ИНГУШЕТИЯ. В культуре ингушского народа важное место издавна занимают ритуалы, связанные с почитанием предков. До сих пор в фольклорном репертуаре горцев продолжают бытовать суеверные рассказы, приметы, обряды, отражающие народное представление о загробном мире.
Для ингушей мир усопших ничем не отличался от жизни на земле. Разница заключалась в том, что, когда здесь наступала ночь, там начинался день. Поэтому в могильнике ушедшего лежало только необходимое, а само тело одевалось в погребальный костюм. В похоронной обрядности ингушей одежда менялась в зависимости от религиозных воззрений, однако название «мерчи», что значит смертное одеяние или саван, оставалось неизменным. Учёные считают, что погребальные и поминальные ритуалы – это инструмент поддержания и активизации культурной памяти не только семьи, но и общества, выполняющий социальную функцию
Мусульманский саван. Ранний этап похоронного костюма отсылает в эпоху язычества, когда тела горцев не закапывали в землю, а хоронили в солнечных могильниках названные как «маьлхара кашаш». В те времена одежда покойника ничем не отличалась от повседневной, однако для обряда надлежало сшить новую. Это правило распространялось на всех, кроме погибших в бою воинах. Оружие, доспехи и снаряжение — ничего не снимали, отправляли на тот свет прям так. Согласно языческому регламенту на мужчину покойника сверху надевали длинную до колен рубаху и стёганную шапку, а снизу — шаровары и мягкие сапоги с голенищами. Чуть позже, когда в повседневность вошла чоха, по-русски черкеска, ингуша хоронили в ней с натянутой на голове папахой из овчинной шерсти. При этом наряд преследовал все каноны строгости — покойника обязательно подпоясывали, и такие, казалось бы, ненужные вещи как кинжал, кошелёк и пряжка имели место быть.
Ритуальное одеяние женщин состояло из нескольких платьев: нижнее, среднее, верхнее. То, что надевалось снаружи имело яркие цвета, пуговицы на груди и металлические пряжки, всё что было под –– делалось из грубого холста и не отличающейся мягкостью шерстяной ткани. В Ингушетии, конечно, существовала проблема бедности. Некоторые семьи не могли позволить шить новый костюм для покойника, однако родственники старались чтить правила и делали многое, чтобы достойно попрощаться с умершим. Когда на место язычества приходит ислам, то обряд погребения и костюм претерпевают ряд изменений. Для пошива берётся рулон однородной материи. Сначала из него отрезают кусок из которого делают перчатки для обмывания. Сразу же после в рот, уши и нос закладывают медицинскую вату, что предохраняет от насекомых — подобным образом мусульмане дают телу дольше сохраниться.
Солнечные молитвы. Если во времена язычников захоронение длилось 3-4 дня, то у мусульман как можно быстрее. Они считают необходимым совершить раньше, в идеале — в течении нескольких часов Затем приступают к савану, его делают по предварительно снятым меркам. Материал — любой, цвет- белый. Длина определяется из расчёта на три оборота всего тела покойника и пять — для покойницы. Дополнительно шьётся нижнее бельё. Из ткани делают вырез для горловины, пришивают прямые рукава и штаны. На остальные оголённые части надевают рукавицы и бахилы, а для женщины обязательна накидка зелёного цвета. Людей, умерших насильственной смертью, во время военных действий, в дороге или утонувших, хоронили еще в 1980-е годы без обмывания и савана, в той одежде, в которой их настигла смерть. Считается, что такой человек непременно попадет в рай, и эта смерть воспринимается как смерть во имя веры. Когда тело оборачивают в саван, кладут на носилки и, прочитав молитву, идут на кладбище. Таким образом ингуши продолжают совершать обряды погребения и сегодня.