ДАЙДЖЕСТ: |
«…Мы все больше узнавали друг о друге. Нас учили, как вести себя в обществе, в столовой, вполголоса разговаривать на улице и в комнате…». Эти слова из альбома более чем сорокапятилетней давности. Пожелтевшие страницы хранят воспоминания, сегодня принадлежащие истории. Истории – к счастью или к сожалению?.. …
«Гимназия горянок» или институт благородных девиц. Так называли когда-то школу-интернат горянок №15, располагавшийся на проспекте Революции города Грозного полвека тому назад. Об интересной жизни и судьбе интерната смогли бы поведать его воспитанницы. Но еще увлекательней расскажет директор школы, стоящая у истоков создания школы-интерната горянок. Да, да… ровно 50 лет тому назад 10 октября была открыта первая школа-интернат для девочек в республике. Ее назначают директором гимназии в 1959 г. Она проработает в ней 40 лет (до начала второй военной кампании). Об этой женщине следовало бы писать под рубрикой «Йижарий», и она заняла бы одно из достойных первых мест известных чеченских женщин. Именно Фариза Вагабовна Магомадова (Даутова), единственная в те годы чеченка-преподаватель в республике...
Из альбома воспоминаний: «Она была и остается нашей второй мамой, а иногда и первой, потому что на редкость отзывчива, заинтересованна, готова всегда выслушать, понять помочь – и помогала, казалось, в безвыходной ситуации. Спасибо Вам, наша обаятельная и талантливая Фариза Вагабовна, за сердечность и благородство, за все хорошее и прекрасное, что Вы передали нам. Простите нас, если мы Вас когда-то, может, огорчили неосознанно, но, все равно, любя». Моей собеседнице почти 85 лет, но она молода душой, полна оптимизма, хотя в ее жизни было достаточно испытаний. Но она не хочет вспоминать о плохом. …
Некоторые детали. Фаризе всегда нравилось учиться, особую склонность проявляла к точным наукам. Школу №2 города Грозного закончила на год раньше одноклассников: выпускные экзамены сдала экстерном. Поступила на технологический факультет нефтяного института. Первую сессию сдала на «отлично». Двадцать второго февраля начались зимние каникулы, а двадцать третьего всех выслали в Казахстан. Там 16-летняя Фариза поступает в Ташкентский текстильный институт. Но кто-то решил, что спецпереселенке не место на студенческой скамье. Через некоторое время девушка поступает в Чимкентский учительский институт на физмат, в то же время работает в маленькой поселковой школе учителем математики. Фариза уже замужем, но вскоре в молодую семью пришла трагедия – погиб муж. Своего ребенка – девочку – она родила спустя пять месяцев после гибели мужа... Одиннадцать лет проработала Ф. Магомадова в поселковой школе. В 1957 году вернулась на родину и сразу же пошла работать завучем в школе №31, что в Черноречье. – Я проработала около двух лет, и тут приходит ко мне на урок представительная комиссия. После урока жду «разбора полетов», но никаких замечаний. А еще через дня три вызывают меня в министерство. Министр, Павел Цыганков говорит: «Решили мы тебя, Фариза, назначить директором школы-интерната горянок». Было это 15 августа. До начала учебного года оставалось всего две недели… – вспоминает Фариза, и улыбается, рассказывая о все новых подробностях начала своей работы в «институте благородных девиц», как его впоследствии назвали грозненцы.
Необходимость открытия интерната для горянок была вызвана тем, что чеченцы не давали обучаться своим детям в городе.
При этом образование в селах находилось на очень низком уровне. Но как же побудить родителей к тому, чтобы они позволили дочерям учиться? На помощь пришли члены тогдашнего правительства, которые первыми подали пример, отдав своих дочерей на учебу в открывшийся интернат. Эти девочки стали здесь первыми ученицами. – Дочери Бузуртанова, Цутиева, Льянова, Эсембаева, Асхабалиева, Чапанова, Мальсагова были элитой в нашем интернате. Девочки воспитанные, знали, как себя вести в обществе. Они стали примером для всех остальных во всем: как одеваться, как ухаживать за собой. Первый набор – двадцать пять человек с пятого по одиннадцатый классы. Впоследствии цифра достигала до шестисот воспитанниц. Кстати, из всех учебных заведений только у нас был одиннадцатый класс. Потому что наши выпускницы получали необходимые знания для того, чтобы после окончания школы они уже могли преподавать в начальных классах, ведь тогда был дефицит преподавателей в сельских районах, – вспоминает Фариза Вагабовна.
Урок «красивой походки». Как уже говорилось, школу-интернат для горянок называли «институтом благородных девиц». И здесь не было никакой иронии. Здесь девочек учили не только математике и литературе. Не меньшее внимание уделялось танцам, музыке, домоводству. Был даже урок «красивой походки»! «Благородные девицы» обходились без помощи техничек: сами убирали спальни и классные комнаты, мыли окна. Обучая различным дисциплинам, свои знания воспитанницам передали известные преподаватели такие, как завуч Евгения Андреевна Базоркина, старший воспитатель Марьям Хасбулатовна Мальсагова, Алла Андреевна Зоря (одна из лучших преподавателей), Лиля Магомедовна Нальгиева, Шукран Махмудовна Алиева, Софья Казбекована Азиева и другие. Но больше всех полюбилась ученицам Юлия Хамидовна Лоова. …Я смотрю на пожелтевшее фото. Лица девочек такие разные: грустные, вдумчивые, тревожные… В центре снимка – миловидная женщина со спокойной улыбкой. Это – воспитательница Ю. Х. Лоова.
Из альбома воспоминаний: «…Переходя из класса в класс, мы узнавали больше, и, конечно, благодаря Юлии Хамидовне. Она увлекается и музыкой, и живописью, и поэзией. Было много вечеров, посвященных Чайковскому, Бетховену, Штраусу. Произведения этих композиторов не всегда были понятны нам. И здесь на помощь приходила Юлия Хамидовна… …Большое влияние на формирование моего характера оказала моя воспитательница, которая стала и остается для меня матерью. И я от всего сердца благодарна ей за ее душевное внимание, чуткость ко мне…»; И еще: «…Трудно ей было из беспечных девочек сделать более мыслящих. Мы многому обязаны ей. После разговора с ней у меня на душе становилось легче… … А главное, она ни в чем не откажет, посоветует, подскажет. И очень справедливая… …Мы все уходим, а Юлия Хамидовна остается. Хочется и ее забрать».
Перед учителями и девочками была поставлена задача – во всем быть лучшими. Уделялось внимание не только учебе, но и здоровью детей. Каждое лето девочек вывозили на берега Черного и Каспийского морей. Знаменитые гости побывали в стенах интерната за годы его существования – Махмуд Эсембаев, Муслим Магомаев, Раиса Ахматова, Руслан Аушев. В то время частыми гостями были и участники Великой Отечественной войны, особенно из 242-й горно-стрелковой дивизии имени Кутузова, которые встречались в нашем музее боевой славы, что было результатом большой поисковой работы учителей и воспитанников интерната. Строгая и требовательная в подборе учителей, вместе с тем Фариза Вагабовна очень заботилась и о своих воспитанницах, и об учителях. Прекрасные условия создала для учебы, питания, отдыха быта… – Жизнь в интернате была насыщенной, мы старались, чтобы девочки сохранили заряд энергии доброты на всю жизнь, – вспоминает директор Ф. Магомадова. – Чтобы они выбрали себе дело по душе, чтобы были счастливы. Так оно и случилось – многие воспитанницы в жизни достигли своей цели, нашли себя…
По волнам памяти. Самоотверженный педагогический труд Ф.В. Магомадовой не раз был отмечен, хотя и реже, чем она была того достойна. Заслуженный работник образования РСФСР, кавалер ордена Ленина, который был ей вручен в Кремле в 1960 году – вот некоторые из ее наград. Из альбома воспоминаний: «…В интернат я пришла в 1965 году… За эти годы я очень многому хорошему здесь научилась. Было проведено очень много встреч, вечеров, посвященных композиторам, певцам, поэтам. Но особенно мне запомнился новогодний вечер, который был в шестом классе. Шестой класс был еще новенький… В этом, 1965 году, у нас впервые зародилась традиция тянуть жребии и дарить друг другу подарки…». «…Больше всего за годы учебы мне понравился диспут «Скажи мне обо мне». Он проходил очень интересно. Вставала девочка, и мы должны были охарактеризовать ее. Все говорили правду, и никто не обижался. Наоборот, каждый старался избавиться от отрицательных черт». «…Интернат для меня стал вторым домом, воспитатель – второй мамой. Мне все здесь нравится – учителя, воспитатели. Сколько труда и усилий они вложили, чтобы мы стали людьми, нашли свою верную тропинку в жизнь…». …Год назад в нашу редакцию поступило письмо от воспитанницы интерната Рабат с просьбой восстановить гимназию горянок: «Так хочется, чтобы девочки из далеких сел республики получили образование в этой гимназии…». Ведь это возможно, считает Рабат, тем более сейчас, когда после войны снова восстановлены села и города, и для него, молодого Президента, кажется, нет ничего невозможного… И жители Чеченской Республики должны снова сюда вернуться, как вернулась когда-то она, Рабат…
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ
КРАСНОДАР. В Сочи открыли после реконструкции многопрофильную площадку лицея №95
Девятый суд о беспорядках в аэропорту Махачкалы стартовал на Ставрополье
Верховный суд КБР исследовал три тома уголовного дела о геноциде в годы ВОВ
Оппозиция в Абхазии: кто такие, чего хотят и как относятся к России?
Искусственный интеллект посоветовал «бесполезному» человеку уйти из жизни
Предновогодний мастер-класс: кулинарные хитрости от Гаяне Бреиовой!