ДАЙДЖЕСТ: |
При создании поэмы А. Тугузов во многом опирался и на свой личный опыт: был «участником и очевидцем самых трагичных событий в истории чеченского народа на рубеже ХХ-ХХI веков» (М. С. Гайраханов).
Несомненным достоинством поэмы является объективность автора: он не впадает в крайности при характеристике даже тех представителей чеченского народа, кто был против стихийного восстания. Это Арцу Чермоев, Ойшиев, Саралиев, Мовсаров, Мустафинов. Он говорит о них:
«Молодцеватые такие
И любящие свой народ.Все — офицеры царской власти —
Погоны, молодость и стать.Все в основном туземной части,
Все — наши братья, так сказать».Да, это братья, просто у каждого из них своя «правда» (это хорошо показано автором несколько ниже — в диалоге Уммы Дуева и Арцу Чермоева). Более того, автор хорошо знает, что и те, и другие выполняют волю Аллаха: «Одним всесильным роком ведом И вешающий, и мертвец».
Однозначно отрицательно автор характеризует только «двоих заблудших голышей» — убийцу Понявина и вора Нигматуллина, вынужденно исполняющих роли палачей. Тут вспоминаются слова нобелевского лауреата Альбера Камю, который в одном из «Писем немецкому другу» заявлял, что он противопоставляет «две позиции, а не две нации». «Я ненавижу только палачей», — объяснялся Камю.
Совершенно права Марина Саввиных, когда пишет, что «чеченский поэт как бы с высоты орлиного полёта озирает происходящее взором не судьи, а честного свидетеля перед очами Того, в чьей воле жизнь и смерть, время и мироздание». Как настоящий поэт, А. Тугузов видит всю противоестественность и несуразность происходящего и описывает это с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей, избегая политических оценок.
Говоря о художественных достоинствах поэмы, необходимо подчеркнуть, что создавая образы осужденных, автор не жалеет красок, уделяя особое внимание подробностям, мелким (казалось бы) деталям. Ничто не ускользает от его внимания. Вот на первой арбе к месту казни подвозят разменявшего восьмой десяток лет Умму Дуева, наиба «двух земных имамов». Рисуя образ Уммы Дуева — глубокого старика, разменявшего восьмой десяток лет, автор говорит о «больших тяжелых кандалах», в которые он закован, о его седой голове и густой бороде до живота, и сравнивает его с беркутом «в облаках». Умма стоит, «тяжело и прямо», подняв седую голову, «как ствол чинары — гордо и сурово», и «насупив брови», смотрит «на мир вещей в последний раз». Здесь автор ненавязчиво, как бы вскользь напоминает нам, что Умма уходит из тленного «мира вещей» в мир бессмертных идей.
Эти мастерски выписываемые А. Тугузовым подробности, казалось бы, несущественны, но на самом деле они очень важны, так как несут наиболее значимую информацию и о героях, и о происходящем, и о позиции самого автора.
«Вот взгляд надменно пробежался
Над чуть притихшею толпойИ на мгновенье задержался
На виселице полевой.— Какое глупое виденье, —
Подумал Умма свысока,И дымка лёгкого презренья
Скривила губы старика».Взгляд Уммы «надменно пробежался»… нет, не по толпе, а «над толпой»! И этот взгляд, «надменно» пробежавший «над чуть притихшею толпой», и эта едва заметная «дымка легкого презренья» подчеркивают не только противоестественность происходящего, но и его бесполезность: жестокостью силы можно подавить протест, но невозможно убить любовь к Свободе.
Умма оглядывается и видит вторую арбу, на которой — Алибек-Хаджи Алдамов Зандакский, «враг государства и царя». Он тоже стоит на арбе, «держась легко и прямо, глазами темными горя», и лицо его не бледно, а горит «румянцем жизни молодой».
Да и все другие осужденные — то же самое.
«Все шли спокойно и степенно,И лишь глаза из-под бровей
Смотрели дерзко и надменноНа суетящихся людей».
Дада Залмаев «с усмешкой горькой провожает Последний свой на свете день»; «Легко ступал Курко Веденский С улыбкой доброй на устах»; Хусейн-Хаджи из Акты-шаха «Шагал во власти грозных дум»; «Косум Поглаживал лицо худое»; «И гордо голову подняв, Шагал Мита из Чеберлоя»; «Слегка по слякоти хромая, Высокий, стройный и худой, Последним шел Дада Умаев С короткой черной бородой».
Видно, что А. Тугузов любит героев своей поэмы, которые честь ценили выше жизни!
Наверное, этой любовью объясняется еще один художественный «прием», применяемый автором. При описании наиболее драматических моментов А. Тугузов спешит перейти к описанию природы, он как бы пытается отвлечься от ужасной картины подготовки к казни. Часто для этого автор использует образ белых снежинок, тщательно и подробно описывая чуть ли не каждую из них:
«Не портя общий фон картинки
Смешным присутствием своим,Кружили белые снежинки,
Как пчёлы шустрые, над ним:Одна куда-то пролетала,
Вторая, в лёгкой суетеТанцуя, плавно застревала
В седой косматой бороде.А третья ветрено и глупо
Дразнила тёмный воротникЕго овчинного тулупа
И пропадала в тот же миг».Про Алибека Алдамова, охарактеризованного автором как «враг государства и царя», читаем:
«Ни месяцы тюремной драмы,
Ни приговор, ни час концаНе погасили глаз имама,
Не стёрли цвет его лица:Округлое, оно горело
Румянцем жизни молодой...».Здесь автор опять, как бы не выдерживая напряжённости ситуации, «отводит» взгляд, обращая внимание читателя на другие подробности:
«Арба тяжелая скрипела,
Быки пыхтели вразнобой.А он стоял в тулупе сером,
Бесстрастно глядя на людей,И вдруг увидел офицеров
И двух унылых палачей:Один стоял у табуретки,
Как будто весь из синих жил,И белый снег, сырой и редкий,
Беззубой челюстью ловил».Кружащиеся как пчелы «белые снежинки» падали на Умму, плавно застревая «в седой косматой бороде» его, и как бы «ветрено» заигрывая с ним. Снежинки как бы пытались укрыть героя от действительности, успокоить его. Здесь же «весь синий» то ли от страха, то ли от холода «унылый палач» «беззубой челюстью ловил» … не белые летучие снежинки, а «сырой и редкий» снег. Чуть ниже Алибек-Хаджи ловит «лицом крылатый снег».
Он призывает товарищей не позволять нелюдям-офицерам скалиться над своей бедой и встречает смерть «с улыбкой». Он не боится смерти — знает, что умирает за правое дело.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство: стоя под виселицей, Алибек Алдамов отдает свой тулуп кузнецу со словами:
«Носи его, да будет тёплым
Твой путь, ославленный к концу».В этих нескольких словах подчеркнуто сочувственное отношение приговоренного к кузнецу, вынужденному участвовать в неблагородном деле («да будет теплым твой путь»), и сожаление о том, что жизненный путь старого кузнеца отныне будет «ославлен», покрыт позором за это участие.
К месту казни привозят других участников восстания, «собратьев боевых» героя поэмы. Каждый из них идет на смерть спокойно, «гордо голову подняв», «с улыбкой доброй на устах».
«Все шли спокойно и степенно,
И лишь глаза из-под бровейСмотрели дерзко и надменно
На суетящихся людей».И снова мы видим, как
«Снежинки белые летали,Танцуя с ветром и судьбой,
Как будто тоже утешалиИ звали в небо за собой».
Диалог старого Уммы Дуева и его последнего сына вообще невозможно читать без слез! Дада Умаев, выросший в России, знает о безнадежности борьбы горстки горцев против империи, но не может оставить отца. Нравственность одерживает верх над всеми остальными соображениями. Очень несправедливо, когда гибнут такие люди, как Дада Умаев. Если бы игра судьбы не привела его к преждевременной гибели, может быть, он смог бы принести своему народу много пользы.
Асламбек Тугузов в конце поэмы пишет:
«А я, ваш брат, под небесами
Деливший с вами хлеб и кров,Хотел обычными словами
Рассеять плотный мрак веков.И если вдруг не получилось,
И если что пошло не так,Да станут мне порукой милость
И добрый ваш душевный такт».Хочу уверить: Асламбек, у тебя получилось «рассеять плотный мрак веков» и «светильник воинов свободы» вернуть «народу своему».
Дала Ше даькъалболба хьа кхоллам. Дала низ лолба хьона кхы дӏахо а халкъанна иштта пайдана хургдола кинижкаш яьзде.
Хаваш НАКОСТОЕВ, Председатель Союза писателей Республики Ингушетия
Источник: Газета "Аргун (Орга")СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы
С. ОСЕТИЯ. В Северной Осетии состоялся молодежный форум с участие студентов строительных факультетов
КРАСНОДАР. На Кубани унифицировали правила пребывания в горах
АСТРАХАНЬ. В Астрахани открыли мемориальную доску Герою Советского Союза Наталье Качуевской