Михаил Балакирев известный музыкальный деятель, организатор творческого композиторского сообщества, называемого «Могучей кучкой», как поэтично обозначил сей музыкальный союз Владимир Стасов в одной из своих критических статей. Но мы не об этом. Одно из популярных произведений композитора «Записки кавказской народной музыки», среди которых две чеченские мелодии.
В 60-е годы XIX века Михаил Алексеевич регулярно ездил на Кавказ, впитывая орнамент музыкальной поэзии горцев, вдохновляясь красотами здешней природы, разнообразием ландшафта. В 1862-м он посещает Кавказские Минеральные Воды с целью проведения концертной деятельности. Среди прибывших послушать величайшего пианиста нашлись и представители горского населения, оценившие прилежность и старание переложения их национальных напевов на фортепианную музыку. Очевидцы рассказывают, как прямо на концерте, распознав знакомый лейтмотив лезгинки, почтенный старец, ловко спрыгнув со стула, пустился в пляс.
Балакирев хотел познакомить горцев и с европейскими музыкальными традициями в том числе, желая открыть в дальнейшем отделение Русского музыкального общества. В 1868-м он приехал снова и прожил на Кавказе почти три месяца. В одном из писем композитор отмечает: мне остается одно, что и употребляю с наслаждением: любоваться красотой природы, всматриваясь в девственность нетронутой породы этих людей. В красоте, честности лиц черкесов я нахожу те соки, что продолжают меня питать. Снеговые вершины Эльбруса, грандиозность ущелий, крутые скалы — вот то, что дает мне силы для жизни…». Из написанных произведений, посвященных теме Кавказа, известна Балакиревская восточная фантазия «Исламей». Эта фортепианная пьеса с ярким звуковым изображением — одно из любимых произведений еще одного выдающегося композитора и пианиста Ференца Листа.