ЧЕЧНЯ. Гений кавалерии – так называли Бейбулата Таймиева. Ермолов называл всадников под командой Бейбулата «сильной чеченской конницей».
Война на утомление. Одна из тактик, применявшихся Бейбулатом в войне с Ермоловым: война на утомление – создавались малые отряды, которые устраивали постоянные нападения на арьергард противника, укрепления и лагерь врага.
Маневренная война. Вторая тактика – маневренная война (сочетание действий пехоты и кавалерии). Эту тактику демонстрируют столкновения Бейбулата с полковником Вельяминовым в 1818 году и с самим Ермоловым в Чахкеринском сражении 1825 года.
Первый пример. Один из ярких эпизодов войны: маневр в крепости Грозной в августе 1825 года. Бейбулат для штурма крепости выделил всего лишь 120 человек, которых разделил на две группы по 60 человек. Одна группа напала на люнет крепости со стороны Мамакаевской деревни, другая – с противоположной стороны ворвалась в крепость. Этот маневр оказался неожиданным. Когда гарнизон крепости отвлекся на первую группу, вторая сумела пробраться в укрепление, захватить казарму и перестреливаться с противником в течение длительного времени. Затем, снеся ворота, чеченцы вышли из крепости. Это была показательная акция, без единой потери!
Второй пример. Второй случай – 26 октября 1825 года подполковник Сорочан подошел к Ханкальскому ущелью, дабы разорить местный аул. Кроме пехоты, казаков и кавалерии с орудиями, в отряде Сорочана были насильно мобилизованные чеченцы Притеречья. Случилась картина, напоминающая эпизод из фильма «Храброе сердце»: чеченцы из русского отряда неожиданно развернулись назад и опрокинули следовавших за ними казаков. Далее чеченская кавалерия нахлынула на солдат и, как писал Василий Потто, произошла «давно невиданная в Чечне кавалерийская схватка», после чего Сорочан с потерями спешно отступил в крепость Грозную. Он чудом спасся.
Третий пример – 30 января 1826 года Ермолов с войском подошел к аулу Чахкери. Бейбулат позволил русским солдатам сжечь аул: в итоге густой туман смешался с дымом огня. Все окуталось мраком, и появление Бейбулата с чеченским войском стало известно лишь из-за громогласного клича чеченцев: как писал Ермолов, по одному «ужасному крику» они определили, что чеченцы подошли. Далее кавалерия Бейбулата сразу же, сходу, ударила по казачьей кавалерии Ермолова и опрокинула их на землю, сбив с седел, что вообще было редчайшим случаем. «Редко видят сие кавалеристы, – писал в своем дневнике генерал, – хотя нередко и говорят о шоке...». Далее в бой ввязался основной отряд чеченцев, который стремительно ударил по царской пехоте. От полного разгрома царские войска спасали орудия, стрелявшие картечью (осколочные снаряды) и не подпускавшие чеченцев ближе, чем на 50 шагов. Затем, не давая передышки, чеченцы ударили третий раз. «Третье нападение было сильнейшее и продолжалось долее», – отмечал генерал. Ермолов спешно отступил к Грозной.