ДАГЕСТАН. Клинки из амузгинской стали знали далеко за пределами Кавказа. Сегодня легендарный дагестанский аул стоит в развалинах, однако голоса его жителей все еще можно услышать. ...
Амузгинские клинки покрывает изгибистый закрученный узор, напоминающий клубки из линий. Металл чрезвычайно крепкий, не теряя при этом своей эластичности. Амузгинскую саблю можно было согнуть, образовав круг. Лезвие клинка разрубало гвозди, оставаясь идеальным ровным без единого следа на поверхности.
В стародавние времена, прежде чем покинуть кузнечную мастерскую, клинок проходил тринадцать этапов обработки. Для ковки сварочного железа использовали три сорта привозного металла. Антушка — крепкая сталь, ее использовали для лезвия. Дугалала — мягкая сталь, применялась для сплошной части оружия. Альхана — наиболее крепкий сплав, использовали для подложки. Три сорта металла клали тремя полосами. Кузнец, зажав стопку уложенных друг на друга металлических пластин, клал металл в горн. Раскаливал до определенного момента, аккуратно вытаскивал из горна и переходил к наковальне. Из трех полос получался сваренный или сварочный сплав железа, готовый к работе.
Далее кузнец приступал к выделыванию формы оружия, его жала, узкого стержня для рукояти. Стальной резец в умелых руках мастера с двух сторон кинжала выстругивал аккуратный желобок. Клинок обтачивали и чистили скребком до зеркального отражения. Следующий этап — прокаливание и закаливание стали водой. Клинок приобретал синеватый отлив и крупнорисунчатый рельеф, столь характерные для амузгинской стали. Тонкости технологического процесса изготовления клинков держались в секрете. У амузгинских клинков свой характер, темперамент, своя история.