История, тейповый состав Чеченцев Ауха (Новолакский, Хасав-Юртовский районы). Углубляясь в архивы и в историю доступную в последнее время, мы обнаруживаем, что многое не соответствует действительности.
В последнее время усилилась научно-исследовательская работа среди чеченских историков, что дает надежду на будущее. В этой теме мы попытамеся подробнее показать всю структуру и звенья Ауховской Чечни.
В 15 в. началался процесс выхода из горных ущелий чеченских обществ, чеченцы как самые активные борцы против нашествия Тимура, не имели возможность из за больших потерь в людских ресурсах снова выйти на равнину, новое освоение своих земель вылилось в стычки с другими кавказскими народами. Первых чеченцев спускавшихся на равнину в основном называли по имени горной местности акки( Акки Лам).
Кабардинцы называли их "шашэн", осетины - "цацан". Русские первоначально называли чеченцев "окочанами", "аккинцами" по названию горной области, откуда спустились нарты-карабулахи( дрвенее подразделение Нохчи), затем нынешним именем по названию села Большой Чечен. Исторически территория Чечни делится на Большую Чечню и Малую. До XV-XVI вв. чеченцы жили в основном в горах ( плоскоть была занята иноземцами), образуя отдельные территориально-политические группы.
Основываясь на многих данных и реальных фактах, мы сделаем определенные выводы, что Ауховцы( Аухар Нохчи) или равнинная Аькха( есть и горная Аькха)- это сообщество разных нохчи тейпов, есть предположения что среди них есть небольшое количество г1алг1аевских семей(?)(ассимилировались) , эта земля простиралась от Гудермеса(Гуьмс) до острова Чечен в Каспийском море.
Первых чеченцев спустившихся с гор на свои бывшие равнинные земли(после нашествия Тимура), русские переселенцы и купцы называли акки.
Но на самом деле это были различные тейпы и общества чеченцев, как орстхой, самих аккинцев, ч1еберлой, нохчмахкахой, ч1антий. За равнинными поселенцами чеченского Ауха в историю прочно вошло название ара-аькхий или ауховцы (см. состав тейповый состав чеченцев Ауха). Это еще укрепилось после возвращения из ссылки, всех Хасав-Юртовских чеченцев советские борзописцы начали складывать не углубляясь в детали в одну полку. Так беной и ц1онтарой, куршалой записаны аккинцами(равнинные), ч1антой(и) записаны аккинцами, щеберлой(ч1еберлой) записаны аккинцами, шарой записаны аккинцами, орстхой-цечей записаны аккинцами, как и пешхой ...
Это с удивление заметил еще один чеченский исследователь Арсаханов:«С достоверностью можно сказать, что переселение аккинцев на плоскость носило не чисто аккинский характер. Об этом свидетельствует весьма пестрый в тайповом отношении состав аккинцев» (Арсаханов, 1959, с. 8 - 9).
Еще два тейпа вписанных в арар-акхий: Пхарчахой (Пхьарчахой)(Считаеться что большинство выходцев этого тейпа выходцы из тейпа Ширди, позже с ними ассимилировались ч1анти) . Пхарчой (Пхьарчой). посмотрим историю этого тейпа:
На землях к востоку и северо-востоку от современных дагестанских селений Куруш — Костек — Казьмаул — Сулевкент и до озера Акташского расселились чеченские общества из пхьарчхоевской группы «Ч1ебарлой», имеющие и в настоящее время своих представителей среди ауховских пхьарчхоевцев.Главным опорным поселением группы Чебарлой было «Ч1ебарлой-Эвла» (или Кунтий-Эвла), располагавшееся на месте современного дагестанского селения. Костек. В начале Xviii века около этого чеченского поселения обосновались русские рыбаки со своим главарем по имени Костя. Вскоре временное поселение русских рыбаков, вошедшее, вероятно, в дружеские контакты с чеченцами из Шебарлой-Эвла, получило от последних название Костийн-Отар (хутор Кости), Расположенное у самого края сулакской поймы, поселение постепенно пополнялось за счет кумыкского населения, прибывавшего преимущественно из-за Сулака. Оба поселения (Ч1ебарлой-Эвла и Костийн-Отар) впоследствии слились и в официальных русских документах сохранилось название «Костек». Вплоть до 1944 г. селение Костек, в соответствии с принятой традицией, делилось на два основных квартала: Аьккхий-Эвла (Село аккинцев) и Иумкий-Эвла (Село кумыков).
Тейповый состав чеченцев(аккинцев) Ауха(Хасав-Юрт):
1)31ог1ой, 2)Пхьарчхой( происхождение ведут от Ч1еберлой и Ч1аьнтий), 3)Орстхой(Ц1ечёй), 4)Ваьппи, 5)Барчхой, 6)Кхархой, 7)Пулой, 8)сами Ч1анти, 9)Зандакъой, 10)Курчалой(Куршлой), 11)Билтой, 12)Кевой, 13)Пешхой, 14)Бацой, 15)Нокк-хой, 16)Мержой, 17)Овршой, 18)Дишной, 19)Курчалой, 20)Пордалой, 21)Гендарганой, 22)Эг1ашбатой, 23)Гуной, 24)Ц1онтарой, 25)Жевой, 26)Беной, 27)Шарой, 28) Ч1еберлой, 30) Ширдий-это говорит о том, что ара-эькхкхи - условное, собирательное название представителей различных нахских тайпов