У " Армянского Геродота" Мовсеса Хоренаци, под пером которого Авгарь, царь небольшого сирийского (ассирийского) государства Осроена, превратился в царя Великой Армении, сына вымышленного царя Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого (последний жил вообще то за 100 лет до Авгаря), сообщает сведения и о жене Авгаря, некой царице Елене.
Вот, что рассказывает Мовсес Хоренаци:
Елена же, украшенная, подобно своему мужу Абгару, верой, не вынесла жизни среди идолопоклонников и в дни Клавдия, во время голода, предсказанного Агабосом, отправилась в Иерусалим. Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала всем голодающим, о чем и свидетельствует Иосиф. Ее примечательная могила перед воротами Иерусалима сохранилась до сегодняшнего дня.
Самое интересное, что царица Елена действительно существовала. У еврейского историка Иосифа Флавия, на которого ссылается Хоренаци о ней подробно написано. Но никакой армянской царицей она не была, как и Авгарь армянским царем. Видимо Мовсес полагал ,что никто из его читателей не сможет прочитать " Иудейские древности"?
Итак, Елена никто иная как хорошо известная в истории царица сирийского (ассирийского) государства Адиабена, принявшая иудаизм (в иудейской традиции Хеленей ха-Малка) и окончившая свои дни в Иерусалиме. Разумеется Авгарь не был ее мужем, а всего лишь современником. Мужем Елены Адиабенской, согласно Иосифу Флавию, на которого ссылается Хоренаци, был царь Адиабены Монобаз l ("Иудейские древности 20.2 п 2). О принятии ею христианства тоже ничего неизвестно. О жене Авгаря ничего не известно, кроме её имени - Шалмат, которое фигурирует вместе с именем Авгаря на колонне в Урфе (Эдессе).
В таком сирийском ( ассирийском) письменном источнике как "Учение Аддая" ( время создания 5-6 века) Шалмат именуется "дочерью Мехердата, супругой Авгаря и матерью Ма'ану" И вообще Адиабена и Осроена были разными государствами и в состав Великой Армении входили разве что краткое время в правление Тиграна Великого (хотя армянское предание упорно называет Осроену Малой Арменией, Малым Хайком).
Впоследствии в армянской традиции образ царицы Елены ( Эгине) обрастает еще более легендарными подробностями. Ей приписывается знакомство и дружба с Богородицей, строительство христианской часовни на месте нынешнего храма Гроба Господня, а также основание в Иерусалиме армянского монастыря святых архангелов в 1 веке ( хотя христианское монашество вообще- то появилось в 4 веке в Египте).