ИНГУШЕТИЯ. Божество по имени Тха является одним их древних представителей мифологии двух народов — ингушей и адыгов— чьи предки поклонялись ему как богу Солнца.
Знаменитое сказание «Семь сыновей вьюги» знакомит нас с Тха, как с человекоподбным богом, сотворившем нартов и живущем на вершине горы Бешлоам «в хижине из тростника». Здесь он любит спать «на толстых мягких облаках, досыта кушать барашков и греться у солнца».
Среди народа ходило поверье, что его смех был способен сотрясать горы, что поднявшийся холодный ветер доходил до земли, когда он вздыхал от огорчения, Тха умел плакать и его слёзы падали на землю «целыми потоками дождя».
С ним на вершине горы Казбек жила его жена Фурки или Дарза-Нана — Мать вьюги. Нередки были между ними ссоры, которые в округе поднимали бурю со страшной силой, проносившейся над землёю, вода начинала бурлить и выступать из берегов, а снег валил хлопьями и «обвал за обвалом» сыпался на головы несчастных нартов.
Даже владея такой мощью, Тха не был всесилен. Он имел все присущие человеку слабости. Избегал созданных им же самим великанов, которых поселил между собою и людьми, его можно было обхитрить и обмануть. Он испытывает такое же чувство голода и холода, временами плачет, отчаивается и ругается с женой, однако несмотря на это народ галгаев очень чтил и уважал это божество и возведённое ими культовое сооружение Тхаба-Ерды имеет в своём название имя бога Тха.