ЧЕЧНЯ. С давних времен чеченцы придерживались точки зрения, что крепкое физическое здоровье, выносливость, сила, гибкость и прочие достоинства исправно функционирующего человеческого организма не принесут настоящего счастья, удовлетворения в жизни, если тело не соединено с его духовной культурой, если человек не придерживается законов высокой нравственности.
Согласно традиционному мировоззрению чеченского народа, человеческая сущность включает три ведущих начала: физическое, духовное, умственное. Гармоничной личностью можно назвать ту, что заключает в себе эти три начала, занимающие каждое определенное место, соблюдая каждое иерархию, и дополняя друг друга.
Так уж сложилось, северокавказские этносы, их жизнь и быт, их вера — свидетели огромного разнообразия средств физического воспитания, и далеко не все из них изучены в полной мере. Описывая средствафизического воспитания, на первое место, пожалуй, можно назвать конную борьбу. История конной борьбы у чеченцев насчитывает столетия. Поединок заключался в старании всадников стащить друг друга с лошади. Или же, управляя своим скакуном, крупом свалить коня противника. Схватка взывала к умению всадника в совершенстве управлять животным, при этом уметь отменно держаться на лошади.
Культ лошади воспет в вайнахских песнях илли: уход за скакуном, привязанность и великая любовь к коню, знание особенностей коневодства…Гнедые, стальные, коротковолосые, тонконогие, высокие, стремительные, понимающие человеческий язык, подставляющие свои бока во время боя под свинцовый дождь пуль… — лошади чеченских героических эпосов свидетельствуют о высочайшем проявлении уважения народа к животному.
Северокавказские этносы, в том числе и вайнахи, будущего всадника воспитывали с раннего детства. Первое и наиболее серьезное испытание ребенка возраста 7-8 лет заключалось в его знакомстве с необъезженной лошадью.На первый взгляд способ может показаться диким, но именно это испытание изначально на первых годах жизненного пути помогало будущему джигиту преодолеть чувство страха, учиться понимать характер животного, уметь развить сноровку и усердие, учиться терпению, проявлению силы воли, готовя в себе крепкого наездника и человека, способного достойно встретить испытания и пройти их.
Верховая лошадь у горца в условиях сложной проходимости незаменимое средство передвижения. Именно поэтому чеченцы, ингуши и другие представители северокавказских этносов чувствовали себя на лошади также уверенно, как и во время пешей ходьбы. Часто конь в песнях илли не только участник похода, животное помогает своему хозяину добиться поставленной цели.Конь покровитель, руководствующийся желаниями своего всадника. Он может видеть будущее, бежать быстрее ветра, красться мышью, перекатываться волной... Конь обладает твердой волей, нередко подчиняя себе хозяина, когда тот может проявить слабость.