| ДАЙДЖЕСТ: |

Во-первых, динамику этого роста инициируют, в том числе, российские компании - проект малотонажного LCV и спецтранспорта "Группы Газ" в Азербайджане, концерна Renault-Nissan-АвтоВАЗ на предприятиях Центральной Азии.
Во-вторых, новые производства нацелены на рынки третьих стран. Так, азербайджанский проект будет стимулировать перевозки в коридоре МТК Север-Юг (МТК СЮ).
В-третьих, участие концернов РФ создает базу для внедрения в будущем оборудовании беспилотных систем на российской технологической платформе. Об этом можно говорить уже в перспективе 10 лет. На днях делегация во главе с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым в Баку обсудила параметры этого вектора развития для сельскохозяйственной техники. В рамках развития меморандума о сотрудничестве между Сумгаитским технопарком и "Ростсельмашем" предполагается выпуск техники, способной встраиваться в цифровые системы управления.
Азербайджанское автомобилестроение сформировано в четырех регионах: два новых предприятия Нефтчалинского промышленного квартала, крупнейший завод в Гяндже, перспективные предприятия Гаджигабульского промышленного квартала, первый в постсоветском Азербайджане автосборочный завод в Нахчыване ("NAZ-LIFAN").
Но масштаб производства пока не покрывает и 5% местного рынка. По итогам 2018 года из-за рубежа было импортировано 28,876 тысячи единиц транспортных средств (стоимостью $641,7 млн, на 52% больше в сравнении с 2017 годом). Для сравнения, в Казахстане рынок колеблется в районе 50-60 тыс. машин в год (в 2018 реализовано 57,9 тысячи автомобилей), что на 24,9% выше результата годичной давности. Из них местного производства и импортных моделей почти поровну: 51,1% - импорт, 48,9% - около 30 тыс. единиц - модели казахстанской автосборки.
Тем не менее экономика азербайджанской отрасли определенно оживает. Местный AzerMash отчитался, что по итогам только двух месяцев 2019 года уже продано 500 транспортных средств - за весь 2018 год было реализовано около 1000 автомобилей. Если в прошлом году 40% пришлось на покупки со стороны государственных структур и 60% - населения, то сейчас это соотношение изменилось таким образом - 15% госструктуры, и 85% - население.
Один из важнейших проектов кооперации в этой отрасли, напрямую связанный с перспективами МТК СЮ - завод в Гаджигабульском промышленном квартале, на котором будет собираться линейка 12 видов современных малотоннажных российских грузовиков "Группы ГАЗ", выпуск которых намечен на второе полугодие 2020 года.
Емкость азербайджанского рынка порядка 4,5-5 тыс. грузовиков в год. При этом аналитики "Группы ГАЗ" подчеркивают, что завод будет нацелен на экспорт в третьи страны: Ближний Восток, Турция и другие.
Структура инвестиций в азербайджанский автопром последних лет следующая: предприятие Кhazar стоимостью $15 млн (75% - доля AzerMash и 25% - Iran Khodro) - потенциальный объем до 10 тысяч автомобилей в год с ростом до 30 тысяч. Завод AzerMash по сборке грузовиков "Группы ГАЗ" - более $7,5 млн, в основном за счет Азербайджанской инвестиционной компании.
Проблема "позднего старта": конкуренция с Центральной Азией
Накануне Новруза, в ходе очередного заседания азербайджано-иранской межправительственной комиссии был подписан Меморандум между компаниями Qartal и "Азермаш" о совместном производстве автобусов SCANIA на территории Гаджигабульского промышленного квартала. Планируется, что предприятие будет сдано в эксплуатацию к концу 2020 года при годовой мощности 500 единиц различных марок европейских и азиатских производителей. Кроме азербайджанского рынка, производство, как в случае с "газелями" рассчитано и на экспорт. Наиболее предпочтительный рынок в этом плане - Центральная Азия, Ближний Восток, есть перспективы по отдельным регионам России. Однако в этой сфере высока конкуренция. Казахстанская Astana Motors, к концу марта начнет производство пассажирских автобусов бренда Golden Dragon на заводе в Алма-Ате.
Географическое распределение сети автопроизводителей переплетается. Но есть и свои особенности: новые предприятия азербайджанского автопрома в большей степени используют технологические платформы российских (Группа ГАЗ), иранских концернов (Iran Khodro), в тоже время их партнеры в Казахстане и Узбекистане, помимо АвтоВАЗа, делали в свое время ставку на китайско-корейские альянсы и американский автопром. В частности, казахстанский производитель автомобилей Saryarka AvtoProm в прошлом году заключил инвестиционное соглашение на сумму $1,1 млрд с Китайской национальной корпорацией импорта и экспорта машинного оборудования для производства автомобилей марок JAC, Ankai, HOWO и Hanteng.
При сходстве бизнес моделей, азербайджанские и центрально-азиатские предприятия, конечно, в разных "весовых" категориях. Казахстанский концерн АЗИЯ АВТО, начавший выпуск автомобилей с 2003 года, к 2014 году перешагнул за 100 тыс. автомобилей. Еще более мощное предприятие, лидер центральноазиатской автопромышленности, UzDaewooAuto, функционирует более 20 лет. Под маркой Chevrolet ими было выпущено более 1 миллиона автомобилей. Успех узбекского концерна - в долгосрочных соглашениях о беспошлинном ввозе и торговле легковыми автомобилями между странами СНГ. Подобной моделью будут пользоваться и азербайджанские производители.
Азербайджанский автопром, можно сказать, еще стартует. Начальная специализация такова - российские модели малотоннажных грузовиков сборки AzerMash будут производится сразу с прицелом на экспорт, модели автомобилей Peugeot 406 и Кhazar - в основном на емкости внутреннего рынка, в том числе в рамках госзакупок, поддерживающих отрасль (всего у дилеров и по госзаказу продано свыше 1500 автомобилей марки Кhazar). К середине года AzerMash планирует приступить к производству модели Peugeot 207 с коробкой автомат, стоимостью в дилерской сети в пределах $10,5 тыс.
В формате крупноузловой сборки у азербайджанцев пока множество комплектующих импортного производства, собственно, так было и у россиян. Однако процесс импортозамещения постепенно происходит и здесь. В частности, электропроводка автомобиля на азербайджанских автомобилях местного производства - ее изготовление для строительства и бытовых нужд налажено в Азербайджане еще с советских времен. Вскоре Ethad и "Азермаш" на новом предприятии начнут производство широкой линейки запасных частей, также на территории Нефтчалинского промышленного квартала.
Осень 2018 года в Баку состоялось подписание меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между "Азербайджанской инвестиционной компанией" и Китайской национальной корпорацией электроинжиниринга (CNEEC). Они планируют налаживать выпуск шин. Один из первых для региона постсоветских автопроектов в Азербайджане также китайский - в Нахчыванской автономии на базе местного автосборочного предприятия (NAZ) в 2010 году был построен NAZ Lifan (базовая мощность - 2,5 тыс. единиц в год, с ростом до 5 тыс.)
Белорусская платформа ЕАЭС: выход на рынок Турции
Самое крупное и старейшее предприятие данной отрасли Азербайджана - Гянджинский автозавод. С 2004 года это базовое и многопрофильное по сборке грузовой и спецтехники. Там собирают МАЗ, КАМАЗ, "Урал", тракторы "Беларус" (завершается контракт по сборке 1 тыс. единиц тракторокомплектов МТЗ, с "Гомсельмашем" заключен договор о поставке в 2019 году комплектов на 30 комбайнов).
Динамика развития этого предприятия интересна даже как зеркало советской промышленной истории - можно сказать, это детище Гейдара Алиева. В свое время завод задумывался как мощное советское предприятие по производству малотоннажных грузовиков. Однако к концу 1980-х проект не был реализован в силу факторов дезинтеграции и политических проблем (более детально об этом - в заключении).
Два наиболее интересных экспортных проекта последнего времени у предприятия связаны с Минском. В конце прошлого года Гянджинский и Минский заводы подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве, которое открыло для них возможности создания тракторного производства в Турции. Строительство нового предприятия в провинции Кырыкала идет ускоренными темпами. Проектная мощность стандартная для региональных масштабов - от 2,5 до 5 тыс. тракторов в год.
Второй проект - высокотехнологичное производство электробусов. Подписан контракт по линии сборки этого вида автобусов с белорусским производителем общественного электротранспорта "Белкоммунмашем", несколько электробусов тестируется в городе Баку и в международном аэропорту. В силу того, что белорусское предприятие ведет переговоры о поставках электробусов в Узбекистан и Казахстан, азербайджанская сборка может быть задействована и на этих направлениях. Возможен интерес к электробусам на рынке Ирана, где наблюдается периодический дефицит топлива. Это логично, учитывая, что Гянджинский автомобильный завод является крупнейшим сборочным производством тракторов "Беларусь" и другой спецтехники на базе грузовых автомобилей "МАЗ" за пределами Евразийского экономического союза. Следующим шагом могут стать более совершенные изделия, соответствующие стандартам нового технологического уклада.
От прошлого к будущему азеравтопрома
К сожалению, азербайджанскому автопрому не суждено было возникнуть в советское время, в силу ряда причин, главная из которых - отсутствие интереса у руководителей, назначенных в республике после 1985 года. Отсюда и объективная потеря темпа, последствия чего давали о себе знать еще несколько десятилетий.
Но история могла повернуться по-другому. Гейдару Алиеву удалось в 1983 году выиграть аппаратную конкуренцию с руководством Украинской ССР вокруг строительства завода малотоннажных грузовиков (1,5 тонны), запланированного Минтранспортом СССР в Запорожье, точно так же как десятилетием ранее, в 1973, удалось пробить строительство завода кондиционеров в Баку, за который тоже боролся не только Киев (Министерство элетротехнической промышленности СССР планировало это производство в Запорожье). Первая попытка инициировать этот проект и добиться выделения средств была осуществлена Алиевым в ходе визита Брежнева в Баку в 1982 году. Тогда, в статусе первого секретаря ЦК КП республики, он предложил генсеку задуматься о строительстве подобного завода в СССР, и именно в Азербайджане, по той причине, что Алиев лоббировал свою республику. Затем при генсеке Андропове, когда Алиев стал работать в Москве заместителем главы Совета Министров СССР, завод в Гяндже удалось включить в Постановление о развитии автомобильной промышленности (некий аналог нынешних нацпроектов).
Делегация Минавтотранспорта СССР выбрала место локализации производства в Гяндже (был вариант в Сумгаите и Нахчыване) ввиду наличия там строительного треста. Первые средства из 12 миллионов советских рублей (около 1,2 млрд сегодняшних российских рублей, по оценке стоимости продукции) выделили в 1984 году, к 1985 году были построены жилые здания для персонала, мастерские, цеха. После отставки Гейдара Алиева средства не выделялись. Вторую жизнь в завод вдохнули уже при Ильхаме Алиеве.
Собственно, эта иллюстрация показывает, что проект "Группы ГАЗ" в Азербайджане имеет свои исторические корни. Интересно, что коммерческие машины с горьковскими корнями в Азербайджане все-таки выпускались: в 1978 году на Бакинском заводе специализированных автомобилей производились фургоны семейства ПАЗ-3742, базировавшиеся на узлах грузовика ГАЗ-53. Разработаны они были Павловским автобусным заводом в двух версиях: с простым изотермическим кузовом и с большим холодильником внутри. А выпуск наладили именно в Баку, поскольку город был основным производителем промышленных и бытовых кондиционеров в Союзе.
Если говорить о перспективе 20 лет, то при оптимальном сценарии, это по-прежнему связка с мировыми концернами и, прежде всего, с российскими. Основные проекты в следующем десятилетии будут ориентированы на выпуск беспилотных систем. Сегмент набирает обороты. Например, беспилотное такси - разработка "Яндекса" - уже сейчас курсирует по территории "Сколково" и Иннополиса в Татарстане. На территории Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института обкатывается беспилотный "Шатл", разработанный и произведенный НАМИ в сотрудничестве с КамАЗом. Успешно прошел тест-драйв другой российский беспилотный автомобиль - StarLine, который без приключений доехал от Петербурга до Казани. По результатам эксперимента, который рассчитан на три года, будет сформирован массив опытных данных. Они лягут в основу технических требований к беспилотным автомобилям.
Сейчас "беспилотники" тестируются на небольших закрытых пространствах. Следующий этап - тестирование в городах, и на трассах общего пространства с ЕАЭС и СНГ. И Азербайджан здесь сыграет свою важную роль, учитывая нарастающее сотрудничество в сфере цифровых технологий.
![]() |
ЧЕЧНЯ. В ЧГПУ прошёл диалог «Продуктивность без выгорания» для студентов младших курсов
ЧЕЧНЯ. Проект «Педагогический десант» из Грозного признан одной из лучших кадровых инициатив России
Зеленский призвал Запад усилить санкции против российской энергетики
ЧЕЧНЯ. ЧГПУ вошёл в число самых активных вузов по участию в «Флагманах образования»
ЧЕЧНЯ. «Динамо-Грозный» одержало три победы подряд в Суперлиге
Мошенники обманули московскую пенсионерку на 27,8 млн рублей под видом перерасчёта за связь
ВОЛГОГРАД. Семья погибшего при атаке БПЛА волгоградца получит финансовую помощь
ЧЕЧНЯ. В ЧГПУ прошла Всероссийская олимпиада по транспортной безопасности
ЧЕЧНЯ. Готовится Прямая линия Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова