ЧЕЧНЯ. Функционирование русского языка в качестве доминирующего в большинстве сфер жизни чеченцев приводит к взаимопроникновению и смешению двух языков. Результатом этого является распространение специфических норм речевой культуры.
В связи с этим, наблюдается необходимость формирования методики обучения русскому языку в школах как неродному, отмечает заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания ЧГПУ Раиса Буралова.
В этом году Чеченский государственный педагогический университет приступил к реализации государственного задания, связанного с исследованием коммуникативного поведения билингва в аспекте проблем межкультурной и межъязыковой коммуникации в образовательном и культурном пространстве полилингвального региона. В рамках этого проекта специалисты вуза проводят исследования, направленные на изучение особенностей коммуникативного поведения билингвов, использующих русский и чеченский языки.
Результаты этих исследований помогут определить основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся-билингвы при общении на русском языке, а также выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения.
«Коммуникативное поведение представляет собой один из важнейших компонентов национальной культуры. Его изучение в контексте взаимодействия культур в многонациональном обществе чрезвычайно важно, поскольку оптимальная межкультурная коммуникация должна строиться на знании этнических и культурно-исторических особенностей народов, поиске общих и частных черт национального менталитета. В настоящее время особую актуальность и значимость для создания многомерной теории коммуникации имеет обращение к коммуникативному поведению носителя национально-русского билингвизма, типичного для многих регионов РФ и стран постсоветского пространства», — отметила Раиса Буралова.
Сотрудниками вуза также планируется разработка и апробация новой методики формирования навыков соблюдения релевантных норм речевого взаимодействия учащимися-билингвами. Одной из главных задач проекта является выявление проблем, связанных с межкультурной коммуникацией, которые могут возникать при использовании двух языков в образовательной и культурной сфере.
Реализация госзадания также предполагает подготовку учебника для высших учебных заведений «Современный чеченский язык. Синтаксис: Словосочетание. Простое предложение», ряда учебных пособий: «Развитие русской речи студентов-билингвов», «Русская академическая коммуникация», «Речевой этикет: секреты успешного общения», «Обучение русскому языку учащихся с родным чеченским языком», «Глагольная лексика как средство развития речи учащихся-билингвов», а также проведение всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Коммуникативное поведение билингва в образовательном и культурном пространстве поликультурного региона».