано удостоверение (со сроком действия по сентябрь того же года), свидетельствующее о том, что он является старшим инспектором  школьного управления  Народного комиссариата просвещения ЧИАССР, который в тот период располагался по ул. Первомайская, 105 в г. Грозном. Удостоверение не выдержало срока действия. В феврале 1944 года вместе со всем народом Ибрагимов Н.Х. выселяется в Среднюю Азию.

В Киргизии с августа 1944 по 1948 год он работает инспектором школ Джалал-Абадского облОНО, а затем переходит на работу учителем математики средней школы в г. Джалал-Абаде, затем назначается завучем. В должности завуча он проработает до 1950 года, затем снова учителем в той же школе до 1957 года. В сентябре 1957 года он назначается школьным  инспектором отдела народного  образования Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР.

В августе 1958 года начинается новый период в его жизни. В порядке перевода назначается директором Чечено-Ингушского педагогического училища в г. Грозном.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1960 года Ибрагимову Н.Х. присуждается звание заслуженного учителя школы РСФСР. Возможно, он единственный из числа чеченцев, получивший столь высокое звание в тот период. И в любом случае, первый представитель учительского корпуса математиков из чеченцев в этом статусе. 

В должности директора этого учебного заведения он проработает до 1975 года. Именно при нем будет построено здание педагогического училища, проект которого он выбирал сам. В этом здании и сегодня проходят учебные занятия.

Затем он несколько лет работал учителем математики в 46 школе. После этого он жил в Гойтах в родовом селе, где скончался в 2001 году. Родственником по отцу (двоюродный брат матери) был известный филолог-лингвист Дешериев Ю.Д., с которым он всю жизнь поддерживал связь. 

 

Магомадов Шаран Магомадович (1919-1983) родился в селе Алхан-Юрт Урус-Мартановского района Чеченской Республики и был одним из первых чеченцев, получивших профессиональное математическое образование и занимавшихся преподавательской деятельностью, связанной с распространением математических знаний в чеченском обществе.

К сожалению, личные документы, фотоархив, дипломы о полученном образовании (в том числе о высшем математическом образовании и повышении квалификации) были уничтожены во время бомбардировки г. Грозного в январе 1995 года в домовладении по адресу: г. Грозный, ул. Фонтанная, 21.

 Магомадов Шаран Магомадович первоначально закончил семилетку в родном селе. Затем учился в 8-10 классах в г. Орджоникидзе вместе со своим братом Магомадовым Ширвани. Их отец Магомадов Магомед (которого домашние называли Бадди), видел будущее детей в образовании, так как сыновья проявляли прекрасные способности к обучению и не пожалел средств на их обучение, в чужом городе.

После окончания школы Магомадов Шаран в г. Грозном поступил на рабфак и прошел трехлетний цикл обучения, в результате которого получил диплом о математическом образовании, который разрешал ему заниматься педагогической деятельностью. Вместе с ним также прошел это обучение его односельчанин Денильханов Салавди Межиевич. В свои неполные двадцать лет он был направлен на работу директором школы в родное село, где и работал до депортации чеченцев в 1944 году. От призыва на воинскую службу был освобожден по брони.

В годы депортации работал преподавателем физики и математики, а также завучем в старших классах  в русской средней школе № 105 г. Атбасар Казахской ССР. Все коллеги отмечали его выдающиеся математические способности и сожалели, что он как спецпереселенец в те годы был лишен права на обучение в аспирантуре и занятия научной деятельностью. Следует также сказать, что он обладал прекрасной спортивной подготовкой и на уровне мастера играл в шахматы, детально разбирал манеру игры и партии известных гроссмейстеров. 

В 1956 году Магомадов Шаран Магомадович женился на Пагаловой Марият Алаудиновне (уроженке с. Валерик Ачхой-Мартановского района ЧР), в 1957 году в Атбасаре родился старший сын Магомадов Абдул-Вагап.

После возвращения из депортации в 1957 году отец работал заведующим районо в Курчалоевском районе  ЧИАССР, затем председателем райисполкома в этом же районе. В 1959 году родился в селе Курчалой их второй сын Магомадов Андарбек. Жена также получила физико-математическое образование в Чечено-Ингушском государственном университете. Работала в том же учебном заведении – СШ №39 г. Грозного. В 1963 году он  стал директором средней школы № 39 Октябрьского района г. Грозного, где проработал вплоть до выхода на пенсию в 1979 году. В 1965 году родилась дочь Магомадова Билкис. Можно сказать, что он и создал эту школу № 39, которая была в поселке Новые Алды не только образовательным, но и культурным, общественно-политическим и спортивным центром. В бытность директором школы он избирался депутатом районного и городского Советов депутатов трудящихся, принимал участие в работе партийного и хозяйственного актива. Но главным делом была педагогическая деятельность, он страстно желал, чтобы дети получали качественное образование. Ученики школы принимали участие в городских и республиканских олимпиадах. Некоторые дети выезжали и на всесоюзные мероприятия. Среди одаренных  в математическом отношении детей – учеников СШ № 39 можно назвать Даудова Лему, Дакаева Ису и других. Выпускник школы Касаев Лема возглавлял позднее республиканскую комсомольскую организацию, работал вице-премьером правительства ЧИР. Об его авторитете и человеческих качествах Магомадова Ш.М. говорит, приводя интересный случай, происшедший с его племянником. 

В 1980 году его племянник Магомадов Абдулла сдавал госэкзамен по математике в Атбасарском строительном техникуме, который принимала комиссия под председательством педагога по фамилии Фукс (из немцев, которые также были высланы), славившегося своей строгостью и неподкупностью. 

Абдулла с тревогой готовился отвечать по билету.  Неожиданно Фукс спросил, не знает ли он своего однофамильца  Магомадова Шарана Магомадовича. Узнав, что это его родной дядя,  Фукс растрогался и сообщил, что они бок о бок работали в г. Атбасаре, расспросив об отце, он попросил передать ему привет и в знак уважения без лишних вопросов поставил хорошие оценки не только Абдулле, но и находившемуся на экзамене другому односельчанину. Все трое детей Шаран Магомадовича закончили вузы с красными дипломами. Абдул-Вагап закончил строительный факультет, а Билкис химико-технологический факультет ГНИ им. Миллионщикова. Андарбек закончил юридический факультет Ростовского государственного университета в г. Ростове-на-Дону. Является известным юристом, защитил диссертацию и имеет ученую степень кандидата юридических наук.

  

Денильханов Салауди Межиевич (1919-1999). Работал учителем математики в школах Чечено-Ингушской АССР  житель с. Алхан-юрт в некоторых документах он проходит как Межиевич/. В 1942 году он с отличием оканчивает ЧИГПИ по специальности физика.  Уже в апреле 1944 года, в депортации, он устраивается «учителем математики  и физики, а также временно исполняющим обязанности зав. учебной частью Казалинского зооветтехникума, где и работает до 1956 года, после этого один год работал инструктором райкома партии и в 1957 году возвращается в восстанавливаемую ЧИАССР. 

Работает заведующим Шалинским, Урус-Мартановским РОНО, директором детского дома №4. А с 1966 года по 1984 год завучем Алхан-Юртовской СШ. Таковы данные, которыми мы располагаем относительно некоторых лиц, изображённых  на приведенной выше фотографии. Достоверно известно, что высшее математическое образование еще до выселения имел и житель с. Махкеты Веденского района Хогуев Магомет-Хаджи Умарович3. 

Математическое образование формировалось и при активном участии лиц, окончивших вузы в период выселения.  Из Казахстана с высшим математическим образованием вернулся ряд молодых людей из числа чеченцев. Приводим имеющиеся данные о них.

  

Элимбаев Потапу Хамидович, родился 30 ноября 1931 года в селе Алхан-Кала. Сохранились только 2 фотографии в период студенчества/приводится выше/ и работы в школе. Судя по записям в трудовой книжке, он поступил на физико-математический факультет  Казахского государственного университета им. С.М. Кирова в 1953-1954 годах, точная дата окончания - 1959 г. С 1954 года работал учителем математики в городе Алма-Ате. В 1959 году вместе с семьей возвращается в ЧИАССР, где назначается директором Толстой-Юртовской 8-летней школы, а в 1962 году переводом назначен директором Алхан-Калинской школы. С 1973г. был вынужден оставить преподавательскую работу по состоянию здоровья (потеря зрения). Умер  в декабре 1998 г.

  

Муцаев Абдулла Махмудович, родился в 1933 году в г. Урус-Мартан. В период выселения проживал в Казахской ССР, в Алма-Атинской области, с. Тургень, Энбекши-Казахского района. В 1953 году поступил  в Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. Окончил в 1959 году с получением квалификации «Математик. Учитель математики».  После возвращения в ЧИАССР работал инспектором школ, непродолжительное время – зав. РОНО, до 1967 года директором Урус-Мартановской средней школы №1, а с 1967 по 1983 год директором Урус-Мартановской средней школы №7. Умер в 2004 году.

  

Джанар-Алиев Али Якубович, родился в 1932 году в с. Урус-Мартан. В 1950 году поступил в Алма-Атинский государственный педагогический институт им. Абая и в 1956 году окончил полный курс этого института по специальности «Математика и физика», присвоена квалификация и звание учителя средней школы. После возвращения на Родину работал директором средних школ №3, и 7 г. Урус-Мартан, зав. Ачхой-Мартановским райОНО, секретарём Урус-Мартановского райкома КПСС. В 1960 году поступил и в 1962 году с отличием окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Умер в 2000 году.

 

Ильясов Ахмед Ахмадович (1929-1997). Родился в г. Урус-Мартан. Ориентировочно в 1954 году окончил Кзыл-Ординский государственный педагогический институт по специальности «Математика». В Чечне работал учителем математики в Урус-Мартановской средней школе № 1 и 2, затем директором Гехинской средней школы, Урус-Мартановской средней школы № 6.  По имеющимся, но, недостаточно документально подкрепленным сведениям, в числе первых учителями математики были: 

Мациев Мамаъ, (брат Мациева А.Г., автора чеченского словаря), Эсамбаев Султан, Гайсултанов Сайпи Султанович4. Пока других сведений нет.

 

На плечах этих людей, прошедших через репрессии, холод, голод, унижения, стойко выдержавших все невзгоды и лишения тоталитарной системы, закладывалась основа математического образования в республике. Долг потомков – бережно хранить память о них. Все имеющиеся сведения говорят, что лица, окончившие к началу 60-х годов, периода восстановления республики, вузы по специальности «Математика», были задействованы в организации системы образования республики. Практически все они работали директорами школ, заведующими районными отделами образования, сотрудниками министерств образования.

К сожалению, решение проблем методики преподавания математики в виде публикации статей и других видов печатной продукции массового назначения в те годы было огромной проблемой. Все находилось под контролем спецслужб. Именно поэтому, возможно, отсутствуют данные об использованных этими учителями методиках в преподавании математики, их личных методических приемах.

Система в организации образования в республике и учебного процесса в школах была налажена уже к началу 60-х годов. Однако не была решена проблема, связанная с языком обучения детей, не владеющих русским языком, на котором ведется процесс обучения. Это привело к тому, что начальная школа, где все предметы преподавал один учитель, не могла и не решала основные задачи усвоения школьной программы по математике. А следующие звенья школы, в которых по квалификации должны были работать учителя математики, вынуждены были снизить уровень преподавания дисциплины. 

 

Ныне в 449 средних школах республики работают около 1100 учителей математики. Но  по сей день остаются невысокими результаты преподавания математики в школах республики. Если взять в качестве критерия уровня математического образования участие учащихся школ республики во всероссийских (после 1991 года), а ранее  и  во всесоюзных олимпиадах, то мы располагаем сведениями об участии всего лишь двух человек (Гишларкаев В.И., ныне зав.каф. в ЧГУ,  Даурбеков С-Э.С-А., ныне зав.каф. в  ГГНТУ).

Учеба по специальности математика в ведущих вузах страны (МГУ, ЛГУ, РГУ), как критерий оценки результативности математического образования  для представителей школ республики, дает число меньше 50. Научный мир ученых-математиков, кандидатов и докторов наук, представителей чеченской национальности, колеблется в пределах 25 человек за все время существования образовательной системы.

  

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. Темербекова А.А. Методика преподавания математики. М., «Владос», 2003. 176 с.

2. Архив МГУ, ф.2, оп. 1, ед.хр. 6950. Личное дело на студента Шамсадова М.М.

3. Сведения получены от к.ф.-м.н. Исраилова С-А.В.

4. Сведения о Мациеве, Эсамбаеве, Гайсултанове получены от доктора филологических наук К.З.Чокаева.

 

А.В. Якубов




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"