ЧЕЧНЯ. Коммерческая подоплека чеченской войны была очевидна изначально. Впрочем, все войны имеют экономический характер. Когда речь идет о миллиардах долларов прибыли, забывают о правах человека, нерушимости границ и различном вероисповедании. Чечня не стала исключением из общего правила.
По оценкам различных специалистов, нефтяные залежи Каспийского моря и Прикаспия составляют примерно 25 млрд. тонн. Именно Каспийский бассейн, по прогнозам, должен стать одним из основных топливных баков планеты в следующем веке. До развала СССР хозяин у этой "кладовой" был один. После — появились варианты.
Борьба за раздел каспийского наследства началась еще до развала СССР. Нет, на суверенитет Казахстана и Азербайджана никто не покушается. Речь идет о путях транспортировки нефти. Месторождения нельзя передвинуть, а вот нефтепровод можно проложить либо к северу от Кавказского хребта (по территории России), либо к югу (через Турцию, Армению или Грузию). Российский маршрут проходит по территории Чечни, которая является его самым уязвимым местом... На другом маршруте транспортировки каспийской нефти — южном — война уже полыхала вовсю. Борьба карабахских армян за суверенитет создавала угрозу самому короткому нефтепути — из Баку в Турцию. Кстати, первый план урегулирования карабахского конфликта, предложенный американским политологом Полом Гобблом, имел четкую нефтяную подоплеку.
План предусматривал территориальный обмен между Баку и Ереваном. Армения получала Карабах, а Азербайджан — Зангезур, перешеек между Нахичеванью и основной частью республики. В случае реализации плана нефть Каспия получала прямой выход в Турцию, минуя Армению и Иран. Сразу после того, как план Гоббла был озвучен, армянская армия перешла в наступление. Перешеек был расширен с 32 до 150 км. План был похоронен. 30 июня 1993 года президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей должен был подписать в Лондоне контракт на разработку Каспийского шельфа. Но 4 июня полковник Сурат Гусейнов поднял мятеж. Через несколько дней Эльчибей был свергнут. К власти пришел Гейдар Алиев, а подписание контракта отложили на неопределенное время. К этому же моменту относится расширение Зангезура армянами и рейд звиадистов на Поти. Военный конфликт вспыхнул на пути наиболее актуального маршрута нефтетранспортировки.
В октябре 1994 года, через месяц после подписания контракта в Баку, Сурат Гусейнов снова поднимает мятеж. На этот раз против Гейдара Алиева. Но мятеж проваливается. Последняя попытка переиграть контракт в сторону увеличения российских интересов за счет войны на пути южного маршрута терпит провал. Становится очевидным, что для создания большей привлекательности российскому маршруту (объективно он гораздо короче и намного дешевле южного) надо наводить порядок в Грозном. Пока российская армия расчищала северный маршрут, турецкая — занималась южным. Дело в том, что турецкая "труба" должна пройти по территории, где действуют курдские сепаратисты, которые создают такую же угрозу, как и чеченские бандформирования.
Весной 1995 года, практически одновременно с началом войны в Чечне, 35-тысячный контингент турецкой армии при поддержке танков, артиллерии и авиации вторгается в Ирак. В Северном Ираке находятся базы курдских повстанцев. Боевую операцию Турции, несмотря на вторжение в суверенное государство, поддерживают США и страны НАТО. В итоге контроль над иракским Курдистаном переходит в руки союзника Турции — Масуда Барзани. Анкара сконцентрировала свои войска на границе. Посетивший Баку накануне саммита ОБСЕ Строуб Тэлбот вел переговоры об урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Проблема Карабаха на сегодня все еще создает угрозу грузино-турецкой "трубе". Армяне Карабаха уже заявляли о возможности терактов на нефтепроводе. После встречи с Алиевым Тэлбот заявил о необходимости увязать решение армяно-азербайджанской проблемы с чеченской и вылетел на переговоры в Москву. На следующий день братья Унанян расстреляли армянский парламент. Мадлен Олбрайт срочно отозвала Тэлбота в Вашингтон. А посол США в России дезавуировал заявление последнего, сказав, что Чечня — это внутреннее дело России.
Подготовка к войне В 1991 году, сразу же после августовского путча, Общенациональный конгресс чеченского народа берет курс на независимость. Всякая задача требует соответственно своему масштабу лидера. Руслан Хасбулатов, нацеленный на власть в Кремле, от почетной должности "отца чеченского народа" отказался. И тогда выбор пал на Джохара Дудаева. Чеченцы из окружения Доку Завгаева говорят, что выбор сделал сам Руслан Имранович. Дудаева, буквально накануне ставшего генералом (видимо, за ковровые бомбежки братьев-мусульман в Афганистане), отправили в отставку. Приехав в Грозный, Дудаев с помощью "золотых погон" моментально превратился в "гордость" чеченского народа.
Сразу после провала ГКЧП в Москве Дудаев выступает против Завгаева, поддержавшего Янаева и компанию. Это не могло не польстить новой демократической власти в России. Польстило. В Грозный прибывает группа известных российский политиков: Бурбулис, Полторанин и Шелов-Коведяев. Высокая комиссия встала на сторону демократа Дудаева против гэкачеписта Завгаева. Условием прихода к власти генерала группа российских политиков ставит обязательное проведение выборов. Из Москвы в Грозный даже прибыла группа юристов для детальной проработки плана по воцарению Дудаева в Чечне. Позже Хасбулатов обвинит Полторанина в получении 5 млн. рублей от Дудаева. Но в тот момент Руслан Имранович выводы комиссии полностью поддержал.
Выборы в Чечне прошли под дулами автоматов: здание Верховного Совета, правительства и республиканского телевидения были блокированы дудаевцами. 2 ноября V Съезд народных депутатов России признал чеченские выборы незаконными. Но российские СМИ не придали этому широкой огласки. Зато российская армия спешно покинула республику, оставив все вооружение на месте. Позже начнется глобальное отступление. Российские войска покинут Восточную Европу, Прибалтику и Украину. Но сначала они уйдут из Чечни. Форпост России на Кавказе Варианты маршрутов нефтепровода на постсоветском пространстве множились. Но всякий раз на их пути вспыхивали войны. Сразу после армянского наступления на Зангезур появился грузинский вариант маршрута Баку — Супса. Одновременно началась грузино-абхазская война. А последовавшее за этим восстановление звиадистов в Западной Грузии повлекло высадку российского десанта в портах Поти и Батуми.
На протяжении 1992—1993 гг. Дудаев отлично справлялся с отведенной ему в Москве ролью. Вооружение и топливо бесперебойно поступало в Армению. Батальон Шамиля Басаева отстаивал российские интересы в Абхазии. В самой Чечне сохранялась ситуация стабильной нестабильности: процент преступности и детской смертности в Грозном становится самым высоким по СНГ. Отопление в городе выходит из строя, вода подается с перебоями, пенсии не выплачиваются. Растет недовольство чеченцев, но без помощи Дудаев не остается. Оппозиционное генералу движение "Даймок" планирует на 15 августа 1992 года забастовку. Но 20 июля 1-й зампред правительства России подписывает распоряжение ВШ-П34-109 о выделении Чечне 500 млн. рублей наличными. А накануне разгона Дудаевым парламента другой зампред, Сергей Шахрай, подписал письмо П-30-66, по которому в Грозный отправилось 2,5 млрд. рублей. Опять налом. Не правда ли, напоминает взаимоотношения России с США и МВФ? Бюджет Чечни все предвоенные годы на 70% формировался из российской казны. Остальное дудаевцы добирали за счет нефти.
Все эти годы Грозненский НПЗ работал на российском сырье. Согласно докладу Министерства безопасности Чечни, Грозный в 1992 году получил более 7 млн. тонн нефтепродуктов. Даже если продавать их по цене сырой нефти, получится около 2,5 млрд. долларов. Отгружались чеченские нефтепродукты в Батуми и даже Таллине. Кто поверит, что вся выручка оставалась в Грозном и не прилипала к рукам российских посредников? Всего начиная с 1992 по конец 1994 года (начало боевых действий в Чечне) только российской нефти в Чечню перекачали 15—20 млн. тонн — около 8 млрд. долларов. Такого оффшора в мировой истории еще не было. Начало боевых действий
Как утверждают люди из ближайшего окружения Дудаева, генерал до последнего момента не верил в то, что Россия начнет войну в Чечне. Однако весной 1994 года стало ясно, что бакинский контракт все-таки будет подписан с западными компаниями. Правда, за это время в числе азербайджанского нефтедобывающего консорциума появился российский участник "ЛУКойл". "ЛУКойл"-то и предложил транспортировать каспийскую нефть не по южному, а по северному — российскому — маршруту. Тем не менее МИД РФ все равно направил посольству Великобритании в Москве ноту протеста по поводу подписания контракта. Турция, лоббирующая южный маршрут, моментально нанесла ответный удар.
С 1 июня 1994 года Анкара ввела ограничение на проход танкеров через свои проливы. Тем самым российский маршрут с загрузкой нефти в Новороссийском порту оказался закупоренным. Турция недвусмысленно предложила отдать предпочтение южному пути транспортировки нефти. 20 сентября 1994 года контракт на разработку Каспийского шельфа был подписан. Но вопрос вывоза нефти остался в подвешенном состоянии. В день подписания контракта МИД РФ заявил, что Россия не признает контракт и вытекающие из него последствия. Западные партнеры расценили это как попытку переориентировать "вытекающие последствия" на нефтепровод Баку — Новороссийск. И дали намек, что российский маршрут проходит через Чечню, которая Москвой не контролируется.
Первая война Спустя месяц после провала мятежа Гусейнова в Азербайджане на Грозный двинулась антидудаевская оппозиция при поддержке российских танков с российскими экипажами. Чем закончилась попытка решить проблемы Чечни "руками чеченцев" помнят все. Открытое противостояние стало неизбежным. В начале декабря 1994 года части регулярной российской армии вошли в Чечню. К марту 1995 года армия взяла под свой контроль трассу Баку—Ростов и параллельно протянувшийся нефтепровод. Чеченские формирования были загнаны в горы. Одновременно с успехами российской армии возрастали шансы российского нефтепровода. 14 июня 1995 года в Москве прошли успешные переговоры об использовании российского маршрута.
В этот же день отряд Басаева ворвался в Буденновск — один из пунктов нефтепровода Баку—Новороссийск. Всему миру демонстрируется, что даже армейский контроль над чеченским участком трубы не гарантирует безопасность российского маршрута. 9 октября 1995 года в Баку прошло заседание Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) по определению маршрута транспортировки ранней нефти Каспия. За три дня до этого в Грозном совершено покушение на генерала Романова, война вспыхивает с новой силой. В итоге АМОК решает транспортировать нефть по обоим маршрутам: через Россию и Грузию. Дудаевцы делают заявление, что Чечня не несет ответственности за российские гарантии безопасности "трубы".
В ответ в Москве принимается решение о строительстве участка нефтепровода в обход Чечни — из Кизляра в Буденновск. 9 января 1996 года Салман Радуев совершает налет на Кизляр. К лету 1996 года российская армия вновь берет под контроль нефтепровод и загоняет боевиков в горы. Спешным порядком идет подготовка "трубы" к транспортировке нефти, которая должна начаться зимой. Но 6 августа боевики входят в Грозный. Времени на новую войсковую операцию уже нет. В дело вступает секретарь СБ Лебедь. Хасавюрт. Повторение пройденного Перемирие в Чечне сопровождается выборами Масхадова под дулами автоматов. Война снова переходит в стадию дипломатических маневров. Ранняя нефть Каспия идет по двум маршрутам: Баку—Новороссийск и Баку—Супса. АМОК периодически делает заявления, что российский маршрут предпочтительней грузинского.
Одновременно на территории Грузии и Турции полным ходом идет подготовка технико-экономических обоснований реконструкции грузинского и строительства турецкого участка нефтепровода Баку—Дмейхан. Финансирует работы Всемирный банк. Мало того, летом 1997 года президенты Азербайджана и Казахстана договариваются в Алма-Ате о строительстве нефтепровода по дну Каспия. Если этот проект реализуется, то планируемый нефтепровод из Казахстана в Новороссийск автоматически отпадает за ненадобностью. Тогда вся прикаспийская нефть потечет в обход России в Турцию. Все время перемирия Чечня, получающая свою долю от транспортировки, продолжает воровать нефть из "трубы". Одновременно Чечня начинает требовать от России заплатить за охрану нефтепровода от самих себя. При этом количество подпольных заводов по производству бензина постоянно увеличивается, что не добавляет привлекательности российскому маршруту.
На ноябрь 1999 года назначено утверждение окончательного маршрута транспортировки большой нефти Прикаспия. Все начинает повторяться по новому кругу. 7 августа 1999 года Басаев вторгается в Дагестан. Накануне Березовский передает Басаеву 2 млн. долларов наличными на восстановление Чечни. Российская армия вновь входит в Ичкерию и плавно вытесняет боевиков в горы подальше от нефтепровода. Резко активизируется Шеварднадзе, требующий вывода российских войск из Грузии и обращающийся с просьбой о вступлении в НАТО. В ответ Россия выступает с предложением о вводе визового режима между Россией, Грузией и Азербайджаном.
Все идет по плану. Фактически оформляется четкая граница сферы влияния России. Запад как бы говорит России: разбирайтесь со своими проблемами севернее Кавказского хребта, а все, что южнее, оставьте нам. Приведем высказывание профессора Массачусетского университета Дэниела Файна: "США стоило бы предоставить Прикаспию такие же гарантии безопасности, что и странам Персидского залива.
Возможная нестабильность может стать основанием для операции типа "Шторм над Каспием". Окончательное утверждение турецкого маршрута транспортировки прикаспийской нефти должно произойти 18—19 ноября на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Россия опять заявляет о строительстве обходной "трубы" в обвод Чечни. Но времени до саммита осталось совсем немного. Пора подумать о Хасавюрте. Борис Абрамович, Александр Иванович, ау. Где вы? P.S. Сильные государства решают проблемы на дальних подступах к своим границам (Югославия, Персидский залив, Грузия, Азербайджан). Слабые — за счет бед своих граждан.
Леонид Крутаков
checheninfo.ru