ЧЕЧНЯ. . . . Среди людей последней категории следует особо выделить известного многим Тутакая (Тутахьай), человека по храбрости своей подобного льву. Он, кстати, был сыном воителя времен шамилевского государства (давла) и периода, последовавшего за пленением Шамиля, а именно - Уммы Зумсоевского-Киялальского. Умма же этот показал себя настоящим царём владыкой во время боев: человеком столь надежным для участников газавата, словно бы он - ну самый настоящий замок; личностью обладающей «белой рукой» в сражениях и войнах. Он был ведь непосредственным участником большей части особо памятных событий и прославился тем, что пошёл в своё время к русскому падишаху, сделав это вместе со своими товарищами-мюридами, среди которых была тогда и такая, к примеру, фигура, как известный ученый и одновременно величайший поэт Атабай Мартанский, также и другие лица.
История жизни хаджи Уммы Зумсоевского-Киялальского, имя его, останутся навсегда в памяти и аристократии, и простого народа. Будут они вспоминать его вплоть до конца света!
Из-за участия своего в согратлинской смуте этот хаджи Умма был позднее повешен русскими в Грозненской (Сундж) крепости. Вместе с ним же повешены были тогда ещё и такие личности, как Дада Зандаковский и хаджи Алибек Чеченский. Да помилует Аллах их обоих!
Так же, как Тутакай - сын Уммы, показал себя тогда и известный своим героизмом телетлинец Джавадхан. Так вот, он и ещё не сколько десятков человек храбро бросились как-то вглубь рядов, образованных близ крепости проклятыми врагами, и, с дозволения всевышнего Аллаха, обратили последних в бегство, сделав это при помощи своих шашек (сайф), которые блистали тогда как молнии. Так сражались они, и в том числе, естественно, Джавадхан, до тех самых пор, пока волнение и, можно даже сказать, страх не охватили всех тех «прислужников», что имелись в «царстве», которым управлял Меликов, а также главарей, подчинённых ему».
Источник: Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана (Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 195.)