1741 год. Дагестан ведёт размеренную жизнь. Люди в своих сёлах начинают новый день. Кто-то идёт в поле, а где-то готовят еду для родных, пастухи собираются на пастбище — каждый занимается своим делом. Между тем в воздухе витает напряжённость, на Страну гор надвигается опасность. Существование кавказской цивилизации под вопросом, ведь с юга надвигается беспощадный и жестокий враг. В Персии - «Гроза Вселенной», для дагестанцев - вероломный захватчик, а в истории - Надир-шах. Он стоит во главе стотысячного персидского войска, представляющего собой страшную силу, на счету которой большое количество побед над многими народами Востока. Помимо земляков в войске персидского шаха служат покорённые им народы — курды, таджики, афганцы и так далее. Завоевательные походы пополняют казну Надира и его армию. Воины используются самым лучшим оружием, лошадьми и обмундированием. Правитель не жалеет средств ни на обеспечение, ни на организацию нападения.
Надир-Шах. Надир-шах, выходец из семьи пастуха, проведя детство в глубочайшей бедности, благодаря своему полководческому таланту и энергичности поднимается до самых вершин власти, создав одну из крупнейших империй в истории Востока. В дальнейшем его часто называют Наполеоном Востока. Такую огромную силу возможно сломить лишь, собрав воедино все силы в Дагестане. На территории горного края образуются вольные общества и нескольких ханств, которые зачастую воюют друг с другом, однако на этот раз ханы и храбрые предводители снаряжаются к великим битвам за родной край. Вместе с ними готовится ещё один человек, располагающим большим авторитетом праведника и учёного, свободного от классовых и национальных предрассудков. Его имя - Ибрагим – Хаджи Урадинский. Аварский богослов является носителем той идеи, что может стать основой для объединения разрозненных народов Дагестана.
Летом 1741 года войска Надир-шаха покидают Дербентскую крепость и начинают свое продвижение в горы. Персидский правитель стоит во главе пятидесятитысячное войска, которое направляется в Кумух. Другая часть армии, возглавляемая Али-ханом идёт в Гергебиль, дабы, потом соединившись с двух сторон нанести удар на Хунзах. В 1735 году Надир заключает мир с Россией, по которому она уводит свои войска из прикаспийских земель. Таким образом империя признаёт власть Персии над Дербентом и Дагестаном, принеся местному населению новые тяготы и войны. 9 августа в ходе тяжёлых боев персам удаётся взять Кумух, а уже через месяц горцам происходит очередной бой в долине Андаляль. Именно в этот момент Ибрагим Урадинский занимает окончательную позицию. Успев лично познакомиться с Надир-шахом во время переговоров 1735 года, он начинает участвовать в военных советах горцев и пытается вести диалог с наступающей силой, стараясь предотвратить кровопролитие.
Ибрагим-Хаджи Урадинский. Ибрагим-Хаджи Урадинский играет большую роль в организации сопротивления могучему завоевателю — Надир-шаху. В 1741-ом году, когда персидские войска врываются в Южный Дагестан, богослов выступает как патриот. Сохраняются письма, в которых он обращается к иранскому правителю и приводит множество хадисов: «Победит не тот, кто большое войско имеет, а тот, кто справедливо дело делает». Ибрагим-Хаджи не просто высказывается, но и пытаются призвать к голосу разума - к суре Корана, которая гласит: "Насильника на земле настигнет божья кара. Сначала он будет карать других насильников, а потом подвергнется каре Всевышнего." Прислушайтесь к словам Пророка и вернитесь домой. Мы не хотим войны с вами. Особенно мы не хотим воевать с шамхалом. От прадедов и до наших дней между нами были хорошие отношения, и мы связаны дружбой. Когда между мусульманами происходят войны, старайтесь примирить их. Если из этого ничего не получится, воюйте с теми, которые ведут несправедливую войну до тех пор, пока они не подчинятся вам. Такова сура. Не прислушаетесь к нашей просьбе мы выйдем из своих домой…
Поход Надир-Шаха и Ибрагим-Хаджи. Ибрагим-Хаджи отправляет письмо Надир-шаху, прекрасно понимая, что он не отступится. Богослов начинает поднимать людей на защиту Родины и на помощь приходят его соратники. Также Урадинский просит Всевышнего о победе, молясь на протяжении 3-4 недель на вершине горы. Параллельно с этим, богослов обращается к жителям четырёх вольных обществ: гумбетовцам, андийцам, ботлихцам и ансалтинцам. Урадинский готовит их к борьбе с персидским правителем, ибо ныне самое подходящее время для этого — послание рассылается в тот период, когда войска Надир-шаха уже стоят в Андаляле.
Насколько авторитет Ибрагима- Хаджи был силён можно судить по тому, что есть сейчас. Его родное село Урада, где он жил и воспитывался, а также дом с сохранённой внутри личной библиотекой неприкосновенно стоят и напоминают всем о земляке. Более двух столетий книги богослова лежат там. В эпоху СССР её чудом не уничтожают КГБ-эшники, но благодаря местным жителям они остаются на своём месте. Библиотека состоит из 150 книг, написанные на самые различные темы: религия, арабская грамматика, логика, исламское право и так далее. Судя по ним, спектр изучаемых наук, которых касается Урадинский, широкий. Среди них много рукописей XV-XVI вв., однако самая старинная датируется XII-ым веком, что делает эту коллекцию — настоящей находкой. Объёмная коллекция стоит большого труда. Многие из этих книг Ибрагим-Хаджи переписывает сам, но имеющий тесные связи с крупными учёными горного края того периода, он зачастую получая их в подарок.
В странах Востока. Учёные предполагают, что Урадинский — выпускник знаменитого дагестанского медресе села Согратль, близ которого в 1741 году происходит битва полчищ Надир-шаха с горцами. Первые свои шаги Ибрагим-Хаджи делает в учебном заведении его отца Мухаммада в селении Урада, основанное им же. После он кочует от аула к аулу в поисках знания. По сведениям биографов, Ибрагим-Хаджи, также получает образование в странах Востока. Он обучается в Мекке у шейха Саида Мекканского и у муфтия Дамаска Аль-Гази. Более того он участвует в диспутах по вопросам мусульманского права, языкознания и образования, которые устраивают эти учёные, воспринимая его как равного себе. Впоследствии он занимает 3 года место ректора Дамасского университета «Аль-Азхар». В литературе исламского мира известен как Саид Аварский. В свою эпоху он был одним из самых компетентных правоведов Дагестана, не занимая при этом каких-либо официальных постов и не имея личной печати. Ибрагим Урадинский за всю жизнь совершает 4 раза хадж. О пребывании Ибрагим-Хаджи в арабских странах есть много сведений. Во-первых, в литературе исламского мира он известен под именем Саида Аварского. Во-вторых, в народе бытует предание, что Урадинский некоторые время занимает место муфтия в Мекке. Ибрагим-Хаджи является непросто высокообразованным человеком, но и очень мудрым и всесторонним, что даёт ему возможность прекрасно разбираться в сложившихся ситуациях, находить язык с учёными и влиять на умы людей. На полях книг его библиотеки современные исследователи находят большое количество комментариев, что способен делать человек с глубокими познаниями религии.
Финальное сражение. Современники и последующие поколения хорошо знают жизнь и деятельность Ибграгима-Хаджи. Дагестанский учёный Абдрахман Казикумухский, в свою бытность — секретарь Шамиля, в осознанном возрасте берётся за написание книги под названием «Воспоминания Абдрахмана», где в списке четырёх крупнейших правоведов Дагестана называет богослова из Урады. А Гази-Мухаммад – имам и шейх, стоявший у истоков Кавказской войны — на самом деле является его правнуком. Один из сыновей Урадинского Исмаил работает муэдзином — в исламе служитель мечети или один из прихожан, ответственный за совершение призыва мусульман на молитву — в ауле Гимры, где рождается будущий воин и вождь горского народа, он приходится ему дедушкой. Всех тех, кто ответственен за Кавказскую войну можно назвать продолжателями дела Ибрагима-Хаджи, которые, как и он в своё время учёностью и смелостью пытается объединить горцев и сохранить Дагестан свободным.
Взяв на себя верховное командование всеми наличными силами, Надир-шах решает покорить Дагестан в ходе грандиозной военной операции, надеясь тем самым продемонстрировать Российской и Османской империи свою военную мощь. Продвигаясь вглубь Дагестана, отряд персидского войска захватывает Дженгутай, Акушу, Цухадар. Дальше шах направляет основные силы против местных правителей Кайтага и Кумуха — Ахмед-хана и Сурхай-хана. Они оказываются в сложной ситуации, оставшись практически один на один с огромной лавиной вражеских войск, господа вынуждены капитулировать и сдать свои территории на милость захватчиков.
Добровольный уход двух видных правителей усиливает уверенность шаха в том, что он скоро станет властелином Дагестана, однако сломить народную волю горцев в борьбе за независимость — сложнейшая задача. Армия направляется захватить Аварское ханство
В середине августа 1741 года полчища Надир-шаха подходят к долине Андаляль. Дагестанских пословс письмом от Ибрагима-Хаджи персидский вождь приказывает зарубить. Он велит горцам немедленно покориться, однако гордые жители Дагестана отвечают отказом. Все понимают, что битва неизбежна. Английский историк Л.Локкарт пишет: «Пока Авария остаётся непокорённой, ключ к Дагестану в недосягаемости Надир-шаха». Горцы полны решимости и уверенности. За несколько дней до этого им удаётся заманить в Аймакинское ущелье и разгромить сорокатысячное войско Али-хана — соратника шаха, однако другая часть армии во главе с Надиром ещё не в курсе дела. Рядовые отряды персов начинают своё наступление. Согратль и близлежащие к нему селения укреплены баррикадами. Полчища захватчиков подобны хлынувшим рекам обрушиваются на горские аулы.
Персидская армия в 10 раз превышают горскую. Грохот оружий, скрежет кольчуг и треск ломающихся копий вперемежку с людскими наполняют андалялскую долину. Но, как и ожидает шах быстрой победы не получается. Горцы ожесточённо обороняются и удерживают позицию несколько суток. С каждого народа и с каждого села воины спешат им на помощь и сразу же восполняют ряды защитников. Битва длится несколько суток. 21 августа отряду дагестанцев всё же удаётся переломить наступающие полчища персов и полностью сломать хребет военной машине Надир-Шаха. Сам шах убегает, попутно сбрасывая с себя свои саблю и корону. В 1741 году происходит поистине всеобщая победа, завоёванная всеми дагестанцами со всех областей. Это тот момент, когда Дагестан становится единым как никогда. Ибрагим-Хаджи, желающий мира и добра родной земле, поздравляет всех с победой и благодарит Аллаха за его помощь.
Умирает Ибрагим-Хаджи спустя 30 лет. В 1770 году разрождается эпидемия чумы, которая настигает богослова и сводит в могилу.
checheninfo.ru