ЧЕЧНЯ. На фоне вооруженных столкновений между оппозиционерами и сторонниками Д. Дудаева президентом России Б. Ельциным 11 декабря был подписан указ «О разоружении незаконных вооруженных формирований и восстановлении конституционной законности в Чечне». В соответствии с этим указом на территорию Чечни в середине – конце декабря 1994 г. вошел многочисленный контингент войск Министерства обороны и Министерства внутренних дел России, в обиходе получивший название «федеральных сил» (в отличие от местных сторон конфликта). Однако ввод российских войск вызвал в республике бурный подъем патриотических чувств. Несмотря на беды, принесенные начавшимся после падения советского режима кризисом правопорядка, чеченцы не желали расставаться с долгожданной независимостью.
Численность Национальной гвардии и других отказывавшихся признавать российскую власть вооруженных формирований стремительно росла, а гражданское население, в большом количестве погибавшее и калечившееся в ходе боевых действий, активно оказывало им всяческую поддержку. Операция по низложению Д. Дудаева и разоружению его сторонников превратилась в полномасштабную кровопролитную и разрушительную войну с применением всех основных родов войск.
С тяжелейшими потерями федеральным силам России в течение 1995 г. удалось занять сначала город Грозный, затем – основные стратегические пункты на территории Чечни. Однако антироссийские боевые группировки, координацию действий которых осуществлял единый штаб во главе с бывшим полковником Советской армии Асланом Масхадовым, закрепились в труднодоступной горно-лесистой местности, откуда совершали порой сокрушительные рейды на позиции российских войск, атаковали передвигавшиеся по дорогам военные колонны, минировали окрестности мест дислокации воинских частей и милиции, совершали диверсии в тылу федеральных сил. Многие участники чеченских отрядов имели высокий уровень боевой подготовки, полученный ранее от инструкторов – бывших офицеров Советской армии.
Российским силам наносили серьезный ущерб и импровизированные диверсанты из местных жителей, ведшие гражданский образ жизни, но время от времени устраивавшие скрытные диверсии, закладывавшие мины на путях передвижения войск и милиции, обстреливавшие российских военных и милиционеров из укрытий в населенных пунктах. 6 октября 1995 г. взрывом фугаса в Грозном был тяжело ранен сам командующий объединенными федеральными войсками в Чечне генерал-полковник А. Романов, в результате чего оказался полностью парализованным. Кроме того, политика руководства России в Чечне была негативно воспринята общественностью во многих странах мира, в особенности мусульманских, из которых антироссийским силам в Чечне стал поступать всевозрастающий поток спонсорской помощи, а также начали приезжать желавшие участвовать в войне на стороне Ичкерии добровольцы, в том числе военные специалисты.
В июне 1995 и январе 1996 гг. крупные отряды боевиков Ичкерии совершили рейды на территории сопредельных с Чечней регионов Российской Федерации: в город Буденновск Ставропольского края и город Кизляр Республики Дагестан, в обоих случаях разгромив отделения милиции и захватив заложников в местных больницах, а во втором также разорив российскую вертолетную базу. Неудачные меры по освобождению заложников, в обмен на которое боевики требовали прекращения военных действий и вывода из Чечни российских войск, а также большие потери среди личного состава федеральных сил, в особенности молодых солдат срочной службы (направленных на войну без учета собственного желания), вызвали широкий негативный резонанс и в российском обществе, в том числе и в политических кругах.
Ни избрание в декабре 1995 г. главой Чеченской Республики Д. Завгаева, ни гибель 21 апреля 1996 г. Д. Дудаева, убитого прямым попаданием авиационной ракеты у села Гехи-Чу в Западной Чечне, не могли стабилизировать обстановку и остановить военные действия. Вооруженные отряды Ичкерии все активнее действовали в тылу оказавшихся весьма плохо подготовленных к войне в специфических местных условиях российских федеральных войск, куда пробирались скрытно, пользуясь полученными от местного населения сведениями о дислокации тех. Непрекращающаяся война поглощала огромные средства из российского государственного бюджета. После того как 6 августа 1996 г. крупным чеченским отрядам под общим руководством лично А. Масхадова удалось незаметно просочиться к Грозному и захватить город, в Чечню был направлен полномочный представитель президента России А. Лебедь.
15 августа встретившись в селе Новые Атаги с заместителем Д. Дудаева Зелимханом Яндарбиевым и А. Масхадовым, он договорился с ними о заключении перемирия. 22 августа 1996 г. в дагестанском городе Хасавюрт между российской федеральной делегацией во главе с А. Лебедем и чеченской во главе с А. Масхадовым были заключены соглашения об урегулировании конфликта. В соответствии с ними российские войска и другие силовые структуры выводились с территории Чеченской Республики, и обе стороны обязались отказаться от любого применения силы в разрешении спорных вопросов между собой. Д. Завгаев вскоре покинул Чечню; в 1997 г. был завершен вывод с ее территории российских войск. Однако суверенитет Чеченской Республики Ичкерия не был признан ни Россией, ни каким-либо другим из имеющих всеобщее международное признание государств.