В древности говорили: «По тому, как провожают человека в последний путь, можно судить о духовной культуре народа». Но мы, вопреки обычаям зачем-то выдумываем какие-то новые обряды. Это, прежде всего, касается такого обычая как «сабатбонт?».
В древности он не был общим для всей Осетии, хотя отмечается у исследователей осетинского быта, и правильно назывался «сабатиз?р» (букв. вечер субботы), поскольку справлялся в пятницу вечером, справлялся на кладбище и исключительно женщинами.
Раньше его справляли еженедельно в течение года. Замужние женщины – родственницы и близкие соседки приходили на кладбище с продуктами и напитками, оплакивали покойника и здесь же угощались. Позже сабатизр выполняли в течение семи недель после погребения, а ещё позже сократили их до трёхразового посещения. Но в одно время подобные посещения кладбищ были даже ежедневными, покойникам готовили их любимые кушанья, которые относили на могилу. Позже, в виду чрезмерной обременительности, как писал Г.Ф. Чурсин, «ежедневное кормление сменяется еженедельным, хотя, обедая раз в неделю, казалось бы, трудно себя чувствовать сытым… и периодичность кормления делается всё реже и реже. Так возникает обычай поминальных обедов и приношений». Писал об этом обряде и Вс.Миллер: «Каждую пятницу вечером, в течение целого года, женщины семьи, в которой произошла смерть, забрав с собой продукты и напитки, идут на могилу, куда собираются замужние женщины аула и вдовы, и там после обычных приготовлений угощают всех пришедших. Вследствие этих угощений семья покойника отказывает себе во всём в течение года и живёт впроголодь». Далее Миллером отмечалось, что мужчины сильно восстают против этого обычая, однако женщины всячески отстаивают его. Ведь, образно говоря, посещение кладбища являлось для них своего рода «женским клубом». Но получается, что в настоящее время, мужчины все-таки одержали верх, и «сабатиз?р», которые ранее справляли исключительно женщины, теперь стали приоритетом для мужчин.
У осетин к покойнику было двоякое отношение. Прежде всего, они выполняли обычаи предков, чтобы их не высмеяли сородичи и односельчане. Нельзя более оскорбить осетина, как сказать, что его мёртвые голодают. Во-вторых, они боялись умершего и старались его задобрить, выполняя все нужные обряды поминовения, ибо у покойника могли быть претензии к оставшимся членам семейства. Встречается косвенное упоминание о сабатиз?р и в Нартском эпосе. «…Тотрадза похоронили. Целый год мать делала по нему, по обычаю нартов, поминки. Осталось по нему сделать только последний годовой сабатиз?р». Далее читаем: «…Я так несчастна и бедна, что не могу тебе свободно, так как желает моё сердце, принести к твоей могиле сабатиз?р!». И ещё: «Я у матери был единственный сын, трое спесивых всадников только из спеси меня убили. И сказал я матери: «Оружие моё со мной положи и трижды в ночь под субботу поминки мне устраивай».
Участие в обряде принимали именно женщины, и не было там мужчин. Следовательно, если и следовать данному обряду, то категорически неприемлемо участие в нем мужчин. Более того, данный обряд не справляется в стенах дома. Интерпретацию сабатиз?р старшее поколение в Южной Осетии не помнит. Иными словами, у нас их, как подобие поминок, не справляли вообще. Конечно, женщины могли посещать могилу умершего под субботу, но никогда не накрывали столы дома. Это не было обычаем на юге Осетии, и появилась подобная трактовка в последние десятилетия. Неслучайно же многие, еще при жизни оставляют завещание, не делать им «сабатиз?рт?». Поскольку этот обычай не был принят у нас. Но вольность в трактовках, когда каждый мнит себя знатоком поминальных обрядов, приводит к вот таким метаморфозам, не имеющих ничего общего с обычаями предков. Элементарно сейчас стали хоронить покойников в любой день недели, хотя раньше умерших не хоронили по понедельникам, средам и пятницам. Старшее поколение это прекрасно знает.
Считается, что осетины-южане переняли обычай сабатиз?р в период грузино-осетинского конфликта, когда народ особенно переживал всплеск национального самосознания и интеграция и общность учитывалась во всем. В результате мы зачем-то заимствовали поминальные обряды не свойственные югу Осетии, с которыми, что интересно, сами северяне уже не первый год борются через прессу и телевидение. В частности, не раз было обращение всеосетинского движения «Стыр ныхас», где говорилось: «Пусть будет стыдно мужчинам, которые посещают сабатиз?рт?», так как было известно, что этот обряд выполняли только женщины.
Аза Кокоева, кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, этнолог