АРМЕНИЯ. Находящийся с частным визитом в столице РФ Москве Президент Республики Армения Армен Саркисян встретился с группой представителей российской армянской общины.
Как сообщает пресс-служба главы армянского государства, участники встречи посредством задаваемых вопросов хотели непосредственно от президента Армении узнать о последних развитиях вокруг Арцаха и создавшейся в Армении ситуации, а также о путях выхода из ситуации, представляя также свои предложения.
«Эти дни были очень трудны для всех нас, — сказал в своём вступительном слове президент Армен Саркисян. – Моя обязанность как президента – говорить с народом, независимо от того, где он находится. Каждый из нас в своём сердце и своих мыслях испытывает большую боль, каждый день носит с собой эту боль и трудность. Эта боль не только арцахцев или жителей Армении, а наша общая».
Президент Армении сказал, что до приезда в Москву посетил ряд арабских стран, встречался также с представителями армянской общины. «При встрече в каждой общине мы делились своей болью, многие были рассержены, выдвигали требования. Обязанность президента – выслушать всё это и поделиться замечаниями», — сказал президент Саркисян, подчеркнув, что боль и потеря чрезвычайно велики: не только большая часть Арцаха, но и тысячи молодых жизней, большое число раненных, всевозможные огромные трудности.
Президент Армении вновь подчеркнул, что нужно встать на ноги, а это возможно, если взяться за руки, забыть наши различия, не делить друг друга на чёрных и белых, понимать, что все мы армяне, имеющие множество мыслей и идей: «Все наши друзья переживают, что мы потерпели поражение в войне, но все нас будут уважать, если после этого мы сможем встать и шагать, с извлечёнными из этого поражения мыслями, научившись на ошибках, будем идти вперёд, снова строить страну, которой все мы гордимся, строить армию, которая будет победоносной».
Участники встречи задали президенту Республики разнообразные вопросы. Они выразили озабоченность в связи с войной, её ходом, содержанием подписанного в качестве завершения документом. Был отмечено также, что нынешнее правительство должно уйти, потому что происходящее в Армении – национальная катастрофа. Сказано, что в отношении правительства существует недоверие, в плане его способности поставить страну на ноги, тем более что правительство само принимает, что совершило ошибки и неверно оценило ситуацию. Речь шла об озвученном на днях президентом предложении, что нужно провести внеочередные парламентские выборы, а до этого должно быть создано правительство национального согласия. Недовольство высказано также относительно президента и президентского института, в то же время, отмечено, что это единственный в Армении властный институт, который чётко высказал свою позицию, призвал правительство подать в отставку. Сказано также, что в дни войны Диаспора продемонстрировала беспрецедентную сплочённость и преданность, а теперь испытывает глубокое разочарование, особенно когда видит, что неопределённость продолжается, и нет чёткой программы выхода из кризиса. Высказана точка зрения, что отставка правительства и формирование правительства согласия станет стимулом для восстановления доверия. Прозвучало предложение также относительно углубления отношений с Россией.
Отвечая на обращённые к нему вопросы, которые часто также были из области эмоций, президент сказал, что осознавая большую боль потери и громадный размер беды, понимает чувства людей, их негодование и критику: «Наши молодые люди действительно герои. Потеряны тысячи жизней, что является трагедией. У нас множество раненных. Ситуация в больницах очень тяжёлая, сейчас никто больше не обращает внимания на коронавирус».
Президент сказал, что мы потерпели поражение в нескольких войнах. «Прежде всего, демографическая война: после перемирия 1994 года не было роста населения. Когда солдат стоит на границе, он всегда смотрит, что у него в тылу. Если там пусто, даже обладающий большим духом армянский солдат испытывает трудность. Нужно было заселить эту территорию», — отметил президент. По его словам, мы потерпели поражение также и информационной войне: «Азербайджанцы и турки серьёзно к этому подготовились. Эта война продолжается также сегодня, они нападают на нас. Мы этим не занимались, потому и проиграли. Мы сегодня в Армении нападаем друг на друга, вместо того, чтобы объединиться».
Президент Республики также отметил, что 26 лет назад мы действительно имели самую мощную в регионе армию. «Мы построили армию из добровольцев, но в конце войны имели регулярную армию. В то время наша армия была технически лучше, чем азербайджанская. В последующие годы Азербайджан тратил громадные суммы, чтобы усилиться, а мы ещё жили славой прошлого, по этой причине в этой войне у них были дроны, а у нас – нет. Следующая война будет с участием искусственного интеллекта». Президент сказал, что нужно заниматься наукой, новыми технологиями, образованием, чтобы вновь не проиграть.
Обобщая создавшуюся в стране ситуацию, президент Армен Саркисян подчеркнул: «В любой стране, где происходит подобная большая трагедия, есть решение: правительство, которое привело к этому, должно уйти. Если политический деятель силён, он может потом вернуться. Прошлые выборы были 2,5 лет назад, когда страна была совершенно другой. Сейчас мы живём в другой стране. Нельзя оценивать кризис числом людей на площади. Ни в коем случае не согласен, что нужно оценивать кризис, учитывая только число людей, собравшихся на площади. Если бы на площади вообще никого не было, это бы значило, что кризиса нет? Посмотрите вокруг себя, мы все в кризисной ситуации. Это не кризис страны, государства, а кризис нации: правозащитный, психологический, финансовый, экономический, гуманитарный. Не все вернуться в Карабах, часть людей останется в Армении. Кто будет о них заботиться или помогать? То есть в первую очередь нужно принять, что у нас есть кризис, а это значит, что мы не сможем продолжать так, как прежде. Армения отныне другая страна. Даже другая по сравнению с той Арменией, которая была 27 сентября.
Есть цивилизованный путь – внеочередные выборы, временное правительство национального единства. Это не означает, что каждая партия должна в нём иметь министра. Кто-то всеми уважаемый формирует, и предпочтительно, чтобы это правительство было технократическим. Это правительство должно работать полгода или год, до новых выборов, когда народ снова даст мандат какой-либо силе.
За этот период нужно также провести референдум. Обязательно нужно или поменять Конституцию или эту Конституцию нужно сделать более человечной».
Касаясь того факта, что он из прессы узнал о подписании трёхстороннего заявления, касающегося Арцаха, Президент Саркисян сказал: «Я считаю, что это крушение государственности. Оно рушится не в тот один день, а на протяжении лет. Для меня самая большая боль в том, что в течение 2,5 лет использовалось около 5 процентов моего потенциала. Не по той причине, что я не предлагал или настаивал, а потому что таковы наши Конституция и государство». Президент Саркисян сказал, что в нынешней Конституции нет никаких рычагов сдержек и противовесов: «Каждая Конституция, будь она в системе президентского или парламентского правления, должна включать механизмы сдержек и противовесов, чтобы никто, будь это президент или премьер-министр, не брал на себя принятие таких решений, которые имеют национальное и чрезвычайно важное значение. Всё это должно быть уравновешено. У нас Конституция совершенно не сбалансирована».
Президент сказал, что параллельно с разговорами о необходимости новых выборов, нужно думать также о референдуме и конституционных изменениях или о реформе действующей Конституции. «Должно быть равновесие между парламентом, правительством и президентским институтом, — сказал президент, отметив. – Думаю, что даже если мы останемся парламентской страной, президент должен избираться народом. У нас в стране на все должности назначает парламент, а где равновесие? Почему мы удивляемся, что имеем то, что имеем?»
Что делать потом? Каким будет следующий шаг? «Начиная с 10 ноября, я приглашал к себе представителей всех политических сил, — сказал президент Саркисян. – Существует территория, где мы можем собираться, в первую очередь, я как президент предложил это. У меня очень мало полномочий, однако президентство как раз для такого дня.
Возможно, что согласно этой плохой Конституции, моя роль в том, чтобы в такие дни быть тем человеком, кто может помочь выйти из этой ситуации. В эти годы я всегда старался не нарушать законы и Конституцию. В эти два года я их не нарушал за счёт собственных нервов».
Говоря об оказанной Диаспорой помощи и вообще об отношениях с нею, Армен Саркисян, в частности, сказал, что у нашего народа есть только одна собственность и богатство – мы есть друг у друга: «Однако согласно Конституции, человек для того, чтобы стать членом Парламента Армении должен иметь только гражданство Армении и жить в Армении четыре года. Могу перечислить двадцать талантливых врачей, которые могли стать министрами Армении. Мы сами построили Берлинскую стену между Арменией и Диаспорой. Пришла пора разрушить эту стену. Наша Диаспора превратилась в средство получения денег – шлите деньги, а что будет потом, как они будут израсходованы, вас не касается. Мы дошли до этой точки. После всего этого, если будем так продолжать жить, пусть Бог нам поможет».
Касаясь вопроса о том, кто может быть следующим премьер-министром, президент, в частности, отметил: «Мы постоянно связываем решение наших проблем с какой-либо личностью. Это в нас сидит. То есть, когда кто-то становится министром, то думает, что министерство принадлежит ему, и люди также думаю, что министерство принадлежит ему. По этой самой причине у нас очень часто министерства не работают, как институты, а работают как собственность этого человека. Не может страна выиграть войну, не имея сильных институтов. Во время войны все институты будут работать в единстве. Это не только Министерство обороны или Генеральный штаб, все должны работать. А где наши институты? Сегодня мы видим, как у нас многие вещи не работают, и, если мы этого не изменить, они не смогут работать. Я и вы можем выдвигать кандидатов в премьер-министры, однако не нужно связывать решения с личностью. Особенно сейчас, когда будет временное правительство, если Премьер-министр согласится. Это временное правительство должно иметь программу, чем будет заниматься.
Кто хочет стать премьер-министром? Посмотрите на этот огромный объём задач – это большое бремя. Он должен быть честным человеком, и мы все должны ему помочь. В мире нет такого человека, кто может в одиночку поставить на ноги эту страну. Мы все вместе должны заниматься этим делом, должны иметь программу и помощь наших настоящих друзей, в первую очередь, России. Есть президентский институт. Президент не хочет становиться премьер-министром. У меня нет притязаний, я никому не конкурент. Хочу, чтобы наша страна была стабильной, потому что нестабильная страна будет означать, что завтра снова начнётся война. Свою роль я вижу в следующем: помочь нашей общественности выйти из этого тяжёлого положения», — сказал Армен Саркисян.
Говоря о выходе из кризиса, президент сказал, что самый важный вопрос – развитие экономики, потому что все остальные вопросы будут связаны с экономикой. «Нужно строить современную экономику. Первым пунктом я бы отметил образование. Военная, медицинская сферы строятся на основе образования, — сказал Президент Армении. – Армения должна не только продавать коньяк, мы должны также продавать технологии. Будущее нашей страны связано с технологиями, сельским хозяйством. Очень важна также продовольственная безопасность. Мы должны договориться с Россией, чтобы наши студенты приезжали сюда учиться на тех условиях, что граждане РФ, как это делалось во время СССР.
Мы должны сотрудничать со всеми. Чтобы строить наше собственное, мы должны брать у мира лучшее. Для всего этого мы должны привлекать самых лучших, чтобы каждый Армянин думал об Армении как о своём доме, чтобы наши новые программы не были лишь словами».
Подводя итог встрече, президент сказал, что она была важна прежде всего возможностью услышать соотечественников. «Ответы на вопросы мы должны давать все вместе, — сказал Армен Саркисян. – Сегодня всем нам трудно, мы все вместе должны выходить из этой ситуации. Основными двумя словами можно это описать так: единство, достоинство. Мы можем потерпеть поражение в войне, но мы не имеем права потерять своё достоинство. Нашей силой должно быть то, чтобы в этих трудных условиях, сплотившись, встать на ноги. У нас есть легенды, и самое плохое, когда начинаешь верить сочинённым тобою же легендам. Это приводит к тому, что вместо строительства армии, верим, что имеем армию, начинаем верить, что у нас есть экономика, в том случае, когда её нет, начинаем верить, что у нас есть свободная пресса…»
После этого выступления президента Республики последовала реплика одного из участников встречи: «Вы не представляете: сейчас мы все здесь вместе говорим, а полчаса назад в ереванской прессе написали, что Вас во дворе церкви встретили выкрикивая «предатель», и что на встрече с Вами почти не было людей, а пришедшие уходили со встречи».
— Вы, наверное, знаете, кто это пишет, — ответил президент Армен Саркисян.
checheninfo.ru