ЧЕЧНЯ. Извлечение из "Ичкерия. (Историко - топографический очерк)". Ив. Попов Октябрь 1869 г.
Укр. Ведень Из «Сборника сведений о кавказских горцах». Тбилиси, 1870. Вып. IV. С. 579–599:
Ичкериею называется часть гористого пространства Терской области между округами – с. С.Чеченским, с. В.Нагорным, с Ю. Андийским (Дагестанской области), с ЮЗ. и З. Аргунским.
Естественные границы Ичкерии составляют: с С. плоскость Чечни (здесь считается границею хребет Малх-Басса, идущий перпендикулярно к Хулхулаускому ущелью), с В. река Аксай, с Ю. Андийский хребет, с З. хребет гор, составляющий левую сторону Бассовского ущелья, и гора Пешхой-лам, подходящая к р. Шаро-Аргуну.
Ичкерия покрыта горами довольно значительной высоты, поросшими большею частию весьма густым лесом. С юга на север по ней протекают реки: Басс, Хулхулау, Гудермес и Аксай. Последний составляет границу с Нагорным округом. Между притоками, как более значительный по величине, следует назвать Аржин-Эхк (Черная Балка), впадающий в Хулхулау с левой стороны. Его начало – балка Мушин-чу, в горе Бехин-лам, в Чаберлое Аргунского округа. Все эти реки – с каменистым руслом и имеют характер горных протоков: мелки, но чрезвычайно быстры; во время же сильных дождей опасны для переправы.
Пространство Ичкерии не определено, но площадь ее можно полагать приблизительно до 1 000 квадр. верст, заселенных 40 аулами, в которых, по камеральному описанию 1868 г., считается за 12 тыс. душ обоего пола, разделенных на два наибства (участка): Веденское и Даргинское.
Наибство Даргинское (28 аулов).Коренных обитателей наибства этого составляют десять фамилий: Цонтароевская, Эйты-калинская, Эно-калинская, Ялхой-мохковская, Ширды-мохковская, Курчалинская, Белгатоевская,
Гордалинская, Шуанинская и Аллероевская. Из них Цонтароевская считает себя древнее других.
Аулы:1. Цонтари – выходцы из аула Нашахэ. Первый из них, имя которого было Сунтар, основал Цонтароевский аул лет 700 тому назад. Цонтари расположен при притоке р. Аксая, на горе, по соседству с которой, на юг, находится гора Кеттеш-Корт. Гора эта, по преданию ичкеринцев, служила сборным пунктом людей от всех обществ, для установления адата – обычая, вызванного стремлением первых здешних обитателей к социальной жизни.
2. Тезин-кале – Цонтароевской фамилии, при р. Гудермесе. Аул этот основан, лет 500 назад, пе1 Ичкеринец считает за хороший признак, если ласточка вьет гнездо в его сакле. Образовано переселенцем из Цонтари, Тези; кале, т. е. кэлли – хутор. Ныне хутор называется – котар.
3. Гезин-чу. Гези – выходец из Кабарды, поселился при р. Гудермесе, в глубине балки, т. е. в середине ее. Середина – чу. Аул этот принял Цонтароевскую фамилию по тому обстоятельству, что Гези, прибыв в Ичкерию, просил покровительство себе у Сунтара, пользовавшегося большим уважением. Следовательно, аул Гезин-чу современен аулу Цонтари.
4. Нажи – Цонтароевской фамилии. Несколько человек из аула Цонтари, назад тому лет 50, пришли к р. Гудермесу, на место, которое было заросшее дубняком, вырубили его и основали аул. Дуб – наж.
5. Эйты-кале – расположен при р. Гудермесе. Эйты – имя человека, основавшего хутор лет 600 тому назад и вышедшего в Ичкерию из аула Нашахэ. Кэлли, на языке прежних обитателей Ичкерии, означает – хутор.
6. Ачаришки – Эйты-калинской фамилии. Аул этот, лежащий при р. Гудермесе, заселяют выходцы из аула Эйты-кале. Ачаришки – место солончаков; прежде оно называлось Ачарыш – сырое соленое место. В настоящее время на языке ичкеринцев: соленое – дюрин.
7. Эно-кале – при р. Гудермесе. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад. Кэлли – хутор.
8. Куренбей – Эно-калинской фамилии, расположен при р. Гудермесе. Основавшие аул этот лет 40 назад, не более, – переселенцы из Эно-кале. Разыскивая место для устройства нового удобного поселения, один из энокалинцев нашел в лесу поляну, представлявшую все требуемые условия к образованию небольшого поселка. Несколько человек поселились здесь и дали настоящее название новому аулу потому, что поляна, на которой они поселились, была в лесу, занятом семействами ястребов. Ястреб – кюри; бен – гнездо.
9. Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермеса. Люди, основавшие аул этот, лет 500 назад тому, – выходцы из аула Нашахэ. Они были чрезвычайно бедны, имея единственное средство к существованию – заработок; их услугами пользовались более зажиточные землевладельцы. Ялхой – работник; мохк – земля.
10. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермеса. Ширды – имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад. Он поселился на свободной земле – мохк, основав, таким образом, хутор, который впоследствии получил название аула.
11. Курчали (верхний) – два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чаберлое Аргунского округа; потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Вису Тенаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермеса, расположен целый аул. Братья, пользовавшиеся покровительством Вису, имели красавицу сестру, Чилли, девушку весьма гордую и разборчивую в женихах: она многим отказывала, не находя человека, который мог бы ей понравиться. Молодежь, возвращаясь от красавицы, всегда отвечала на вопрос: где вы были? – у кур Чилли. Кур – гордый; Чилли – собственное имя.
12. Курчали (средний) – при притоке р. Гудермеса; название притока Кайчи-хи – белая вода.
13. Курчали (нижний) – при притоке р. Гудермеса. Оба аула эти Курчалинской фамилии. С приращением народонаселения, они расселились из Верхнего Курчали. Нижний Курчали – родина шейха Бэрсана; здесь же и могила его, весьма чтимая народом.
14. Белгатой – водою пользуется из родников, впадающих в р. Аксай. Место, где ныне аул,было свободным и удобным местом для работ. Идя туда на работы из окрестных аулов, жители разных фамилий, извещая друг друга о времени сбора, всегда кричали: белхи говай – идем на работу! Белхи – работа; говай – идем. Аул Белхи-говай получил настоящее свое название – Белгатой – уже впоследствии.
Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка, который имел сына Сусика, Сусик – Сослана, Сослан – Сулима, Сулим – Хоура, первого выходца в Ичкерию из аула Нашахэ; Хоур – Хасая, основавшего аул Белгатой. Сын Хасая – Арсан 1, Арсана– Бугалов 1, Бугалова – Арсан 2, Арсана– Бугалов 2, Бугалова – Сатлак, Сатлака – Сеты, Сеты – Бугалов 3, Бугалова – Арсан 3, Арсана – Асанчи, Асанчи– Хасан, Хасана – Арсамбек, Арсамбека – Белакай, Белакая – Бешиль (умерший в 140 лет), Бешиля??– Чабай, Чабая – Ыха, Ыхи – Автурхан, который, живя в настоящее время, имеет трех жен, прижив с ними 17 детей. Следовательно, после Хоура, аул Белгатой готовится сменить 17-е поколение. Близ аула этого есть два кургана: Стелла и Ерда; курганам этим, как говорят белгатоевцы, народ когда-то поклонялся.
15. Дарго или Дарга вэдэна – Белгатоевской фамилии – при р. Аксае. Переселенцы из аула Белгатоя, заняв поляну, окруженную со всех сторон горами, назвали аул свой Дарга, от кумыкского слова: дара – ущелье. Аул этот основан лет 70 тому назад.
16. Ахкин барз – Белгатоевской фамилии – при р. Гудермесе. Предание, по поводу основания этого аула, См. предание аула Эрсеной. говорит следующее: три белгатоевца, Хунка, Ирисхан и Шами, место с курганом, где ныне аул, купили за 300 монет у маюртуповцев Чеченского округа, так как оно принадлежало когда-то этим последним. Поводом к покупке этой был слух, что в кургане том (курган – барз) зарыто богатство, которым хотели воспользоваться купившие его; но курган был ископан (копать – ахка, ископан – ахкины) еще маюртуповцами. Новые хозяева, хотя и принялись за ту же работу, но кроме четок, конских удил и т. п. мелких вещей, ничего не нашли. Тем не менее, приобретя курган покупкою, они поселились близ него, назвав свой поселок, а впоследствии аул: Ахкин-барз – ископанный курган. На курган этот указывают и теперь.
17. Гордали – при р. Аксае. Основавший аул этот был некто
Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ, лет 500 тому назад.
18. Хашки-мохк –
Гордалинской фамилии – при р. Гудермесе. Назад тому лет 50, несколько человек переселились из аула
Гордали на землю, заросшую садами алычи и, вырубив деревья, образовали там поселение, названное харсин хачиш – алычовое. Впоследствии название это изменено в хашки; охк – земля.
19. Шуани (большие) – при притоке р. Гудермеса. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из аула Нашахэ.
20. Шуани (малые) – Шуанинской фамилии – при притоке р. Аксая. На местности, где ныне аул, лет 50 тому назад, поселился житель Больших Шуани, Магомат, образовав поселок из беглых и пленных казаков и солдат. Последние (пленные) попадались к Магомату, как человеку, делавшему часто набеги с небольшими партиями товарищей в окрестности наших поселений; первые же (беглые), преимущественно солдаты, зная Магомата по слухам за доброго и гостеприимного человека, шли к нему сами, в полной уверенности найти у него приют и защиту – и никогда не ошибались. Магомат, под именем шуанинского, далеко известен в горах. Он жив еще и теперь; старик – весьма бодрый.
21. Аллерой – при р. Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию, некто Аллериш, основал этот аул лет 600 тому назад.
22. Мескеты – Аллероевской фамилии – при р.Аксае. Переселенцы из Аллероя основали настоящий аул лет 200 тому назад. Поводом к названию Мескеты послужило следующее обстоятельство. На месте, где ныне аул, был большой лес, в котором весьма много водилось диких коз и оленей. Жители аула Аллероя ходили туда на охоту– как за жизненным продуктом, так и за ремнями, которые там же, на месте, они выделывали из кож убитых зверей, для обуви и других потребностей. Способ очистки кожи от шерсти и ненужных частей состоит в следующем: берут столб, пробивают в нем насквозь дыру, в которую, порезав предварительно на ремни, протягивают кожу от конца и до конца; с одной стороны дыры, при наружной части отверстия, приделан роговой клин или другое орудие, ребром которого при движении кожи счищается шерсть. После этого кожа провяливается. Затем берется ремень и режется на чрезвычайно тонкие ремешки, называемые нитками– тай, для шитья обуви, седел, уздечек и т.п. Для ровной, правильной порезки кожи на нитки, прибегают к такому средству: тонкая плоская палочка (толщиною менее пальца, длиною вершков 6–7), зазубренная посередине так, что ремень, упираясь одною стороною в зазубрину, а с другой – в лезвие острого ножа, протягивается во всю длину, оставляя между зазубриной и ножом нитку произвольной толщины. Ремень и отделяющаяся от него нитка тянутся вместе одним человеком, тогда как другой дает направление и известную толщину требующемуся ремешку. Работа эта производится всегда с помощью другого.
Приготовленные таким образом, для выделки кож и ремешков, столб и палочка, называются ичкеринцами – мескет. В лесу, где ныне аул, таких столбов и палочек было чрезвычайно много,вследствие чего первые, поселившиеся здесь люди, назвали место своего жительства: Мескет метык (метык – место). (Оленья кожа, по прочности своей, ценится ичкеринцами выше козлиной, хотя эта последняя в отделке может быть гораздо тоньше.)
23. Сугунты – Аллероевской фамилии – при р.??Аксае. Жители Сугунты – переселенцы из аула Мескеты, поселившиеся тут лет 60 тому назад. До образования еще Сугунты, был один мескетинец Сеги, который, для более удобного переезда жителей чрез балку, где ныне аул этот, построил мост – ттай. Впоследствии, несколько мескетинцев поселились близ моста этого, назвав поселок свой: Сегин ттай – мост Сеги. Название это изменено потом временем в Сугунты.
24. Замай-котар – на правом берегу р. Аксая. Зама, переселенец из аула Мескеты, поселился на настоящем месте хутором, для более удобного хозяйства. Переселение это было назад тому лет 40.
25. Исай-юрт – Аллероевской фамилии – при притоке р. Аксая. Исай??– выходец из Аллероя; юрт – аул. Аул этот основан Исаем лет 80 назад.
26. Турту-котар – Аллероевской фамилии – при притоке р. Аксая. Турту – из Аллероя, на настоящем месте жительства устроил котар – хутор, лет 30 назад, и поселился в нем, пася баранту. Со временем, к Турту, живому еще старику, присоединились другие и образовался аул, удержав за собою название хутора.
27. Давлетбий-котар – Аллероевской фамилии – при р. Гудермесе. Давлетбий – переселенец из Аллероя, лет 30 тому назад, поселился хутором на настоящем месте расположения аула, пася баранту.
28. Шамхал-берды – Аллероевской фамилии – при р. Аксае. Шамхал (какой – неизвестно), много времени назад, приезжал в аул Аллерой с заявлением аллероевцам приязненных своих отношений. Народ, довольный таким вниманием и зная наперед о времени приезда шамхала, встретил его на берегу Аксая, с полным угощением, по туземному обычаю. Крутой берег, круча – берд. На месте нынешнего Шамхал-берды основали аул, лет 50 тому назад, переселенцы из Аллероя.
***Восемнадцать человек выходцев, по преданию ичкеринцев, из аула Нашахэ, основали в Ичкерии все названные аулы, более или менее в разное время. Память о первых поселенцах здесь не умрет в народе, так как имена их перешли в потомство в виде фамилий, которые ичкеринцы носят. Но откуда родоначальники эти пришли в Нашахэ – вопрос, в Ичкерии не разрешимый, хотя, тем не менее, он имеет исторический интерес.
Годы, на которые указывают ичкеринцы, как на время основания аулов, мало заслуживают вероятия; но, устраняя недостаток этот, за отсутствием письменных документов, в этих годах, однако, можно видеть порядок расселения здесь людей впоследствии, когда народ, размножаясь, занимал новые места. Так, судя по времени основания аулов, ичкеринцы имели движение от Аргунского к Кумыкскому округу; переселение же из Ичкерии в позднейшее время, по случаю недостатка земли, было направлено к Чечне.
Источник: Gordaloy.ru (Гордали в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (И. Попов. 1869 год).)
checheninfo.ru